Илья Илья Викторович
Илья И. В. Подписчиков: 56

В продолжение Ашинской трагедии

11 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,66 рублей за дочитывания
Зарабатывать

ПК-1086 – ТРАГИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ ИЛИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАСТОЯЩЕЕ

В 1981 году постановлением Совета Министров СССР № 20451 одобрено строительство нефтепровода ПК-1086 «Западная Сибирь — Урал — Поволжье» диаметром 720 мм и длиной 1852 км. Реализация данного проекта была поручена Министерству нефтяной и газовой промышленности СССР (1939 – 1991 гг.) и Министерству строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР (1972 – 1990 гг.). В соответствии с постановлением, первая очередь нефтепровода должна была быть введена в строй в 1983-1984 гг., однако руководство Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР приняло решение перепрофилировать почти готовый нефтепровод в продуктопровод под транспортировку «широкой фракции легких углеводородов» — смеси пропана, бутана и более тяжелых углеводородов, из-за чего в срочном порядке были внесены в первоначальный проект изменения, связанные с особыми требованиями безопасной транспортировки сжиженного газа. Так, техническими правилами запрещено транспортировать сжиженный газ под давлением по трубопроводам диаметром свыше 400 мм, однако при перепрофилировании это требование было проигнорировано и ПК-1086 был введен в эксплуатацию в 1985 году, несмотря на то, что Главгосэкспертиза при Госстрое СССР не дала разрешения на строительство этой магистрали и рекомендовала Миннефтепрому СССР провести ряд мероприятий, которые бы исключали ее опасность, министерство обратилось со своими расчетами в Совет министров страны и убедило в целесообразности и экономической выгоде строительства без выполнения предписаний Главгосэкспертизы, при этом строили данный «трубопровод», как сверхнадежный с расчетом на перспективное высокое давление внутри. На этапе проектирования были допущены нарушения и ошибки. Одно из нарушений норм безопасности было обнаружено уже после запуска продуктопровода и специальный обвод вокруг населенного пункта начали строить в следующем, 1985 году. С сентября по октябрь 1985 года обвод продуктопровода вокруг деревни Средний Казаяк был построен. По окончании сооружения обвода, изоляция вскрытого и оставленного открытым участка, а также сохранность продуктопровода на проводимых участке работ в нарушение строительных норм проверена не была. В ходе эксплуатации с 1985 по 1989 годы на продуктопроводе произошло 52 крупных аварий и сбоев в работе, не приведших к человеческим жертвам.

В 1989 году, из-за повреждения продуктопровода в 1985 году при проведении земляных работ, из образовавшейся в результате коррозии узкую щель длиной 1,7 метра в окружающую среду начала вытекать пропаново-бутановая смесь, испаряясь смешивалась с воздухом и, будучи тяжелее него, скапливалась в низине, расположенной всего в 900 метрах от Транссибирской железнодорожной магистрали в районе 1710 километра. В ночь с 3 на 4 июня того же года в результате воспламенения скопившейся в низине газовой смеси произошел мощнейший взрыв, повлекший человеческие жертвы. После этой катастрофы продуктопровод был частично демонтирован.

Осенью 2010 года на совещании по нефтехимии в Нижнем Новгороде под председательством В.В. Путина власти Башкирии и Татарстана внесли предложение о восстановлении продуктопровода «Западная Сибирь – Урал – Поволжье». Весной 2011 года региональные власти озадачились планом проекта строительства продуктопровода из Западной Сибири через Поволжье. Основной целью в Башкирии наметили ликвидацию дефицита этиленовых мощностей, так как «изначально в Советском союзе было заложено, что нефтехимический комплекс Татарстана и Башкортостана взаимоувязан» - отмечал тогда глава Татарстана. Но к единому мнению так и не пришли, вопрос упирался в маршрут магистральных продуктопроводов, транспортирующих важнейшее сырье для нефтехимии — широкую фракцию легких углеводородов — из Сибири в европейскую часть страны. "СИБУР" распространил официальное заявление, что не видит необходимости в строительстве продуктопровода «Западная Сибирь - Урал – Поволжье», т.к. «Расположенных в Поволжье источников сырья в виде прямогонного бензина, производимого предприятиями Татарстана и Башкортостана, а также этана и легких углеводородов из Оренбургской области будет достаточно для производства мономеров в необходимом для региональных нефтехимических предприятий объеме без широкомасштабного привлечения широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) из Западной Сибири", - говорилось в сообщении компании. Группа компаний «ТАИФ» отстаивал идею восстановления с одновременной модернизацией выведенного из строя в результате аварии в 1989 году продуктопровода Белозерск–Сургут–Тобольск–Тюмень–Уфа–Миннибаево–Нижнекамск и его продления до Балтики.

В марте 2012 года тему продуктопровода поднимали в Министерстве энергетики Российской Федерации, однако в ведомстве заявили, что проект «Западная Сибирь–Урал–Поволжье» не реализуем в ближайшем будущем, т.к. пока не видят гарантированных источников загрузки продуктопровода сырьем, но окончательный крест на самой идее не ставят и данный проект был включен в план развития газо-и нефтехимии России на период до 2030 года в качестве инвестиционного. Также данный проект получил поддержку на парламентских слушаниях в Госдуме, участники парламентских слушаний рекомендовали правительству и Федеральному собранию РФ поддержать предложения республик Татарстан, Башкортостан и Ямало-Ненецкого автономного округа по реализации частно-государственного проекта транспортировки сжиженного углеводородного газа из Западной Сибири в Поволжье на основе строительства и эксплуатации трубопровода "Западная Сибирь - Урал-Поволжье" в качестве варианта вовлечения попутного нефтяного газа в народнохозяйственный оборот. По мнению депутатов, строительство продуктопровода будет способствовать уменьшению выброса СО 2 в атмосферу, переработка и производство легкого углеводородного сырья принесет значительную прибыль, а вновь открывшиеся производства создадут рабочие места для жителей Урало-Поволжья, создание новых производств приведет к приобретению определенной независимости от зарубежных поставщиков. Расчеты, проведенные институтом «ИПТЭР» ещё в 2011 году, показали высокую рентабельность проекта. При разделении капитальных затрат на 8 лет — доход от эксплуатации продуктопровода превысит текущие расходы вдвое уже в первый год работы объекта.

17 мая 2012 года в Уфе на форуме Большая химия Башкирия, Татарстан, ЯНАО и Тюменская область подписали соглашение о создании продуктопровода ШФЛУ «Западная Сибирь - Урал – Поволжье». Учредителями являлись Региональный фонд (33,3%), некоммерческая Региональный инновационно-инвестиционный фонд Ямал (33,3%) и Нижнекамскнефтехим (33,4%).

Работы по строительству и модернизации продуктопровода предполагалось провести с июля 2017 года по июнь 2019 года, а пусконаладочные — с июля 2019 года по сентябрь 2019 года, к октябрю объекты должны были введены в эксплуатацию, однако Минэнерго России высказывало отрицательную позицию по проекту, которая базировалась на профиците собственного углеводородного сырья в Приволжском федеральном округе и отсутствии свободного сырья в ЯНАО для обеспечения поставок. Рабочая группа по вопросам развития нефте-и газохимической промышленности в ПФО провела исследования, которые «позволили несколько изменить отношение к проекту». Оказалось, что профицит в углеводородном сырье в Поволжье наблюдается только до 2017 года, а потребность к 2020 году оценивается приблизительно в 7 млн. тонн ежегодно.

Но стоит отметить, что у данного проекта были и конкуренты, так «НОВАТЭК» и «СИБУР» запустили крупнейший проект по производству, транспортировке и переработке ШФЛУ. В 2014 году «СИБУР» полностью завершил строительство линейной части продуктопровода от Пуровского ЗПК до «Тобольск-Нефтехима» протяжённостью 1100 км. Участки продуктопровода «Пуровский ЗПК – Ноябрьская наливная эстакада» и «Ноябрьская эстакада – Южно-Балыкская ГНС» общей протяженностью 686 км введены в промышленную эксплуатацию и заполнены ШФЛУ.

В 2015 году при актуализации проекта по строительству продуктопровода "Ямал-Поволжье" для транспортировки углеводородного сырья из ЯНАО в ПФО не вошел в "План развития газо-и нефтехимии России на период до 2030 года", т.к. "Компанией ОАО "Ямал-Поволжье" по проекту "Строительство ШФЛУ-провода «Западная Сибирь-Урал-Поволжье" в Минэнерго России не были представлены документы, соответствующие критериям отбора проекта в "План развития газо-и нефтехимии России на период до 2030 года" при его актуализации в 2015 году". При отборе проектов ведомство учитывает наличие решения от уполномоченного органа организации о разработке и финансировании ТЭО проекта, принципиальной технологической схемы с указанием планируемых процессов, используемых видов и объемов потребления сырья, объемов производства и номенклатуры готовой продукции, а также наличие схемы логистики сырья и готовой продукции, однако ОАО "Ямал-Поволжье" не предоставило актуальной информации для включения проекта в План.

План развития нефтегазохимии до 2030 года предполагает увеличение потребления СУГ в нефтехимии в 4,5 раза, однако при этом их экспорт увеличивается в 2 раза, до 4,4 млн т/год. Внутренний рынок при рациональном подходе к технологиям и инвестициям смог бы поглотить «лишние» объемы, и Россия получила бы дополнительную выгоду от увеличения добавленной стоимости продуктов глубокой переработки и существенно сократила бы традиционный вывоз ценных сырьевыхполуфабрикатов за рубеж.

Основные сырьевые запасы для нефтегазохимии сосредоточены в Западной Сибири, а перерабатывающие мощности в Урало-Поволжье, поэтому наиболее оптимальный вариант решения вопроса обеспечения сырьем потребителей — строительство продуктопроводов, доставка сырья по которым дешевле железнодорожной примерно на 30%. Также, необходимость расширения продуктопроводной системы в России обусловлена ограниченными экспортными возможностями с учетом имеющейся суммарной пропускной способности железнодорожных и морских терминалов, и не стоит забывать о нарастающей конкуренции на традиционных экспортных рынках СУГ. Строительство продуктопроводов — это масштабные проекты, которые необходимо решать с участием правительства России.

Продуктопровод «Западная Сибирь–Урал–Поволжье» в настоящее время опять забыт, но скорее всего временно, экономическое развитие страны дает предпосылки к возврату выгодных проектов, реализация которых являлась ранее не первостепенным.

ИВО.

Понравилась публикация?
5 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Голые жопы набирают тысячи лайков. А сколько просмотров наберут видео от сельского блогера...

Бодрого времени суток пользователи сайта 9111.ru! Это моя вроде сто девяносто девятая публикация здесь. Решил выложить пару видосов от одного пользователя (видосы уже имеются на моём рутуб-канале).
01:24
Поделитесь этим видео

В Госдуме обсуждают пенсии в 50000₽. Депутаты за «достойные пенсии» или Предвыборный пиар?

Вчера все топовые СМИ оповестили об обещании нацлидера исполнить мечты трёх ребятишек. Так, выбрав три открытки на «Ёлке желаний», Путин заявил, что просьбы детей о посещении Музея мирового океана,...

Продавец квартиры - банкрот, беда из прошлого.....

Приветствую, дорогие подписчики и посетители сайта 9111! В жизни каждого человека происходит важное событие – покупка долгожданной квартиры. Покупатель начинает мониторить сайты по продажи недвижимости,

Смешное предложение под Новый нод: поднять пенсии до 50 тысяч рублей! Шо? Опять?!

Справедливороссы в очередной раз занялись популистской перед новым годом. Ничего остроумнее не придумали, чем предложить рекордно поднять пенсии: аж в два раза выше ПМ. Здесь нужно поставить кучу смайликов,