Как советские военные бежали из немецкого плена на самолете

8 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,70 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Дома часто не верили, что такие невероятные побеги вообще возможны. Также не было редкостью, что герои, совершившие побег из немецкого лагеря, оказались в советском.

1. Николай Лошаков

Первым советским летчиком, совершившим побег из немецкого плена на самолете, был гвардии младший лейтенант Николай Кузьмич Лошаков. Он попал в плен к немцам 27 мая 1943 года, когда его Як-1 был сбит в воздушном бою под Ленинградом.

Лошакова послали строить шоссе рядом с аэродромом за городом Остров в Псковской области. Именно тогда пилоту пришла в голову идея совершить дерзкий побег по воздуху.

У Николая Кузьмича не было доступа к технике, но другой заключенный, пленный сержант бронетанковых войск Иван Денисюк, который занимался дозаправкой самолетов, имел. Последний начал изучать азбуку пилотирования, запомнил расположение аппаратуры управления в немецких машинах и рассказал Лошакову обо всем. Ему также удалось раздобыть для него форму немецкого пилота.

Свою первую попытку побега беглецы предприняли 10 августа 1943 года. Лошаков пробрался на летное поле и в ангар, но был отпугнут охранником с собакой. На следующий день друзьям повезло больше, так как немецкие пилоты уехали на обед, оставив на взлетно-посадочной полосе пару легких самолетов-разведчиков "Сторч".

Разведывательный самолет ‘Шторх’.

Выбравшись из своего укрытия, Лошаков и Денисюк уверенно направились к одному из самолетов. Сначала никто на аэродроме даже не обратил внимания на взлет, но вскоре самолет попал под шквальный огонь.

После 300-километрового перелета ‘Шторх’ приземлился на советской территории. В нем было девять пробоин, и пилот был ранен.

Тем не менее, беглецам не оказали радушного приема дома. Денисюк, обвиняемый в государственной измене, признал себя виновным под давлением и был приговорен к 20 годам тюремного заключения (он был освобожден из тюрьмы в 1951 году). Лошаков, с другой стороны, не признал себя виновным и был приговорен к трем годам заключения в трудовом лагере. Он был досрочно освобожден в августе 1945 года, а 14 лет спустя был полностью реабилитирован.

2. Аркадий Ковязин

История побега Аркадия Михайловича Ковязина оказалась очень похожей на историю Лошакова. Он даже сбежал на самолете той же модели - ‘Шторх’.

Во время одного из боевых вылетов в конце 1941 года отказали двигатели дальнего бомбардировщика DB-3F Ковязина, что вынудило его приземлиться недалеко от Риги. Вскоре после этого пилот, его штурман и стрелок-радист попали в плен к немцам.

Аркадия Михайловича переводили из одного лагеря военнопленных в другой, пока в 1943 году он снова не оказался под Ригой. Там он встретил Владимира Крупского, другого военнопленного, который работал кочегаром на военном аэродроме.

Немецкая зенитная установка.

По просьбе Крупского, который пользовался доверием немцев, комендант аэродрома неосторожно назначил Ковязина еще и кочегаром. Друзья не могли не воспользоваться новой возможностью.

4 октября 1943 года они сели в ‘Шторх’ и попытались взлететь, за исключением того, что, в отличие от Лошакова, им это удалось не сразу. Что-то заподозрив, немцы послали к самолету велосипедиста, и он немедленно поднял тревогу. Однако беглецам удалось подняться в небо, прежде чем их остановили.

Ковязин и Крупский добрались до своих позиций и успешно прошли необходимые проверки. Однако Ковязину больше не доверяли как пилоту, и до конца войны он служил в пехоте. Тем временем Владимир Крупский воевал в подразделении и был убит в Югославии в апреле 1945 года.

3. Михаил Девятаев

Гвардии старший лейтенант Михаил Петрович Девятаев был взят в плен в июле 1944 года. Он наотрез отказался сотрудничать с врагом и даже предпринял попытку побега, которая в конечном итоге оказалась неудачной.

Пилот решил предпринять еще одну попытку, после того как его отправили в лагерь на острове Узедом в Балтийском море. Физически крепкому Девятаеву поручили тяжелую работу в Пенемюнде, соседнем секретном испытательном полигоне, где разрабатывалось “чудо-оружие” Третьего рейха - первый реактивный самолет, а также крылатые и баллистические ракеты "ФАУ".

Пилота, хотя и заключенного, никогда бы не подпустили так близко к самолетам, но, находясь в лагере Заксенхаузен, где он находился ранее, Девятаев смог присвоить личность другого заключенного - погибшего бывшего учителя Григория Никитенко. Бирку с идентификационным номером ему тайно дал лагерной парикмахер.

Девятаев-Никитенко быстро нашел еще девять человек, готовых к побегу. Группа также искала средство для достижения этой цели - бомбардировщик Heinkel He 111. Пилот использовал любую возможность, чтобы приблизиться к самолету и, если повезет, проникнуть внутрь и изучить панель его управления.

Хейнкель Хе 111.

8 февраля 1945 года во время обеда на стрельбище десять заключенных пробрались в "Хейнкель" и, убив охрану, начали готовить самолет к взлету. После некоторых задержек, со второй попытки, он все-таки поднялся в небо.

“Аэродром равнодушен к гулу нашего самолета. Мне легко представить, как на это реагируют техники, пилоты. Они спокойно обедают… И именно поэтому я не боюсь давать полный газ и тестировать двигатель на разных оборотах. Я чувствую себя уверенно и даже беззаботно. Никто не остановил бы нас на взлете, никто не помешал бы взлету”, - вспоминал Девятаев.

Враг осознал этот факт слишком поздно, и зенитным огнем "Хейнкель" было невозможно достать. Только один "Фокке-Вульф" в конце концов догнал бомбардировщик, но и он не смог его уничтожить - у неподготовленного истребителя просто не было боеприпасов.

Прорвавшись сквозь огонь советских сил ПВО, Девятаев посадил самолет на советской территории. Всю группу пришлось тщательно проверить. Практически все помощники пилота вскоре вернулись на фронт и погибли в бою.

Было обнаружено, что "Хейнкель", привезенный Михаилом Петровичем, был напичкан секретным оборудованием для связи, контроля и наблюдения за запусками ракет "ФАУ". Кроме того, пилот указал координаты ракетных установок на острове, по которым вскоре был нанесен мощный авиаудар.

Несмотря на это, власти некоторое время продолжали проявлять некоторое недоверие к Девятаеву. Звание "Героя Советского Союза" ему присвоили только в 1957 году.

Подписаться
Донаты ₽

Голые жопы набирают тысячи лайков. А сколько просмотров наберут видео от сельского блогера...

Бодрого времени суток пользователи сайта 9111.ru! Это моя вроде сто девяносто девятая публикация здесь. Решил выложить пару видосов от одного пользователя (видосы уже имеются на моём рутуб-канале).
01:24
Поделитесь этим видео

Продавец квартиры - банкрот, беда из прошлого.....

Приветствую, дорогие подписчики и посетители сайта 9111! В жизни каждого человека происходит важное событие – покупка долгожданной квартиры. Покупатель начинает мониторить сайты по продажи недвижимости,

Смешное предложение под Новый нод: поднять пенсии до 50 тысяч рублей! Шо? Опять?!

Справедливороссы в очередной раз занялись популистской перед новым годом. Ничего остроумнее не придумали, чем предложить рекордно поднять пенсии: аж в два раза выше ПМ. Здесь нужно поставить кучу смайликов,