ЕС предлагал принять Украину, но что теперь?
Европейский союз и НАТО пообещали путь к членству для страны, находящейся в тяжелом положении. Но настоящее партнерство сопряжено с риском и выгодой для обеих сторон.

БРЮССЕЛЬ. Когда в прошлом году Европейский союз предложил Украине путь к членству, это во многом было эмоциональным ответом на российское вторжение. Лидеров заставляли проявлять солидарность с жертвами агрессии, хотя многие выступали против этой идеи.
С тех пор, занятые введением санкций, сбором помощи и прочесыванием военных запасов для отправки оружия Украине, мало кто в Европе серьезно сосредоточился на том, что на самом деле может означать это обязательство.
Но это ухаживание с последствиями для будущего, не только для устремлений и выживания Украины, но и для собственной безопасности и финансов Европы. Членство Украины изменит блок и его отношения с постконфликтной Россией. Это также обеспечило бы наилучший путь к внутренним реформам в Украине, поскольку страна стремилась соответствовать стандартам прозрачности и верховенства закона ЕС.
Но уже нарастает напряженность между стремлением Европы сохранить свои жесткие требования и требованием Украины поскорее войти в землю обетованную, давшую надежду стране, находящейся в бою. Чиновники Европейского союза, такие как Урсула фон дер Ляйен, президент Европейской комиссии, возлагали большие надежды на Украину, страну, с которой почти все согласны, что она принципиально не готова к присоединению.
«Теперь больше сочувствия и ощущения, что Украина является частью Европы, но это сентиментально и не жестко», — сказала Анна Висландер из Швеции, директор по Северной Европе организации Атлантического совета.
«Какой план впереди? Вот чего мне не хватает», — добавила она. «Никаких дискуссий о том, какими должны быть критерии членства в новой ситуации или какой союз мы получим тогда, нет. Мы прячем головы в песок».

Европейские чиновники тихо говорят, что нет никакого реального способа обойти нынешний сложный процесс вступления, который обычно занимает много лет. И это предполагает независимую постконфликтную Украину с надежными гарантиями или гарантиями безопасности, которые, по мнению многих, могут быть достигнуты только с членством в НАТО.
Ясно одно: восстановить разрушенную Украину и привести ее полностью в европейское лоно будет дорого, превратив некоторые страны из сетевых получателей из бюджета ЕС в сетевых поставщиков. Он также обещает сместить центр тяжести Европы на восток таким образом, что это может коренным образом изменить баланс сил в блоке.
«Последствия Украины в ЕС будут сложными, даже взрывоопасными», — сказал Томас Гомар, директор IFRI, Французского института международных отношений. — Но отказаться от него будет политически невозможно».

Ведь Украина воюет за Европу, а не только за себя. Аналитики отмечают, что именно Украина сейчас защищает границы НАТО, не говоря уже о западных ценностях.
«Украина ведет войну с Европой, — сказал Стивен Э. Сокол, президент Американского совета по Германии. «Европа должна Украине гораздо больше срочности».
Время «частичных решений» давно прошло, утверждает Свен Бископ из Egmont, брюссельского аналитического центра. «Принятие соседа, подвергшегося вторжению, в качестве кандидата на членство должно означать принятие на себя большей ответственности за выживание этого соседа», — сказал он.
Если Украина выживет, сказал г-н Бископ, она станет неотъемлемой частью западной архитектуры безопасности: новой границей с Россией, а не просто буферным государством, которым она была. По его словам, после года войны Европейский Союз должен «наконец-то выработать общий план оказания военной поддержки в долгосрочной перспективе», постепенно сменяя США.

Но для Европы это потребует мучительного изменения менталитета, которое едва началось.
С момента основания того, что стало Европейским союзом после Второй мировой войны, европейская интеграция рассматривалась как «мирный проект», сказала Илва Йоханссон, комиссар ЕС по внутренним делам.
«ЕС задумывался как проект, призванный сделать войну на европейском континенте невозможной», — сказала она. Во многом это удалось, так как она и НАТО приняли членов бывшего советского блока, обеспечив развитие, безопасность и процветание 100 миллионам человек.
Но сейчас в Европе бушует крупнейший конфликт со времен Второй мировой войны. «Украина также показывает, что Брюссель и мирный проект потерпели неудачу», — сказала Хизер А. Конли, президент Немецкого фонда Маршалла.
Брюссель — и Вашингтон — не понимали, к чему приведет их обращение к Украине с целью возможного членства в НАТО и Европейском союзе у президента России Владимира Путина.
В 2019 году г-жа фон дер Ляйен объявила, что возглавит «геополитическую комиссию», чтобы научиться использовать «язык власти». Но понимание того, что блок должен мыслить и действовать как глобальный игрок, совсем другое.
«Есть понимание необходимости, но неспособность встретить момент, который является геополитическим моментом», — сказала г-жа Конли. «Европа сместилась на восток с процессом расширения, который с самого начала должен был быть геополитическим, но стал техническим. Они сбились с пути».
Тем не менее Европейский союз впечатляюще сплотился после вторжения. Это резко сократило зависимость от российской энергии, особенно от природного газа. Он одобрил 10 пакетов санкций против России. Он сократил двустороннюю торговлю с Россией на 135 млрд евро (около 143 млрд долларов), предоставив Украине более 38 млрд евро в виде финансовой и гуманитарной помощи и 12 млрд евро в виде военной поддержки, отметил комиссар по торговле Валдис Домбровскис.

По данным Кильского института, который отслеживает помощь Украине, европейцы выделили Украине около 54,9 млрд евро (около 58 млрд долларов), в то время как Соединенные Штаты выделили 73,1 млрд евро, из которых 44,3 млрд евро — военные. Несмотря на всю критику Брюсселя за медлительность действий, институты ЕС предоставили вторую по величине сумму общей помощи в размере 35 миллиардов евро, а Германия является третьей по величине страной-донором после США и Великобритании.
Г-жа Йоханссон подчеркнула, что Комиссия, которая традиционно состоит из юристов, разрабатывающих постановления, учится быть «оперативной», например, трансформируя существующий механизм возмещения государствам-членам их военного вклада в Украину.
По словам г-на Домбровскиса, Брюссель обязался поддерживать правительство в Киеве в размере 1,5 млрд евро в месяц в течение года, что соответствует вкладу Вашингтона, а транснациональные финансовые институты должны добавить еще больше.
Но эти цифры будут мизерными по сравнению с затратами на реконструкцию, которые уже оцениваются в $1 трлн, не говоря уже о возможном членстве Украины в союзе. И в блоке уже есть голоса меньшинства, которые обеспокоены стоимостью и возможными политическими последствиями.
Как сказала премьер-министр Финляндии Санна Марин на Мюнхенской конференции по безопасности в прошлом месяце: «Меня беспокоит устойчивость граждан ЕС. Есть подразделения. Во многих странах Европы люди недовольны высокой инфляцией, высокими ценами на энергоносители и говорят, что война должна закончиться, она вызывает слишком много проблем».
По ее словам, политики должны четко заявить о своем намерении «поддерживать Украину столько, сколько это необходимо». — Но следующий год будет трудным.
И не только в следующем году, а через много лет. Предложив Украине путь к членству, европейцы должны будут взять на себя большую ответственность за ее восстановление и институциональную трансформацию из относительно коррумпированного постсоветского государства в европейскую демократию, достаточно чистую, чтобы присоединиться к блоку.
«Американцы скажут: «Мы позаботились о войне, теперь вы позаботитесь о восстановлении», — сказала Камилла Гранд, бывший высокопоставленный чиновник НАТО, ныне работающий в Европейском совете по международным отношениям. Он отметил, что, хотя это и преувеличено, этого ожидают в американском Конгрессе.
Группа семи промышленно развитых стран создала агентство по реконструкции, но европейцам придется играть центральную роль как в его финансировании, так и в руководстве Украиной по обновлению ее институтов и сокращению коррупции.
Как и в случае с постсоветскими странами Центральной и Восточной Европы, вполне вероятно, что Украина с ее историей коррупции и олигархического правления сможет вступить в НАТО до того, как получит право на вступление в Европейский Союз.
Учитывая это, сказал Стефан Корнелиус, иностранный редактор немецкой ежедневной газеты Süddeutsche Zeitung, «большой вопрос будет заключаться в том, как предоставить Украине политические гарантии ниже уровня членства», поскольку обещание членства в ЕС «является главной надеждой, которая поддерживает их жизнь.

Процесс вступления в ЕС является лучшей гарантией того, что Украина проведет реформы и будет эффективно использовать помощь для восстановления, заявил Радослав Сикорский, член Европарламента и бывший министр иностранных дел и обороны Польши.
Украина уже получает средства для подготовки к вступлению в ЕС, которые будут расти. «Это будут сотни миллиардов за десятилетие, и это будет настоящий план Маршалла для Украины», — сказал г-н Сикорский. По его словам, если будет обеспечена безопасность, потекут частные инвестиции.
Он с оптимизмом смотрит на возможное будущее Украины в Европе. Будучи экспортером безуглеродной ядерной энергии, огромной и плодородной сельскохозяйственной державой и источником адаптируемых компьютерных технологий, он сказал: «Я думаю, что, когда война наконец закончится, Украина может стать богатой».
https://www.nytimes.com/2023/03/03/world/europe/ukraine-eu-nato.html?action=click&pgtype=Article&state=default&module=styln-russia-ukraine&variant=show®ion=BELOW_MAIN_CONTENT&block=storyline_flex_guide_recirc
Обещать не значит жениться... Поматросил и бросил