Чулки, стиль, сюрреализм! Как Ман Рэй изменил индустрию моды

Хотя сердце Ман Рэйя никогда не лежало к сюрреализму, американский художник был плодовитым и крайне экспериментальным фэшн-фотографом. Новая выставка исследует подборку сюрреалистов.
Первая фэшн-съемка Рэя закончилась катастрофой. Это был 1922 год, и художник только что прибыл в Париж из Нью-Йорка с одним чемоданом, 100 долларами и единственной целью стать одним из ярких молодых дадаистов наряду с Дюшаном и Андре Бретоном. Он фотографировал уже несколько лет, но в основном портреты (Жан Кокто был одним из первых парижских натурщиков), и не всегда с энтузиазмом.
Позже он сказал, что «фотография — это не искусство», и что он будет снимать только то, что не может нарисовать.
Тем не менее, у него не было денег, поэтому, когда он получил заказ от Поля Пуаре, французского кутюрье, который снимал с женщин корсеты и надевал на них шаровары, он согласился. В то время иллюстрации были в моде у модных домов, но Пуаре хотел чего-то немного другого, чем Ман Рэй. За исключением того, что американец появился в салоне, понятия не имея, что он делает. Освещение было неправильным, и электрика сломалась на съемочной площадке. Пуаре не понравились фотографии, и он отказался платить.
Эти фотографии среди ранних работ, которые французский критик Ален Саяг назвал «ужасающе банальными», так и не увидели свет. Но они стали дамасским моментом Ман Рэя. По словам Роми Кокс, куратора новой выставки в MoMu в Антверпене, посвященной тому, как мода повлияла на творчество Ман Рэя и как он, в свою очередь, повлиял на индустрию, «его желание быть признанным художником означало, что он отвергал свои работы как модный фотограф и фотография в целом. Тем не менее, он был доволен этими кадрами, доволен тем, что создал».

Ман Рэй продолжал делать портреты парижского высшего общества и снимать для модных журналов и различных косметических брендов, играя с различными фотографическими методами, такими как соляризация (облучение частично проявленной фотографии для создания темного контура) и двойная экспозиция. Было, кажется, два Мэн Рэя. Один, всемирно известный сюрреалист, превращавший банальные предметы в произведения искусства, а другой, плодовитый фэшн-фотограф, спрятавший свое беспокойство по поводу индустрии, чтобы создать массу работ, которые, в конце концов, составили больше, чем все его творческие способности. Он купил хороший дом в Голливуде. Без одного, кажется, не было бы другого.
Шоу MoMu длится недолго, в основном потому, что платье 110-летней давности просто не может демонстрироваться слишком долго. Но проходит в целом успешно — с использованием более 200 фотографий, при этом контекстуализируя его работу в прошлом и современности.
Показ открывается вешалками для одежды. Одна, чья проволока была сложена в пару грудей бельгийским дизайнером Маржелой 90-х годов, и сборка из 63 деревянных грудей 1920 года под названием «Обструкция» Ман Рэя.
Ман Рэй, родившийся Эммануэль Радницкий в Филадельфии в 1890 году (он сменил имя в подростковом возрасте), его родители были русскими иммигрантами, имевшими опыт работы в сфере моды. Его мать была швеей, а отец — портным, который приводил клиентов домой для примерки. Ман Рэй никогда прямо не упоминал о том, что они оказали какое-либо влияние на его карьеру, но в равной степени «если бы он был сыном мясника, скорее всего, это были бы ножи, свисающие с потолка», — говорит Кокс.
Из 200 фотографий большая часть его любовниц, Ли Миллер и Кики де Монпарнас, которых выставка убедительно связывает с платьями рядом с ними. По словам бельгийского эксперта по моде и гида MoMu Кэтлин Дерийке, Маржела (совершенно невинно) никогда не связывала напрямую свою работу с работами Ман Рэя. Весенне-летняя коллекция Маржелы 1996 года включает фотонегативы предметов одежды; на его боди 2008 года надет черный бюстгальтер в стиле trompe l'oeil. Это все, несомненно, Мэн Рэй.
На самом деле примечательно, как много дизайнеров позаимствовали у вешалки для пальто, первой обнаженной Ман Рэя, в 1920 году и снова, как видно в платье Loewe 2022 года с парой воздушных шаров, закрывающих грудь. В 2012 году Кокс также приобрел у Селин трикотаж в стиле trompe l'oeil, который почти идентичен тому, что был на изображении Миллера 1930 года.

Собственно модная работа Ман Рэя разделена между двумя десятилетиями и двумя журналами, Vogue и Harper's Bazaar. В 1924 году он получил шестилетнюю съемку для первого, что совпало с отступающими подолами и заниженной талией того десятилетия. Смена персонала в Vogue означала, что Ман Рэй остановился в 1930 году, прежде чем подписать контракт с более авангардным Harper's Bazaar в 1934 году. Кармел Сноу, его редактор, поощряла методы фотографа - именно здесь его поощряли использовать соляризацию в качестве стандарта
«Не всегда очевидно, что является фэшн-фотографией, а что нет, — говорит Кокс о работах Ман Рэя. Кто еще мог приклеить стеклянные бусины к лицу женщины (Les Larmes, 1932) и использовать их для продажи туши Cosmecil?


Его знаменитый снимок Пегги Гуггенхайм в платье от Пуаре, стоящей спиной к камере и застенчиво повернутой к объективу, выглядел как редакционная статья о моде, но на самом деле был портретом. На другой фотографии изображена модель в золотом платье от Мадлен Вионне, полулежащая в тачке, обитой розовым атласом. Это выглядит как сюрреализм, но на самом деле появилось в Harper's Bazaar в 1937 году. Вместо того, чтобы отвлекать от платья, ракурс возвышает ее.
«Контраст между гламуром и практичностью настолько захватывающий, что вы можете понять, почему такие вещи оказались в журналах», — говорит Кокс.
Самыми интригующими, пожалуй, были ракурсы — либо с высоты птичьего полета, либо с высоты птичьего полета — и позы. Ман Рэй заставлял своих моделей имитировать манекены и даже представил реквизит, такой как большие белые птицы, которые он заказал скульптору Джакометти в качестве фона для съемок Chanel в 1937 году. Именно это коммерческое взаимодействие между зарабатыванием денег, созданием искусства и высмеиванием моды сделало его предшественником Энди Уорхола.
Если сегодня мода — это продажа всего образа жизни, а не одного платья, мы, вероятно, с этим согласимся. В большинстве случаев одежда играет второстепенную роль в образе. Модные журналы сегодня часто по контракту обязаны снимать целые образы прямо с подиума.
Как бы он не хотел фотографировать платья Скиапарелли, он знал, что лучше не кусать руку, которая его кормила: «Я собирался заработать деньги, а не ждать признания, которое может прийти или не прийти», — писал он в своих мемуарах «Автопортрет».
Впечатляет то, что большая часть одежды поступает из архива – «одежда действительно плохо путешествует, и другим музеям не мешало бы наблюдать за этим», – говорит главный куратор MoMu Каат Дебо. Тем не менее, это сложное время для модных выставок. «Все хотят блокбастера, — говорит она. «Но существует напряженность между государственными и частными музеями. В прошлом мы видели, как крупные бренды устраивали выставки, которые они много гастролировали по важным рынкам и с большими бюджетами.
Но есть и другая особая роль, которую финансируемые государством выставки могут и должны играть, а именно более критическое отношение к индустрии — влияние моды на общество и планету. Мы можем иметь дело с творчеством моды, но также и с темной стороной».
Хотя маловероятно, что Ман Рэй одобрил бы такую выставку, снобизм, который он питал в молодости в Париже, должно быть, смягчился: ближе к концу жизни его часто видели рыскающим по букинистическим магазинам в поисках старых экземпляров Vogue. «В финансовом плане это абсолютно помогло его карьере, но также и славе, и он это знал», — говорит Кокс.
Noire et blanche, сюрреалистический снимок любовницы Ман Рэя, Кики де Монпарнас, рядом с черной маской, был опубликован в Vogue в 1926 году. В 2017 году он был продан на Christie's в Париже за более чем 3 миллиона долларов.
«Причина, по которой фотографии на выставке такие маленькие, заключается в том, что они взяты с негативов, найденных в одной из его последних мастерских», — говорит Кокс. «Тот факт, что он не уничтожил их, говорит о том, что они так или иначе имели для него значение».
Man Ray and Fashion находится в MoMu, Антверпен, Бельгия, до 13 августа.
Источник: Морвенна Ферриер
Пишите в комментариях ваше мнение об индустрии моды
Спасибо, что дочитали статью до конца
Как всегда очень познавательно и интересно. Спасибо.
Спасибо, Валентина!