Как изменилась методика расчета стоимости повреждений в рамках ОСАГО? И почему страховщики так мало платят?
Приветствую, дорогой читатель. Меня зовут Николай Александрович, я опытный судебный юрист в сфере автомобильного права. В последнее время вопрос о методике расчета стоимости повреждений транспортных средств стал очень острым и болезненным, а материалы в открытых источниках не вносят ясности для автовладельцев.
После изучения этой статьи каждый читатель поймет, почему страховая компания в рамках ОСАГО платит в разы меньше за стоимость восстановительного ремонта и почему многие специалисты не считают такие действия нарушением обязательств со страны страховщика
. Итак - Поехали!
На момент написания статьи, в мае 2023 года, как и раньше, стоимость восстановительного ремонта в части ремонта поврежденной детали (рихтовка) и окраса поврежденной детали рассчитывалась по системе норма-часов, не смотря на установившийся уровень средней цены услуги по каждому отдельному региону. Например, в Краснодарском крае стоимость окраса одной средней детали колеблется от 10 до 12 тысяч рублей. Капот или крышу окрасить обойдется потребителю от 15 до 20 тысяч рублей. По нормам ОСАГО работа данного характера стоит 2.5-3.5 тысячи рублей. Судебная практика позволяла мне многократно добиться в таких случаях справедливости.
Теперь мы подошли к самому печальному – к стоимости поврежденной детали. Очень часто владельцы транспортных средств уже на месте дорожно-транспортного происшествия приходят в восторг, сравнивая стоимость новой оригинальной запчасти в онлайн-магазинах и цену бывшей в употреблении детали на разборках, полагая, что страховщик возместит стоимость новой детали из магазина. Более продвинутые владельцы тоже не были расстроены в связи с тем, что согласно единой методике и сайту РСА (Российского Союза Автостраховщиков) стоимость поврежденной детали хоть и меньше чем в онлайн-магазине, но и значительно превышает цену Б/У детали на разборке, забывая о степени износа транспортного средства, который как и цены на материалы для окраса РСА «подогнало» под потребителя.
В ходе последних событий, связанных с соседними территориями нашей Родины, ситуация на рынке запчастей значительно ухудшилась. Зарубежные производители автомобилей перестали поставлять новые оригинальные запчасти, в связи с чем спрос на рынке поддержанных деталей вырос, как и цена на них, да и многие автовладельцы брезгуют установкой поддержанных запчастей, а лимит выплаты в рамках ОСАГО остался в размере 400 000 рублей. Для примера возьмем автомобиль Ford Mustang 2007. Этот автомобиль достаточно недорогой (был) в содержании и если бы не его стоимость к покупке в России, то каждый студент мог бы себе позволить такую лошадку, когда стоимость всех четырех амортизаторов составляла всего 100 $! После введения автоконцерна «ФОРД» санкций против Российского народа, только один амортизатор для этого автомобиля стоит порядка 30 000 рублей по причине запрета доставки запчастей в Россию и запрета на покупку запчастей для жителей России. Неплохо, да? Прыжок цен на запасные части такого характера коснулся все узлов данного автомобиля.
Но все изменилось 11 сентября 2022 года! Методика расчетов стоимости поврежденного транспортного средства пересмотрена и владельцы поврежденных транспортных средств могут не переживать – правительство Российской федерации, министерство юстиции и Российский Союз Автостраховщиков решительно взялись исправить проблему в части невыполнения страховщиками своих обязательств и у них это получилось.
Методика расчетов стоимости повреждений по ОСАГО настолько похожа на Положение Банка России от 04.03.2021 года № 775-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» , что лично я считаю, её скопированной, не смотря на более раннее принятие Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Согласно вышеуказанным нормативно-правовым актам, при расчете стоимости восстановительного ремонта недопустимо принятие в калькуляцию деталей бывших в употреблении, соответственно ремонт транспортных средств в соответствии с законом об ОСАГО должен производиться только с применением новых запасных частей. К сожалению для нас, автовладельцев, ни в федеральном законе от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ, ни в Положение Банка России от 04.03.2021 года № 775-П нет требования применять в расчет стоимости восстановительного ремонта только оригинальные детали. Этим технологическим отверстием в законе и воспользовались наши заботливые страховые компании.
В связи с указанными выше фактами и необходимостью стабилизировать ситуацию с ненадлежащим исполнением страховыми компаниями своих обязательств перед автовладельцами, госпожа Э.С. Набиуллина 24.08.2022 года издает указание о внесений изменений в пункт 6.2 Положения Банка России от 04.03.2021 г. №755-П.
Документы такого характера трудно воспринимаются человеком не имеющим юридических навыков, поэтому без цитат разъясняю читателю. С помощью указанного выше документа, наши друзья оптимизировали систему расчетов в пользу страховых компаний, изменив пункт 6.2.
Теперь, при расчетах повреждений, страховая компания будет учитывать самую низкую цену детали или следующую позицию за самой низкой – тем самым с этого момента страховые компании будут действовать в рамках закона и в полном объеме выполнять свои обязательства.
Согласно поправкам выплата будет осуществлена в соответствии с первой ценой или следующей за ней. Это значит, что стоимость детали может быть определена значительно ниже, чем её реальная стоимость! И это еще не все! По имеющемуся опыту привоза запчастей на импортные автомобили, в большинстве случаев продавец отказывает в поставке самых дешевых позиций и производит возврат денежных средств. Фактически вы не сможете приобрести самую дешевую деталь оригинального производства, однако и для этой проблемы предусмотрено решение.
Как бы вам не доказывали в страховой компании, что стоимость повреждений рассчитывается с применением только аналога – неправда. Согласно, пункту 6.2.1.5 измененного госпожой Э.С. Набиуллиой 24.08.2022 года Положения Банка России от 04.03.2021 г. №755-П, берется среднеарифметическое значение между самой дешевой или следующей после самого дешевой оригинальной деталью и стоимостью самой дешевой неоригинальной деталью, превышающей в своей цене 20% от стоимости самой дешевой или следующей за ней оригинальной деталью.
Страховые компании будут рассчитывать цену только сертифицированного аналога в случае невозможности просчета рынка оригинальных запчастей. Сертифицированный аналог в понимании единой методики, деталь имеющая стоимость более 20% от следующей по стоимости за самой дешевой оригинальной деталью и будет рассчитываться по принципу исключения самой высокой цены аналога и детали имеющие цену менее 20% от следующего за самым дешевым аналогом. Таким образом при отсутствии рынка на оригинальную деталь невозможно понять какая деталь является сертифицированной, а какая нет.
Проблемы с ненадлежащим выполнением страховыми компаниями своих обязательств решены почти в полном объеме. Осталось только занизить стоимость поддержанных автомобилей на рынке. На моем опыте взаимодействия со страховыми компаниями я встречал неоднократное вбрасывание на рынок липовых объявлений о продаже автомобилей с целью занизить рынок и соответственно меньше выплатить за полную гибель транспортного средства. О практике по таким случаям в другой статье.
Анализируя логику сотрудников страховых компаний, смею предположить, что с рынком запасных частей для транспортных средств ситуация развернется похожим образом. Для владельцев таких организаций не существует преград в заполнении рынка запасными частями, большая часть из которых будет существовать только в прейскуранте.
И так получается, что стоимость полиса ОСАГО дорожает каждый год, стоимость запасных частей растет как на дрожжах и ситуация в мире нестабильна, однако внимательные читатели моей статьи могли заметить, что стоимость только аналога будет учитываться в калькуляции в случае, если рынок оригинальных деталей не сформирован. На невнимательность и рассчитывают страховые компании. Поэтому для гарантированного возмещения убытков надлежащим образом в рамках ОСАГО необходимо обращаться к грамотному специалисту заранее, ведь размер выплаты зависит не только от качественно проведенного осмотра транспортного средства, но и от проведенного комплекса работ с документами в офисе страховой компании. Для тех, кто попал в неприятную ситуацию и уже получил выплату от страховой компании в недостаточном размере так же есть выход.
С вами был Транквилицкий Николай Александрович, ваш защитник в сфере автомобильного права. Юридическое бюро «Автоюрист Краснодар
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: