Доминирование электромобилей в Китае ускоряет конец эры бензиновых двигателей

В этом году Шанхайский автосалон ознаменовал конец эры бензиновых двигателей в Китае, поскольку отечественные бренды электромобилей стимулируют изменения во всем секторе и оставляют иностранные компании в пыли, говорят аналитики и инсайдеры отрасли.
Государственная поддержка электромобилей и растущий интерес со стороны обширной потребительской базы обеспечили китайским компаниям доминирование на их внутреннем рынке, крупнейшем в мире, и теперь они начинают нацеливаться на зарубежные рынки.
Шанхай показал, что китайские бренды «могут конкурировать со всеми устаревшими автопроизводителями во всех отношениях — производительность, качество, комфорт, нет ничего, что они не могли бы сделать», — сказал специалист по электромобилям Эллиот Ричардс, пошутив, что видел «много обеспокоенных немецких мужчин, бродящих вокруг».
«Я думаю, что это шоу знаменует собой конец двигателя внутреннего сгорания и начало эры электромобилей», — добавил он.
Компании, производящие электромобили, прекрасно понимают, что они приближаются к своим предшественникам, работающим на ископаемом топливе.
«Мы считаем высококачественные бензиновые автомобили, такие как BMW, Mercedes Benz и Audi, нашими основными конкурентами», — сказал AFP Уильям Ли, генеральный директор «китайской Tesla» Nio.
По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, в 2022 году на электромобили пришлось четверть продаж автомобилей в стране, что на 94 процента больше, чем в прошлом году.
Несмотря на спад в мировом автомобильном секторе, Ли сказал, что, по его мнению, доля рынка электромобилей в Китае может увеличиться до более чем 40 процентов в этом году.
В Шанхае были представлены десятки новых моделей как новых, так и старых автопроизводителей.
«Будущее уже наступило», — сказал AFP Майк Джонстон, топ-менеджер британского люксового бренда Lotus.
«Существует большое распространение электрифицированных продуктов (в Китае), и это меняет весь рынок».
Китай выделил огромные ресурсы на эту отрасль.
«Они пропустили разработку бензиновых двигателей, потому что не могут конкурировать с остальным миром», — сказал Ричардс.
«Поэтому они подумали: « (С электромобилями) мы можем получить преимущество перед всеми остальными».
Страна начала вкладывать значительные средства в связанные с этим технологии с начала 2000-х годов.

Это укоренилось в природе экономической системы страны: китайское правительство очень хорошо фокусирует ресурсы на отраслях, которые оно хочет развивать», — написал Зейи Ян в MIT Technology Review.
Центральные и местные власти вложили миллиарды долларов в субсидии и налоговые льготы, а также выделили контракты на общественный транспорт компаниям, производящим электромобили.
Вспомогательная инфраструктура также была построена - правительство говорит, что в настоящее время в Китае насчитывается более 5,8 миллиона зарядных свай.
По данным Bloomberg, только в провинции Гуандун примерно в три раза больше общественных зарядных устройств, чем во всех Соединенных Штатах.
«В общем, преференциальных политик еще очень много... для производства и продажи электромобилей», — сказал Ли из Nio, приведя в качестве примера отказ от дорогостоящих сборов за номерные знаки в некоторых городах.
Инновационная экосистема
Эта политика применима и к иностранным брендам.
Эта тактика помогла заманить лидера отрасли Tesla к китайским берегам, укрепив репутацию сектора и вызвав дальнейшую конкуренцию.
В настоящее время более 94 брендов предлагают более 300 моделей на китайском рынке, что является «самым ярким в мире», по данным Counterpoint Research.
Некоторые из них преодолевают денежный барьер, который ставит электромобили за пределы средств среднего потребителя.
Спортивный автомобиль Nio EP9 с батарейным питанием. Фирмы по производству электромобилей предлагают более 300 моделей на китайском рынке
Спортивный автомобиль Nio EP9 с батарейным питанием. Фирмы по производству электромобилей предлагают на китайском рынке более 300 моделей Hector RETAMAL / AFP ©
В Шанхае китайская компания Geely выставила свой квадратный Panda Mini, в том числе ярко-желтый с надписью «что за утка» на боку.
Более дешевые версии стоят около 5,800 долларов.
В будущем отечественные технологии могут привести к еще большему снижению цен.
Аккумуляторный гигант CATL разработал элемент, в котором вместо ионов лития используется натрий, первый из которых более распространен и дешевле, чем второй.
Незадолго до открытия выставки CATL объявила, что эти батареи будут включены в автомобили отечественного бренда Chery.
Рябь за рубежом
За всем этим пристально следят зарубежные конкуренты.
Бренды на китайском рынке «устанавливают ориентир» для других, сказал Джонстон из Lotus.

И китайские компании по производству электромобилей уже начали проникать за границу.
Крупнейшая из них, BYD, открыла магазин в Норвегии, затем расширилась, и другие последовали за ней.
Генеральный директор Zeekr в Европе Спирос Фотинос (Spiros Fotinos), принадлежащий Geely, сказал AFP, что технологическая изощренность электромобилей китайского производства борется со старыми стереотипами о качестве, которые могут быть у иностранных потребителей.
«Потребители видят множество инновационных технологий безопасности с системами помощи водителю, которые действительно являются передовыми», — сказал он.
Ричардс, однако, сказал, что успех китайских автопроизводителей на Западе не является «решенной сделкой», поскольку им придется адаптироваться к рынку.

«Караоке-машины в автомобилях, например, очень популярны в Китае, не так популярны в Европе», — сказал он.
Джонстон настаивал на том, что автопроизводители с «наследием и историей», которые приветствуются в электрическую эру, останутся конкурентоспособными.
«Бренды, которые существуют уже несколько лет... будет продолжать жить и в будущем», — сказал он.