![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/Д.png)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202204/11/60x60/3f7592111b2b89d6ce1138a9d8d651f2.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/01/60x60/639fb26ec7b937f040b5bb709281580c.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/201903/25/60x60/586895.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202401/04/60x60/52a7aea556c441cc1995985c5e75b313.webp)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202401/04/60x60/52a7aea556c441cc1995985c5e75b313.webp)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202404/17/60x60/f81689ef245ebb46d5c714b53cc0f322.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/01/60x60/639fb26ec7b937f040b5bb709281580c.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/01/60x60/639fb26ec7b937f040b5bb709281580c.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202211/05/60x60/715c76263c1ed08e3205238e3438b471.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202211/05/60x60/715c76263c1ed08e3205238e3438b471.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/01/60x60/639fb26ec7b937f040b5bb709281580c.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/Т.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/01/60x60/639fb26ec7b937f040b5bb709281580c.jpg)
Тесса Вонг
Цифровой репортер Азии, BBC News
Реакция в Интернете на Далай-ламу оживила давние споры по поводу тибетской истории и усилила позицию китайского правительства.
Лидер тибетских буддистов подвергся широкой критике после того, как появилось видео, на котором он целует маленького мальчика и просит его пососать язык. Далай-лама выразил сожаление.
Инцидент вызвал бурную реакцию в сети против духовного лидера.
В то время как большая часть его сосредоточена на видео, обвиняя его в неподобающем поведении и жестоком обращении с детьми, значительная часть критики обвиняет его в соучастии в «рабстве», используя весьма спорные определения, встречающиеся в китайской пропаганде.
Есть также опасения, что в целом негативная реакция в Интернете подпитывает антитибетские настроения.
Активисты говорят, что, хотя многие из тем для обсуждения уже давно существуют в Интернете и распространяются прокитайскими аккаунтами, теперь они привлекают более широкую аудиторию, поскольку полемика вокруг видео возобновляет внимание всего мира к Тибету.
Рассказ о рабстве
В тредах Twitter и видеороликах TikTok, которые собрали миллионы просмотров и ретвитов, пользователи социальных сетей обсуждают условия жизни и бесправие простых тибетцев до того, как страна была аннексирована Китаем в 1950-х годах.
Многие описывают это как «рабство». Они также представляют китайскую аннексию как акт освобождения тибетцев.
Они утверждают, что Далай-лама как духовный лидер тибетцев был соучастником, а в некоторых сообщениях его называют «демоном» и «рабовладельцем».
Но эти характеристики тибетского общества и аннексии Китая уже давно вызывают споры и отражают риторику китайского правительства.
Пекин продвигает нарратив, согласно которому он освободил «крепостных и рабов» от жестокой теократии, поставил Тибет на путь модернизации и значительно улучшил жизнь тибетцев.
Он также обвинил Далай-ламу в организации неудавшегося восстания в 1959 году с целью «сохранить теократическую крепостническую систему». Далай-лама сказал, что инцидент начался с того, что тибетцы собрались, чтобы защитить его от возможного нападения Китая.
Инцидент закончился тем, что китайцы захватили власть в Тибете и разрушили то, что они называли феодальной системой. В 2009 году Китай учредил ежегодный «День освобождения тибетских крепостных» в ознаменование 50-летия подавления восстания.
В последние недели китайское государственное издание Global Times вновь расширило этот нарратив, опубликовав инфографику, сравнивающую жизнь до и после «мирного освобождения» Тибета, в твите с критикой Далай-ламы. Впоследствии его ретвитнуло по крайней мере одно посольство Китая.
Хотя тибетское правительство в изгнании оспаривает термин «феодальный» , большинство ученых согласны с тем, что в тибетском обществе люди работали в поместьях, принадлежащих дворянам, монастырям или государству, и платили им налоги.
Были споры о том, как описать этих людей. Тибетское слово для них «скряга» переводится как «крепостные» и «подданные».
Но большинство экспертов не видят в них «рабов», которых можно покупать и продавать.
«В Тибете никогда не было термина «раб». Эти люди не были товаром… это было похоже на отношения «крестьянина и господина», — сказал Церинг Шакья, тибетский историк из Университета Британской Колумбии.
Исторически Далай-лама не владел напрямую «крепостными», но, поскольку он считался правителем тибетского общества, «все в Тибете считались его подданными, так же как люди в Великобритании являются подданными короля», — сказал доктор Шакья.
Критики китайского нарратива, такие как тибетское правительство в изгнании, говорят, что Пекин использует его, чтобы оправдать аннексию и угнетение тибетцев на протяжении многих лет.
В то время как уровень жизни тибетцев значительно улучшился, Тибет по-прежнему жестко контролируется китайскими властями, которых обвиняют в совершении насилия и нарушении прав человека.
Считается, что тысячи тибетцев были убиты в разные периоды военного положения на протяжении многих лет.
«Вы никого не освобождаете армией и оружием. Вы никого не освобождаете принудительным согласием», — заявил в 2020 году представитель тибетского правительства в изгнании.
Некоторые также утверждали, что Тибет уже был на пути реформ и не нуждался во вмешательстве Китая.
«Были люди, выступавшие за модернизацию до аннексии, были семена перемен», — сказал доктор Шакья.
Проблемы со злоупотреблением
Ранее на этой неделе правительство Тибета в изгнании обвинило Китай в проведении кампании по «очернению» их и Далай-ламы.
Его глава Пенпа Церинг также заявил без каких-либо доказательств, что «прокитайские источники» сделали видео Далай-ламы вирусным в социальных сетях, и сказал, что «политический аспект этого инцидента нельзя игнорировать».
Проверка BBC Monitoring не обнаружила признаков недостоверной онлайн-активности, что указывает на то, что критика исходит из подлинных источников.
Также выяснилось, что критика исходила из разных источников. В то время как прокитайские влиятельные лица, а также китайские дипломаты и государственные СМИ несут ответственность за некоторые из них, к ним также присоединились правые комментаторы и пользователи социальных сетей, обеспокоенные жестоким обращением с детьми и рабством.
Активисты говорят, что негативная реакция спровоцировала оскорбления в Интернете тибетцев, протибетских групп и тибетского руководства в изгнании. Это также затмило многие проблемы прав человека, которые пытаются поднять активисты, в том числе принудительную ассимиляцию тибетских детей.
«Есть разочарование тем, что о Тибете в основном не сообщается, но сейчас он находится в центре внимания по этой причине, и опасения, что эта история станет центральной темой разговора о Тибете в критическое время для будущего их страны и ее культуры», — Об этом заявил представитель организации «Свободный Тибет» Джонс.
«В этом смысле эта история стала подарком любому, кто хочет преуменьшить озабоченность, которую пытаются поднять тибетцы».