Сотрудники воруют мимо кассы? LIFE PAY советует, как это предупредить

По данным Smartmetrics в 2022 году, самый распространенный способ воровства – хищение у своего же работодателя. Сумма похищенных средств иногда достигает несколько сотен тысяч. А в малых организациях может занимать 10% от общей выручки компании. В этом материале LIFE PAY рассказывает про обман своих же в розничной торговле и как с ним бороться.
Хотите еще больше статистики, доказывающей острую проблематику краж на месте работы? Пожалуйста: в пределах одной торговой точки 100 чеков в месяц в среднем идут мимо кассы в карман работнику. 50% случаев осознанного воровства в ритейле – дело рук самих сотрудников (данные Infoline). На самом деле многие федеральные сети магазинов избегают афишировать серьезный уровень воровства, т.к. это может повлечь больше подобных случаев. Ритейлеры не могут эффективно противостоять кражам, во многих случаях хорошо спланированным, и поэтому отчасти мирятся с ситуацией и «вуалируют» незаконные потери в категории списанных товаров. Однако на преступления именно со стороны сотрудников розница повлиять точно в состоянии. Начинать нужно именно с выявления причин совершения краж.
Почему сотрудники воруют?
Некоторые эксперты утверждают, что дело в высоком уровне доверия к кассовым работникам. А в некоторых рекомендациях наоборот: во избежание подобных случаев прописано создание дружелюбной и доверительной атмосферы между сотрудниками. Это наталкивает на мысль, что именно коллектив с доминантой недоверия наиболее благоприятен для совершения нежелательных поступков. В любом случае, правда где-то посередине: излишне дружеские и панибратские отношения на работе способствуют снятию границ и барьеров к присвоению товаров. А постоянные подозрения со стороны высшего звена только подпитывают обиду и желание насолить и невольно наталкивают на так называемое «оправдание ожиданий».
Конечно, занижение зарплат работодателем – еще одна лежащая на поверхности причина краж. В этом случае, банальное желание получить что-то бесплатно, хоть и обманом, подпитывается внутренней обидой работника на свое начальство. А также вышеупомянутым желанием подпортить жизнь работодателю и восстановить «вселенскую справедливость».
Как же именно производятся кражи сотрудниками предприятия?
Здесь можно выделить несколько распространенных видов кражи.
В первую очередь это продукты:
А. Кража в торговом зале. Механизм крайне прост: присвоение покупки работником себе. Вина в этом случае падает на охранника, другого сотрудника, «наглых» покупателей.
Б. Воровство со склада или мошенничество сотрудников при приемке привезенных продуктов. В этом случае кражу также пытаются скинуть на сторонние обстоятельства: не довезла логистика, ошибка в учете, другой сотрудник и т.д.
Порой, чтобы замести следы, сотрудники специально под разными поводами предварительно списывают товар (выводят его из оборота). А затем спокойно забирают списанку домой.
Более изощренный способ кражи – «мимо кассы». Здесь воруют уже скорее не товары, а деньги.
Несколько распространенных схем:
1) Самая элементарная: невыдача чека при регистрации покупки. Товар продают, деньги с покупателя берут, а чек не пробивают. При вопросе клиентов про чек: скажут, что пришлют электронным путем или сошлются на то, что сломалось ЧПУ. Вуаля – деньги получены, а покупка не зарегистрирована кассой. А на отсутствие товара без фиксации торговой сделки в системах обратят внимание не сразу – мошенник к тому времени уже уволится.
2) Схема с ложным возвратом. Часто реализовывается с участием пособника вора. Сначала покупка оформляется по всем правилам продажи и фискализации: кассир продает сообщнику продукт. Затем происходит возврат товара: возврат оформляется, деньги возвращаются сообщнику, а вот товар остается у «покупателя». В этом случае возникает несоответствие по товарным остаткам – но это также заметят лишь через некоторое время.
3) Пересортица. Когда кассир пробивает на кассе товар подороже, предоставляет покупателю более дешевый вариант, а разницу от полученной стоимости кладет себе в карман. В этом случае произойдет обратно пропорциональный пересорт позиций: какие-то позиции будут в избытке (которые по системе учета должны быть списаны), а каких-то будет не хватать (которые по системе должны быть на месте).
4) Продажа своего товара на рабочем месте. Схема проста и изящна, свойственна для совсем небольших предприятий: кассиры приносят на рабочее место свои собственные товары, не принадлежащие предприятию, и торгуют ими «мимо кассы», не пробивая чек.
Знаки, что что-то не так
Если у вас нет системы видеонаблюдения, то тогда нужно ориентироваться на косвенные свидетельства кражи.
Если на торговой точке товар лежит странно: некоторые как будто отложены назад, как будто спрятаны, то можно насторожиться.
Кое-что полезное подсказать поможет и товароучетная система. Сопоставляйте позиции, которые поставлены, которые были проданы и возврат. Если есть какие-то несоответствия и пересортица-есть повод заподозрить неладное.
Конечно же, проверяйте сами данные кассы через кассовую программу. Ситуации, которые требуют пристального внимания:
- Непонятные нерегламентированные скидки
- Слишком большое количество Z отчетов в смену.
- Большое количество возвратов и все они записаны на одного сотрудника.
- Неожиданно частые безналичные платежи.
Как предотвратить хищения со стороны сотрудников?
1) Установите видеонаблюдение в розничных точках.
2) Проводите незапланированные инвентаризации почаще: так больше шансов вовремя выявить кражу.
3) Контрольные закупки тоже не надо игнорировать. Суть метода: ваше доверенное лицо несколько раз зайдет в магазин под лицом покупателя. Сделает пару покупок и затем проинформирует, как его обслужили: не было ли странных предложений, выдали ли чек, не обсчитали ли его. Кстати, существуют специальные компании, которые занимаются контрольными закупками – можно доверить дело им.
4) Наладьте товароучет – он способен отобразить ценную для вас информацию. Выбирайте программу, которая имеет интеграции с другими системами (кассовыми и CRM), предоставляет подробные данные о сделках (что именно, в каких количествах и за какую цену продал конкретный сотрудник).
5) Выбирайте кассовые программы, которым можно доверять. Помимо функций контроля кассовых операций, они также должны быть проинтегрированы с другими учетными системами, должны уметь составлять понятную и детализированную отчетность.
Например, кассовая программа с функциями учета LIFE POS, которая может предотвратить фрод со стороны сотрудника или, как минимум, тот час заподозрить неладное.
- Во-первых, в личном кабинете LIFE POS можно управлять доступами сотрудников и ограничивать редактуру заказа.
- Во-вторых, программа уже интегрирована с ведущими CRM-системами и системами бухгалтерского учета. Если же для вашего решения у LIFE POS нет интеграции – его легко можно сделать с помощью разработанного API. Все данные, которые обновляются в LIFE POS, автоматически обновляются и в других учетных системах. Данная опция сводит на нет риск пересортицы и мгновенно соотносит транзакцию с каждым заказом для детального изучения со стороны старших менеджеров.
- В-третьих, LIFE POS - это подробная отчетность по каждому заказу в разрезе канала продаж, ответственного сотрудника, терминала, транзакции, статуса платежа, артикула товара. По отдельным сотрудникам можно делать отчет по работе за определенный период. Это поможет выявить подозрительные места.