Чудный блогер
Чудный блогерПодписчиков: 95
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг32.4к

Пасхальное триденствие - история и символы: Страстная пятница

61 просмотр
6 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,37 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Смерть Христа на кресте была одним из самых жестоких и постыдных наказаний, которые мог применить римский суд. Поэтому в первые годы христианства этот факт не подчеркивался и не был окружен особым культом. Все изменилось, когда реликвию Святого Креста нашла св. Елена, мать императора Константина

Пасхальное триденствие - история и символы: Страстная пятница

Сначала осужденный пронес к месту казни 45-килограммовую перекладину. Его толкали и били солдаты, заставляли приводить приговор в исполнение, на него плевали и забрасывали нечистотами свидетели этого жестокого зрелища.

Затем его раздели донага, даже не прикрыв смущающие места, как могли бы предложить средневековые картины. Его руки были привязаны или прибиты к перекладине, называемой патибулум, гвозди точно вбиты в запястья.

Осужденного затаскивали на заранее приготовленный столб, связывали или добивали ноги и ждали его смерти. Этот пришел медленно. Смерть на кресте была вызвана не телесными повреждениями, а долгими часами и даже днями мучений.

Наложение тела на орудие убийства приводило к систематическому удушению осужденного. Для продления агонии под ноги подкладывали опору, благодаря чему он мог время от времени плавать на кресте и ловить драгоценное дыхание. В конце концов он умер от истощения, голода и нехватки воздуха.

Тело сбросили в ближайшую яму, где оно стало легким кормом для животных. Поэтому наказание крестом было постыдным. Речь шла не только об убийстве человека, но и о публичном лишении его всякого достоинства и запугивании потенциальных последователей.

Пасхальное триденствие - история и символы: Страстная пятница

Распятие Иисуса Христа, средневековое изображение конца XII века (общественное достояние).

Поэтому неудивительно, что в первые годы христианства символа креста избегали и не пытались шокировать тем, что жизнь Христа закончилась таким образом. Поэтому среди христианской символики мы найдем не крест, а рыбу, и если появятся первые иконографии, то воскресшим и торжествующим Иисусом они будут изображать гораздо чаще, чем осужденного на смерть.

Конечно, распятия избежать не удалось. Масштаб позора, отмеренного Мессии, имел свое теологическое обоснование, он должен был показать, как, по мнению христиан, Бог позволил унизить Себя ради нашего спасения. Поэтому не совсем известно, поклонялись ли Страстной пятнице на заре христианской общины. Вероятно, эти события упоминались по случаю Воскресения Христова.

Есть только натянутые отношения что христиане старались почитать гроб Христа, и поэтому, чтобы изгладить культ, на этом месте был построен храм Афродиты. Но даже этот факт свидетельствует не о культе смерти, а скорее о поиске доказательств воскресения.

Ситуация коренным образом изменилась в IV веке с правлением императора Константина. Согласно преданиям, во время битвы Константина и Максенция у Мильвийского моста первым приснился крестный знак (по другим версиям он появлялся на небе), который воины должны были нарисовать на своих щитах.

Этот символ должен был принести Константину победу и власть над западной частью империи. Однако можно усомниться в правдивости этой истории, складывавшейся годами. Хотя тема чудесного сна и появилась, крест не упоминался. Тем не менее стоит подчеркнуть, что именно благодаря императору в 337 году распятие было исключено из набора наказаний, применявшихся Империей.

Пасхальное триденствие - история и символы: Страстная пятница

Битва у Мильвийского моста (Джулио Романо, 1520–1524 гг., общественное достояние).

Сам культ креста должен был развиться благодаря матери Константина, св. Елена. В 326-328 годах под влиянием чудесного сна она должна была предпринять поиски Гроба Господня и мощей Святого Креста. Согласно легендам, крест (на самом деле три креста - Христа и висящих рядом с ним разбойников) был найден в одной из цистерн близ Голгофы.

Для того чтобы определить, на каком из них висел Христос, их подвергли испытанию: к остаткам крестов должен был прикоснуться тяжелобольной житель Константинополя. Только прикосновение к последнему восстановило бы ее здоровье и силу. Другая версия легенды гласит, что крест был обнаружен благодаря табличке, на которой Пилат должен был записать вину осужденного.

С момента нахождения мощей креста и титулуса она должна была храниться в храме, построенном по инициативе Елены над предполагаемой могилой Христа. Как вспоминает паломник Эгерия, путешествовавший по Иерусалиму в 80-х годах IV века, всего через 50 лет после предполагаемого обнаружения остатков креста его культ был очень широко распространен.

В Страстную пятницу должны были проходить особые торжества. Центральным пунктом торжеств в этот день должно было стать торжественное поклонение кресту, заключающееся в возложении всеми верующими и оглашенными его мощей.

В этот день крест вынимали из серебряного сундучка, в котором он покоился каждый день, и клали на алтарь, покрытый льняной тканью. Приближающихся охраняли дьяконы, потому что, как было сказано, одно из поклонений должно было закончиться тем, что чрезмерно жадный христианин откусит кусок дерева.

Поклонение должно было происходить в часы распятия Иисуса. Ранее ему предшествовали молебны в местах, особо важных для последних мгновений жизни Спасителя. Еще ночью христиане собирались в Елеонском саду, а потом — до восхода солнца — шли к колонне, у которой должны были бичевать Иисуса.

Момент обожания последовал за коротким отдыхом и стал кульминацией дня. Каждый из элементов должен был вызывать у верующих нескрываемое умиление, а иногда даже судорожные слезы.

Момент обожания последовал за коротким отдыхом и стал кульминацией дня. Каждый из элементов должен был вызывать у верующих нескрываемое умиление, а иногда даже судорожные слезы. Момент обожания последовал за коротким отдыхом и стал кульминацией дня. Каждый из элементов должен был вызывать у верующих нескрываемое умиление, а иногда даже судорожные слезы.

Первые описания празднования Страстной пятницы в Римской церкви относятся к 7 веку, хотя способ празднования, должно быть, был создан гораздо раньше. С самого начала Святая Месса была оставлена ​​в этот день. Его должна была заменить простая литургия, состоящая из ряда чтений, вселенской молитвы и поклонения кресту.

Обычай Святого Причастия в Страстную пятницу не был постоянным. Иногда литургия заканчивалась накануне освящением Евхаристии, а иногда от нее отказывались, потому что поклонение считалось достаточным.

Поклонение в Риме иногда заменяли шествием с мощами. Это имело огромное значение для людей, живших на рубеже античности и средневековья. Описание Иоанна представляет собой не просто историческую хронику фактов, но намеренно принимает форму изображения распятия как акта царской коронации и возвышения. Это видение сильно повлияло на сакральное искусство, в котором Христос на кресте изображался в царских одеждах и с короной на голове.

Иногда его изображали торжествующим и улыбающимся. Отсюда и обычай покрывать фигуру Иисуса за две недели до Пасхи. Только во время литургии Страстной пятницы они были снова открыты, демонстрируя королевское величие.

Кающийся и угнетающий характер Страстной пятницы смешивался с надеждой на победу и предвещал воскресение. В котором Христос на кресте изображен в царских одеждах и с короной на голове. Иногда его изображали торжествующим и улыбающимся. Отсюда и обычай покрывать фигуру Иисуса за две недели до Пасхи.

Только во время литургии Страстной пятницы они были снова открыты, демонстрируя королевское величие. Кающийся и угнетающий характер Страстной пятницы смешивался с надеждой на победу и предвещал воскресение. В котором Христос на кресте изображен в царских одеждах и с короной на голове. Иногда его изображали торжествующим и улыбающимся. Отсюда и обычай покрывать фигуру Иисуса за две недели до Пасхи. Только во время литургии Страстной пятницы они были снова открыты, демонстрируя королевское величие. Кающийся и угнетающий характер Страстной пятницы смешивался с надеждой на победу и предвещал воскресение

Важным элементом литургии была и вселенская молитва, восходящая ко временам первых христиан. Упоминание об этом обычае можно найти уже в послании св. Павла к Тимофею, где Апостол призывает нас вместе молиться о начальниках и о всем народе Божием. В Риме всеобщая молитва приняла конкретную форму. Сначала диакон читал намерение, затем шла молитва в тишине, а затем подведение итогов, т. е. собирание, вновь пропеваемое диаконом и подтверждаемое верующими словом «аминь». В Страстную пятницу люди преклоняли колени во время молитвы, за исключением интенции, посвященной евреям, во время которой еврейское население обвинялось в убийстве Христа. До 1959 года формула этой молитвы имела антисемитский оттенок. Они называли евреев «вероломными», то есть вероломными или неверными.

Страстная пятница также ассоциировалась со строгим постом. Иногда это принимало радикальные формы, и люди вообще воздерживались от приема пищи. Это было связано и с неформальным запретом на выполнение в этот день большей части работ, особенно в поле, выполнение которых могло закончиться чумой скота и неурожаем.

Те немногие, что были разрешены, касались посадки цветов и овощей на приусадебных участках. Скромную работу приходилось делать на скорую руку, чтобы лень не одолевала остаток года. В этот день также принят обычай красить пасхальные яйца. Утверждалось, что в этот день мужчина должен воздерживаться от расчесывания, оставлять волосы в беспорядке и не смотреть на себя в зеркало.

Единственной радостью дня должно было стать так называемое кислое ржаное погребение, во время которого выливали остатки постного борща или закапывали кастрюлю с ним возле дома.

Обязательна была милостыня, от которой нельзя было отказаться. Поэтому деревни и города были заполнены нищими и больными людьми, просившими небольшое пожертвование. Их часто сопровождали бичеватели, которые обрекали свои тела на порку, иногда резали себя до крови.

Эта мозаика могла быть дополнена инсценировкой Крестного пути, мощными театральными и религиозными мистериями, которые должны были помочь пережить этот день.

Пасхальное триденствие - история и символы: Страстная пятница

Завершилось празднование Страстной пятницы обустройством символического гроба Христа и возложением освященного воинства и ранее обожаемого креста. Обычай, вероятно, зародившийся на Ближнем Востоке, попал в другие страны. Нередко его разнообразили тем, что у могилы ставили стражу, которая должна была нести бдение до Пасхи. Так начался период ожидания субботнего вечера, когда должна была начаться великая литургия Пасхального Бдения, ведущая непосредственно к Пасхе.

Понравилась публикация?
10 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Красногородов Андрей Юрьевич
Подписчиков 149
04.11.2023, 15:32
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг36.7к
Патриарх Кирилл открыл подлинник Казанской иконы Богородицы.Патриарх Московский ...
Подробнее
Неинтересно
-9
20
Валерий Ш
Подписчиков 26887
позавчера, 14:21
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг45.9М
В виду печальных для Украины событий в зоне действия СВО, кладбища стали одними ...
Подробнее
Неинтересно
01:13
Поделитесь этим видео
-2
73
Гасимов Виталий Денисович
Подписчиков 6
вчера, 18:24
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг11.1к
В четверг Дональд Трамп стал первым бывшим президентом США, осужденным за уголовное преступление,...
Подробнее
Неинтересно
-2
2
Тимур
Подписчиков 6
вчера, 14:32
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг7440
Недавно блогер Анастасия Ивлева посетила Успенский мужский монастырь Тихвинической ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Марина
Подписчиков 4723
вчера, 13:52
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5.8М
Подробнее
Неинтересно
01:03
Поделитесь этим видео
-1
3
Елена
Подписчиков 8254
вчера, 00:26
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.5М
Йеменские хуситы выступили в поддержку народа Палестины, это уже седьмой такой беспилотник,...
Подробнее
Неинтересно
00:10
Поделитесь этим видео
0
0