Новая жизнь для британских приморских городов

Эндрю Имс. В последние десятилетия приморские курорты по всей Великобритании испытывают трудности, но Фолкстон, Гастингс и Маргейт, которые когда-то посещали члены королевской семьи, проницательно переосмысливают себя с помощью искусства.
Т Гранд Бурстин невозможно не заметить. Этот чудовищный отель на 550 мест, по форме напоминающий океанский лайнер и пестрый от запустения, возвышается над гаванью Фолкстона и Ла-Маншем. В ноябре прошлого года часть облицовки фасада над главным входом без предупреждения отвалилась, и двух постояльцев отеля пришлось доставить в больницу.
Плачевное состояние отеля Burstin отражает судьбу этого приморского города. К моменту завершения строительства отеля, в 1980-х годах, британский пляжный отдых уже достиг своего пика, а дешевые авиарейсы и пакетный туризм активно перевозили клиентов в более солнечные места за границей. Когда я впервые остановился в отеле пару лет назад, в моем номере пахло несвежими сигаретами, а верхние этажи были заполнены просителями убежища, только что прибывшими из Ла-Манша. На этот раз здесь стояли строительные леса для столь необходимого ремонта. Мой номер был чистым, с видом на набережную и представлял собой очень хорошую цену в 34 фунта за ночь. Чувствовалась расслабленность, больше похожая на место отдыха.
Приморские курорты по всей Великобритании в последние десятилетия испытывают трудности. Фолкстон и его близкие соседи Гастингс и Маргейт, которые когда-то были местом отдыха королевских особ - король Эдуард VII был завсегдатаем Фолкстона, - переживают не лучшие времена. В правительственном исследовании 2021 года, посвященном наиболее бедным местам Англии, Гастингс оказался на 14-м месте, Танет (включая Маргейт) - на 30-м, а Фолкстон - на 82-м (из 316). И это несмотря на то, что все три города расположены на юго-востоке, самом богатом уголке страны.

На протяжении десятилетий Гастингс был одним из самых бедных городов Англии (Credit: larigan-Patricia Hamilton/Getty Images). Все три города выбрали схожую стратегию для смягчения своих бед: поцелуй искусства. У двух из них теперь есть большие галереи, ставшие двигателями регенерации, а у третьего - самая большая коллекция произведений искусства под открытым небом в стране, превратившая курорт в своего рода охоту за культурными сокровищами. И это последнее направление - Фолкстон - только что было описано как "забавный пример силы хорошо направленной регенерации" и "более молодая, свежая и дешевая версия Брайтона" в справочнике Sunday Times "Лучшие места для жизни". В Маргейте все это возрождение началось с открытия в 2011 году современной галереи Тернера, привлекающего внимание здания, расположенного прямо на набережной в честь английского художника-романтика Дж. М. У. Тернера, который был здесь постоянным посетителем с 1820-х годов. Тернер отмечал, что небо на этом берегу "прекраснейшее во всей Европе", а также восхищался своей хозяйкой, некой миссис Бут. Супруги жили здесь как мистер и миссис Бут до самой его смерти.
После Тернера прибрежный городок процветал до 20 века, его песчаная полоса манила лондонцев на поезда, идущие на Маргейт, но это было недолго. Художница Трейси Эмин, которая выросла в Маргейте и недавно перевезла сюда свою студию, вспоминает, что в 1980-х годах город стал "запретной зоной". Его тематический парк закрылся, а магазины были заколочены.

Галерея Turner Contemporary помогла перевернуть судьбу Маргейта (Credit: Paul Lovichi Photography/Alamy). для изобразительного искусства больше, чем желе из угрей. За последние 12 лет регулярные выставки Turner Contemporary привлекли 3,8 миллиона посетителей и принесли обществу более 70 миллионов фунтов стерлингов. Тематический парк Dreamland вновь открылся с винтажными аттракционами, а старая городская площадь, некогда унылая, превратилась в хипстерский причудливый квартал книжных магазинов и брассери. Возможно, это все еще чудо выходного дня, но это уже начало.
То же самое можно сказать и о Гастингиси соседе Маргейта по индексу неблагополучных городов. Здесь галерея Hastings Contemporary - тоже новостройка на береговой линии, но на этот раз уютно расположившаяся среди харивари крупнейшего в Британии рыболовецкого флота, работающего на берегу, в окружении корпусов, сараев и характерных деревянных сетехранилищ, где когда-то развешивали сети для просушки. Галерея открылась в 2012 году, и с тех пор ее меняющиеся выставки - некоторые с местным акцентом, а некоторые с крупными международными именами в области современного искусства - привлекли 500 000 посетителей. По словам директора галереи Лиз Гилмор, "каждый фунт стерлингов, потраченный в галерее, приносит 3 фунта стерлингов местной экономике".