Как выстраивать отношения с ребенком в кризисные моменты?
Краткое содержание :
Отношения между родителями и детьми – это очень сложный вопрос, который может многое разрушить и привести к появлению комплексов у детей. Специалисты выделяют несколько возрастных кризисов, которые влияют на поведение детей и на их эмоциональное состояние.
Кризис первого года
Кризис первого года жизни ребенка начинается примерно в 8–9 месяцев. В этом возрасте дети становятся более самостоятельными, многие из них учатся ходить и говорить первые слова. Однако именно в этот период они начинают осознавать, что их родители могут уйти, и это вызывает у них тревогу.
Дети становятся более требовательными, обидчивыми и нуждаются в большем внимании со стороны родителей. Кризис первого года жизни – это нормальный этап развития ребенка, который связан с его постепенным осознанием окружающего мира и своего места в нем.
В этот период родители должны быть более внимательными и заботливыми, чтобы помочь своему ребенку преодолеть этот этап и перейти к следующему этапу развития.
Кризис 3 лет
Кризис в возрасте от 2 до 4 лет является периодом, когда дети начинают проявлять свою независимость и становятся более упрямыми. Этот период также известен как "кризис самоидентификации".
В этом возрасте дети начинают задавать много вопросов и проявлять более сложные эмоции, такие как страх и тревога, что может приводить к конфликтным ситуациям между родителями и детьми. Кризис самоидентификации является естественным этапом развития ребенка. В этот период дети начинают определять свою личность, и поэтому им нужно больше свободы и независимости.
Родители могут помочь своим детям в этом периоде, давая им возможность принимать решения и делать выборы в пределах безопасности. Кроме того, родители могут помочь своим детям лучше понимать свои эмоции, общаться с ними и помогать им решать конфликты.
Кризис 7 лет
В возрасте 6–7 лет происходит кризис, связанный с изменением образа жизни детей. Они начинают ходить в школу, где они сталкиваются с новыми требованиями и более сложным режимом дня, отличающимся от дома или детского сада. В результате дети могут начать сомневаться в своих способностях, проявлять неуверенность и более требовательны к себе. Этот период является важным этапом в развитии ребенка, так как он формирует его личность и самооценку.
Родители и учителя должны помочь детям преодолеть этот кризис, поддерживая их и помогая улучшить их учебные навыки.
Подростковый кризис
Кризис подросткового возраста, Одним из самых известных возрастных кризисов является кризис, возникающий в период полового созревания. Половое созревание - это время гормональных изменений в организме, и у одних детей этот период начинается рано (в 9–10 лет), а у других – немного позже. В период полового созревания многие дети начинают исследовать свою собственную личность и отстаивать свое право быть признанными взрослыми. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной нестабильностью, перепадами настроения, депрессией, повышенной чувствительностью и раздражительностью. Развивается бунтарский дух.
Кризис юношеского возраста
Кризисв 17–18 лет. Не успев оправиться от подросткового возраста, многие старшеклассники погружаются в новый кризис "самоопределения". Это сложный период в жизни почти каждого подростка, когда он готов переступить школьный порог во взрослую жизнь. Если борьба за отделение от родителей и независимость не увенчалась успехом в предыдущий возрастной период, то к окончанию школы она становится более выраженной.
Это связано с тем, что подростки сталкиваются с проблемой выбора собственного жизненного пути, им многие хотят сделать это как можно более независимо. И снова родители требуют от подростков большей вовлеченности и ответственности, но возникает множество причин для конфликтов, поскольку подростки пытаются делать все так, как считают нужным, и им постоянно напоминают, что они не нуждаются ни в чьих советах.
Как должны вести себя родители?
Родители должны верить, что можно вырастить и воспитать ребенка без кризиса. В психологии есть два течения: одно считает, что существует возрастной кризис детей и родители должны с ним справиться, а другое - что можно вырастить детей без кризиса.
Есть два варианта:
- Первый – ничего не делать, ждать кризиса и бороться с его последствиями.
- Другой – активно использовать такие воспитательные инструменты, чтобы предотвратить возникновение кризисов.
Каждый ребенок хочет быть хорошим, важными любимым. Это его потребности. И когда он не чувствует этого, он становится непослушным. Этап, на котором непослушание ребенка становится ярко выраженным, принято называть кризисом.
На самом деле непослушный ребенок – это подавленный ребенок. Ребенок ведет себя плохо в знак того, что он хочет что-то сказать, показать или получить своим поведением.
Причины конфликтов
Одной из причин конфликтов является недостаток любви. Родители часто путают "заботу" с "любовью". И получается, что дети не чувствуют любви, даже если мама находится с ним 24 часа в сутки. Ведь эти понятия – не одно и то же. Забота – это дело (кормить, водить на занятия, лечить, одевать), а любовь – это эмоция.
Когда дети не чувствуют себя любимыми, они демонстрируют плохое поведение. Это обычно называют кризисом. На самом деле любой человек может присматривать за детьми, в том числе за деньги. Например, няни, врачи, водители и т.д.
Конечно, забота естественна для родителей и необходима для ребенка. Но к ней должна добавляться еще и любовь. Дети должны не только знать, как сильно их любят мама и папа, но и чувствовать это. Когда дети чувствуют, что их любят, не имеет значения, если они совершают плохие поступки. И они никогда не будут чувствовать угрозу, сколько бы им ни было лет. Родители могут передать свои чувства детям с помощью выражения лица, интонации, эмоций, слов и прикосновений.
Для детей важно то, что их всегда любят, даже во время конфликтов. Это и есть безусловная любовь, когда ребенок чувствует, что его любят таким, какой он есть. Тогда нет смысла спорить или делиться.