Платные дороги в России: как они работают и как ими пользоваться

Платная дорога недалеко от аэропорта Шереметьево
Сегодня строится все больше и больше платных автомагистралей. Мы объясним, как правильно ими пользоваться, чтобы ваше путешествие на автомобиле прошло гладко.
“По платной дороге или нет?” – это первый вопрос, который слышит пассажир, заказывая такси в Москве по пути в аэропорт Шереметьево. Эта платная объездная дорога была открыта в столице в 2014 году и стала довольно популярной, сэкономив 30–40 минут на дороге.
Первая платная дорога в России – всего 20 километров трассы М-4 "Дон" – открылась еще в 1999 году. Сегодня общая протяженность таких платных дорог по всей стране достигает более 2000 километров. И строительство продолжается.
Что особенного в платных дорогах?
Конечно, как и в других странах, у каждой платной дороги в России есть бесплатная альтернатива. Но если вы хотите сэкономить время, комфортное путешествие за небольшую плату – лучшее решение.

Парковка автомобилей на платной автомагистрали в России
У этого быстрого и комфортного способа передвижения есть по крайней мере два больших преимущества. Прежде всего, это ограничение скорости – 110 км/ч; на некоторых автомагистралях оно достигает 130 км /ч. Во-вторых, объезд городов предполагает отсутствие светофоров, дорожных переходов и других препятствий.

Платная дорога Санкт-Петербурга
На всех дорогах есть заправочные станции, оборудованы зоны отдыха и туалеты, а также инспекторы по безопасности дорожного движения.

Какие платные дороги есть в России?
1. М-1 “Беларусь”

Люди называют эту дорогу Минским шоссе – она ведет прямо к границе с Беларусью, а затем дальше в Минск. Платный участок дороги появился в 2014 году и протянулся на 33 километра от Москвы. Плата за проезд начинается от 150 рублей. По пути вы можете посетить новый парк "Патриот", посмотреть на главный собор Вооруженных сил России и Музей Великой Отечественной войны.
2. М-3 “Украина”

Платный участок протяженностью 70 километров существует в Калужской области с 2017 года. Это часть Киевского шоссе, по которому вы можете добраться до границы с Украиной. Плата за проезд начинается с 80 рублей.
3. М-4 “Дон”

Это была первая платная дорога в России, и сегодня ее протяженность уже составляет 915 километров. Он полностью охватывает маршрут от Москвы до Краснодара. Стоимость каждого участка разная, а стоимость всего маршрута обойдется вам как минимум в 2880 рублей. По пути вы можете заехать во многие интересные города – Елец, Воронеж, Ростов-на-Дону и др. Подробнее читайте в нашей статье “Что посетить по пути из Москвы на побережье”.
4. М-11 “Нева”

Поездка между двумя столицами обычно занимала несколько дней (подробнее об этом здесь). Но с 2019 года вы можете добраться из Москвы в Санкт-Петербург чуть более чем за четыре часа. Общая протяженность дороги составляет 669 километров, и 607 километров из них платные. Стоимость проезда начинается от 170 рублей за отдельный участок. Вся дорога обойдется вам в 2400 рублей и выше. По пути вы можете посетить Тверь, Валдай, Великий Новгород и многие другие очень интересные города.
5. М-12 “Москва – Казань”

Это строящаяся новая дорога, также называемая “Восток”. В настоящее время открыто только 47 километров платного участка, но есть планы построить совершенно новую трассу от Москвы до Казани. Это будет дубликат уже существующей бесплатной дороги М-7 "Волга", по которой вы сможете проехать из Москвы во Владимир, Нижний Новгород, Казань, Уфу и продолжить свой путь дальше по другим дорогам, пересекая всю страну через Сибирь, Байкал и Дальний Восток. Строительство платной дороги планируется завершить к 2025 году. На уже открытых участках плата начинается с 99 рублей.
6. Центральная кольцевая автодорога А-113

Эта дорога, которая огибает Москву (в 50 километрах от Московской автомобильной кольцевой автодороги - МКАД), когда-то называлась Большим Московским кольцом (неофициально "бетонка”). С тех пор вы бы не смогли ее узнать, потому что она превратилась в современную скоростную автомагистраль с 260-километровым платным участком. Она была значительно расширена; и были построены новые участки там, где расширение было невозможно. Последний участок был открыт в 2021 году. Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) стала первой магистралью с безбарьерной системой взимания платежей. Здесь нет пунктов сбора платы – регистрационный знак автомобиля считывается камерами, и вы позже оплачиваете проезд онлайн. Плата начинается с 30 рублей.
7. ЗСД (Западный скоростной диаметр)

В 2016 году было полностью завершено строительство Западного скоростного диаметра вокруг Санкт-Петербурга, что значительно разгрузило городское движение. Эта дорога интересна большим количеством мостов, виадуков и туннелей. Общая протяженность дороги составляет 46 километров, а плата за проезд начинается от 200 рублей за участок и 1000 рублей в целом.
8. Платные дороги в Псковской области

На западе России в настоящее время функционируют четыре платных участка автомобильных дорог общей протяженностью 226 километров. Эти дороги приведут вас к границе с Эстонией из Старого Изборска; к границе с Латвией из Острова; к границе с Беларусью из Опочки; и в город Невель из города Ольша. Плата начинается от 150 рублей.
От чего зависит стоимость проезда?

Пункт оплаты на платной автомагистрали в России
Плата варьируется на разных участках разных дорог. Стоимость зависит от вида транспорта, которым вы пользуетесь, времени и дня поездки; например, это немного дешевле ночью и дороже днем и по выходным. Кроме того, на разных участках разных дорог действуют разные тарифы на проезд. Вы можете заранее рассчитать стоимость проезда с помощью специального калькулятора на веб-сайте Автодора – государственной компании, управляющей большинством платных дорог.
Платная дорога Санкт-Петербурга

Для Западного скоростного диаметра вокруг Санкт-Петербурга действует отдельный веб-сайт и транспондер; вы можете рассчитать стоимость на веб-сайте магистрали). Подробнее о платных дорогах Пскова читайте здесь.
Как оплатить проезд?
В каждом пункте сбора платы за проезд принимаются как карты, так и наличные; важно выбрать соответствующую полосу для проезда, ориентируясь по гигантским знакам, которые тянутся над каждым из них. В левой полосе вы будете расплачиваться картой или наличными в кассе; в правой полосе – только картой в терминале.
Однако обычно крайние левые полосы предназначены для проезда с транспондером.

Если вы часто путешествуете по платным дорогам или готовитесь к длительной поездке, включающей несколько пунктов сбора платы, лучше всего приобрести транспондер. Это сэкономит ваше время, поскольку позволит вам пропустить очередь, поскольку шлагбаум открывается автоматически. Более того, вы можете сэкономить деньги, оплачивая с помощью транспондера. Кроме того, вы можете зарабатывать баллы за свои поездки и даже приобрести абонемент или скидку на проезд.
Вы можете приобрести транспондер в офисах Автодора, а также на многих заправочных станциях, а также в отделениях Почты России. Вы можете пополнить свой баланс через веб-сайт или мобильное приложение.
Хорошие дороги в России?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Сначала строятся на бюджетные деньги дороги, при этом несколько раз повышая смету и распиливая бюджетные деньги, а потом, когда дорога уже готова, ее передают в частные руки и она становится платной. Это, пожалуй, все, что нужно знать о платных дорогах.
Объявите бойкот платным дорогам. Добро пожаловать на бесплатные объезды. Какие проблемы?)
А то, что остановки и стоянки на улицах тоже стали платными, как их объехать?
Да и правильно, что парковки сделали платными. Порядка больше стало. Накидают своих кредитопомоек в три ряда, ни пройти, ни проехать.
Хотите, заплатить и нарушайте? узаконили нарушения за оплату и что, это панацея?
Хороший лакомый кусочек. Можно и дальше доить россиян ни вкладывая ни копейки денег. Ведь большинство платников строились еще при СССР и ремонтировались из бюджета. Да и новые строятся в основном из бюджета. Два раза подоили, сначала собрав налоги на строительство, затем введя пожизненную ренту за проезд. Слава кооперативу!
Дам хороший совет, чтобы не дать себя доить. Объезжайте платные участки.
Это в масштабах одного человека, а в масштабах страны нужно просто кооператив Озеро разогнать к хренам...
Не знают как ещё денег с народа
Это уж точно!
Хватит ныть! Не нравиться, ездите по бесплатной. В чем проблема-то...если здоровье не дорого.
Интересно, платим дорожный налог каждый год, а бесплатные дороги в ужасном состоянии. Совесть есть?
Где Вы совесть ищите?
И главное, за что? Регулярно выкатываюсь на М11 по маршруту Москва-Клин. Первая половина стоит 500-600 руб, вторая 100 руб. За 100 руб. вся дорога освещена, худо-бедно пару заправок контейнерных, даже площадки детские в зонах отдыха видел. На участке за 500 руб. даже света нет. НИЧЕГО! Т.е. совсем. Понятно, что ближний к Москве участок дороже стоит, но не на столько же! А инфраструктуры за такие деньги 0 (ноль).
Роман! Ближний участок ведёт к аэропорту. поэтому наиболее востребован. В идеале он должен быть вообще бесплатным для комфортного доступа к аэропорту. но жиды так не думают.
Ну, бесплатным он точно не будет никогда. Это утопия для акул капитализма. Но хотя бы сопоставимые цены должны же быть. Ну в два раза дороже, ну в три с натягом обосновать можно. Но не в шесть же!
Обнаглели совсем. За каждый пук берут деньги. Мало того, что дорожный налог платим.
Участок 15-58 км - полностью частный и имеет ширину от 2 до 5 полос в каждом направлении. Участок от 58км до Клина - государственный, дотируемый из бюджета (т.е. из кармана всех россиян, даже тех, у кого машины нет вообще) + всего 2 полосы в каждую сторону.
Совершенно верно
Все владельцы транспортных средств платят "Транспортный налог".
На эти, очень не хилые деньги и должны содержаться в порядке старые дороги, и строиться новые.
Очень полезная информация о платных дорогах. Я уже о них слышал, но наши водители не очень охотно их воспринимают. А вот, когда с одним из них разговорился, он тоже очень одобрил этот маршрут по платной дороге, где все предусмотрено для путешественников
Одобрение дают те, кто едет не за свой счёт, т.е. эти траты закладываются в стоимость доставки, командированные; те, у кого достаточно средств.
Это точно. Когда не из своего кармана, то очень даже неплохо
В последнее время строится много новых дорог и ремонтируются старые.
Это можно видеть не только в центре, но и регионах!
Они как ремонтируются, так и через полгода-год начинают и разваливаться
У меня на малой родине местами до сих пор жив асфальт положенный в 80-е годы (глава города был не из ворья).
А тот, что кладут в последние 30 лет - через 3 года весь в ямах, через 5 лет "уже просто земля". Иногда раньше.