Чистый четверг: что надо обязательно сделать, а что делать нельзя

Чистый четверг – это день, который предшествует Великой Пятнице и Пасхе. В этот день есть определенные обычаи и правила, которые нужно соблюдать, чтобы подготовиться к празднику. Ниже приведены основные действия, которые можно и нужно сделать в этот день, а также то, чего лучше не делать.
Что надо сделать
Очистить дом от старых вещей и мусора. Это символизирует очищение души перед Пасхой. В восточно-православной традиции это называется "благоустройством жилища". Символически это означает избавление от всего ненужного и готовность к новой жизни.
Постараться не говорить лишних слов и не обидеть никого. Чистый четверг – это день прощения и миропонимания. Это время для того, чтобы сделать шаг к примирению со своими соперниками и врагами, и получить прощение от Бога за свои грехи.
Приготовиться к исповеди и причастию. В этот день можно сходить в церковь и приобщиться к таинствам. Исповедь и причастие – это необходимые условия для того, чтобы Пасхальная радость стала доступной каждому человеку. Причащение во время Чистого четверга помогает нам очиститься от грехов и подготовиться к Пасхе.
Приготовить пасхальные яйца и куличи. Традиционно, на Пасху устраивают праздничный обед, на котором эти блюда являются неотъемлемой частью. Пасхальные яйца символизируют воскрешение Христа, а кулич – это символ Его тела. Подготовка этих блюд – это не только традиция, но и возможность сделать что-то своими руками и поделиться этим с близкими.
Вспомнить усопших родственников и помолиться о них. В этот день обычай поминовения усопших. Чистый четверг – это день памяти усопших, и мы должны вспомнить о тех, кто уже ушел из этой жизни. Молитва за умерших – это не только проявление уважения к предкам, но и возможность помочь им в духовном плане.
Что нельзя делать
Нельзя работать в этот день. Чистый четверг – это день тишины и покаяния. Это время для того, чтобы отдохнуть от забот и повседневных дел, и посвятить себя духовной жизни.
Нельзя осквернять святые предметы. В этот день особенно важно проявлять уважение к вере. Святые предметы – это связь с Богом, и мы должны относиться к ним с особым вниманием и почтением.
Нельзя гулять и шуметь на улице. В этот день не принято шуметь и веселиться, лучше посвятить время молитве и размышлениям. Чистый четверг – это время для того, чтобы сосредоточиться на своей духовной жизни и подготовиться к Пасхе.
Соблюдая эти правила и обычаи, можно подготовиться к Пасхе и принять ее с чистой душой и ясным умом. В этот день мы можем не только очистить свой дом от лишнего хлама, но и нашу душу от грехов, и подготовиться к новой жизни во Христе.
Ваша публикация оказалась весьма привлекательной
Благодарю за комментарий!
Гефсиманский сад
Мерцаньем звёзд далеких безразлично
Был поворот дороги озарён.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.
Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный Путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.
В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной».
Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.
Ночная даль теперь казалась краем
Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.
И, глядя в эти чёрные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца.
Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дрёмой,
Валялись в придорожном ковыле.
Он разбудил их: «Вас Господь сподобил
Жить в дни Мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников Себя предаст».
И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди — Иуда
С предательским лобзаньем на устах.
Пётр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: «Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.
Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы Мне сюда?
И волоска тогда на Мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.
Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного её величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко Мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты».
Борис Леонидович Пастернак, 1949
Чин умовения ног: когда Учитель смиряется перед учеником
На Страстной седмице, в Великий Четверг, Церковь вспоминает события Тайной вечери, центральное из которых – установление Спасителем таинства Евхаристии. Тайная Вечеря была последней ветхозаветной пасхальной трапезой, которую Иисус Христос совершил вместе с учениками. Далее последовали взятие Его под стражу, распятие и крестная смерть. В Священном Писании о последней трапезе Господа упоминают все четыре евангелиста, а также апостол Павел в Первом послании к Коринфянам. Евангелист Иоанн, однако, рассказывает еще об одном событии, о котором молчат остальные, – омовении Спасителем ног Своим ученикам. Этот евангельский эпизод послужил основой для появления в Православной Церкви чина умовения ног.
Сюжет
Господь «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». Когда очередь дошла до апостола Петра, тот начал прекословить: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» Спаситель ответил: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною», после чего апостол Петр попросил Учителя омыть «не только ноги мои, но и руки и голову». Господь ответил: «омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Закончив омовение, Христос преподал ученикам урок смирения: «если Я Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример…» Сказав это, Спаситель возмутился духом и засвидетельствовал, что один из учеников предаст Его.
Возможно, этот пример смирения был ответом Господа на возникший среди учеников в очередной раз спор. В иудейской среде практиковались ритуальные омовения ног при входе в дом после пыльных дорог, по которым ходили люди, считавшиеся ритуально нечистыми. У богатых ноги гостям омывал слуга или же сам хозяин дома, если он хотел выразить особое почтение. Ученики омывали ноги своему учителю. Христос же нарушил привычные нормы: Он прервал трапезу, чтобы Самому омыть ноги ученикам.
Господь исполняет служение раба, уничижая Самого Себя. В этом смысле, символически, омовение ног указывало на приближающиеся распятие и крестную смерть Христа, через которые будут очищены и получат вход в жизнь вечную все люди, в том числе, и Его ученики. Это позволяет понять ответ Господа апостолу Петру.
Омовение ног предваряет историю страданий Творца, в которой Бог являет Свою безграничную любовь к падшему миру. Интересно, что Господь начинает омовение с младших учеников и завершает старшими. Среди них и предатель Иуда Искариот, но это не изменяет его гнусного намерения.
Основными темами при толковании рассказа об омовении ног стали темы смирения и жертвенного служения ближнему, которым учит нас Господь на собственном примере. Об этом говорят и богослужебные тексты. В связи с этим евангельским эпизодом святые отцы также говорили о крещении и необходимости внутренней чистоты перед тем, как приступить к Евхаристии.
Как появился чин?
Омовение ног, которое совершил Господь, в христианской среде постепенно превратилось в литургическое действие. Так, например, в IV– V веках на Западе в городах Аквилея, Медиолан и Иппон встречалась практика омовения ног только что крестившимся. На Востоке она отсутствовала, хотя толкования, связывающие рассказ об омовении ног с Таинством крещения, существовали.
Современный чин умовения ног, совершаемый в Великий четверг, не связан с древней крещальной практикой. Он возник в Иерусалиме в VI–VII веках и, по мысли отечественного литургиста священника Михаила Желтова, явился «отражением общей тенденции максимально подчеркнуть изобразительную символику страстного богослужения, особенно явную при его совершении во Святом Граде».
В Иерусалиме этот чин служили сразу после литургии Великого четверга. Он включал в себя чтение соответствующего отрывка из Евангелия от Иоанна, ектению, молитву, само омовение ног и заключительный тропарь.
Приблизительно в VIII веке этот чин перешел в практику Константинополя, где, в отличие от Иерусалима, первоначально совершался не после, а до литургии Великого четверга, что отражено в Типиконе Великой Церкви, в первоначальной редакции Студийского Устава и в Евергетидском Типиконе. По сравнению с иерусалимским чином константинопольский стал более сложным.
Впоследствии чин умовения ног был заимствован из Константинополя Русской Церковью. В ХХ веке это литургическое действие фактически перестало совершаться у нас, традиция сохранялась лишь в отдельных епархиях.
В 2009 году, впервые в новейшей истории, Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил этот древний чин в Богоявленском кафедральном соборе Москвы после окончания литургии Великого Четверга.
Как и когда проходит чин?
Сейчас этот трогательный чин совершается в кафедральных соборах при архиерейском служении в конце литургии святителя Василия Великого в Великий четверг. Он призван напомнить нам о безмерном снисхождении Спасителя, омывшего ноги Своим ученикам на Тайной вечери, а также показать ценность и высоту христианского смирения.
Чин умовения ног совершается посреди храма после заамвонной молитвы.
Хор исполняет песнопения Великого четверга (ирмос и два тропаря пятой песни канона этого дня и стихиры). Диакон возглашает мирную ектению, затем архиерей читает две вступительные молитвы (одну во всеуслышание и главопреклонную тайно). Далее молящиеся слушают соответствующий отрывок из Евангелия от Иоанна.
Архиерей, который является литургическим образом Спасителя, сняв с себя верхнюю часть облачения (омофор, панагию и саккос) и препоясавшись длинным белым полотенцем (лентием), умывает и вытирает этим полотенцем ноги двенадцати священников, которые символизируют собравшихся на вечерю апостолов.
После того, как омыты ноги одиннадцати священников, двенадцатый, который по чину символизирует апостола Петра, отказывается от омовения. В соответствии с евангельским рассказом, после слов Господа «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», он просит омыть не только его ноги, но и руки, и главу, затем произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти».
После омовения и окончания Евангелия читается заключительная молитва чина, в которой испрашивается у Господа Иисуса Христа омыть «всякую скверну и нечистоту наших душ», отерев их «лентием любви».
Священник Димитрий ТРОФИМОВ
https://dzen.ru/a/ZDcXlu3BHlU6mYPQ
Освящение мира и мироварение в Русской Церкви
В Великий четверг архиерей со «священники св. Софии» облачившись во все священные одежды, при пении Трисвятого переносил сваренное миро в алтарь и ставил его «влеве, возле святыя трапезы». Затем в сосуды вливали старое миро «колико будет» (ср. с грузинской практикой), и начиналась Литургия, на великом входе которой сосуды с миром переносились вместе со св. Дарами и поставлялись «справа наверх святыя трапезы». Освящение мира происходило после возгласа: «И да будут милости...». Архидиакон возглашал: «Вонмем», и архиерей, взойдя на степень, «иже пред святою трапезою», трижды благословлял миро и, сойдя, читал две молитвы: «Господи Милостиве и Отче светов...» и «Тебе, Богу всех и Царю...». О троекратном благословении мира после молитв не упоминается. По произнесении молитв Литургия продолжалась обычным порядком: диакон возглашал ектению: «Вся святыя помянувше...», и т. д. После Литургии миро относилось в сосудохранительницу (по одной из рукописей, «во олтарь в пределе Похвалы» [т. е. в придел Большого Успенского Собора Московского Кремля – С. В.]), где сам архиерей запечатывал его.
Древнерусская практика мироварения, включающая в себя не характерные для греческой традиции элементы, заслуживает особого внимания, поскольку свидетельствует о том значении, какое придавалось на Руси освящению мира. Оно воспринималось как явление, находящееся в центре литургической жизни Церкви и неразрывно связанное с событием праздника Пятидесятницы, таинствами Церкви и основополагающими священнодействиями – великим освящением воды и освящением храма.
mosmit.ru