Только 20% западных компаний покинули Россию. Некоторые просто "для галочки"
Краткое содержание :
Компании рискуют получить бойкоты или даже судебные иски из других стран, что для них означает снижение продаж и прибыли.
Однако аннулирование компании и уход с российского рынка — это чистый убыток, и те, кто хочет ее продать, сегодня столкнутся там с рядом сложностей — к тому же собственник всегда теряет деньги на продаже, и фактически компанию никто не покупает. Потому что по решению правительства РФ бизнес не может быть продан дороже чем за половину реальной стоимости.
Российский реестр юридических лиц показывает, что количество компаний, принадлежащих гражданам Евросоюза, Великобритании, США и других "вражеских" стран, с начала войны по апрель этого года сократилось на 2600 единиц. Компании сменили владельцев, были распущены или находятся в процессе ликвидации.
Во главе тех, кто решил уйти, стоят крупные международные компании. Несмотря на то что они вложили значительные средства в Россию, запустили производство и построили сети продаж и дистрибуции, они не хотят рисковать потерей репутации, от которой зависит их бизнес в других странах.
В основном это касается крупных автомобильных компаний, таких как Mercedes-Benz, Renault, Nissan или Mazda, а также американской сети быстрого питания McDonald's и продавцов бытовой техники Whirlpool, Indesit и др.
Российское правительство бросает палки под ноги
С другой стороны, количество небольших компаний, желающих уйти с российского рынка, относительно невелико. Причина в первую очередь — объективные осложнения. В неопределенной ситуации далеко не просто подготовить компанию к продаже и найти покупателя. Но, как сообщает портал "Важные истории", российское правительство также бросает палки под ноги иностранцам.
Около 2000 западных компаний стоят в очереди в Комиссию по контролю за иностранными инвестициями, без благословения которой уйти с российского рынка невозможно. Комиссия собирается только три раза в месяц и оценивает максимум семь заявок за сессию, а также может просто отклонить некоторые заявки.
В то же время значительное число западных предпринимателей, уходя, оставляют заднюю дверь открытой. Они претендуют на преимущественное право выкупа компании, оставляют проданные акции в виде залога или просто имитируют выезд из России, например, передавая компанию доверенному им агенту.
Ряд иностранных компаний имитировали уход с российского рынка с помощью смены юрисдикции на новую, можно сказать, "дружественную".
Среди новых владельцев российских филиалов западных компаний появились юрлица из Турции, Казахстана, Китая или ОАЭ. Мы можем только догадываться, кто скрывается за новыми компаниями и являются ли они реальными продажами.