Повышение мотивации детей: способы и методы мотивации детей в деятельности.
Повышение мотивации детей: способы и методы мотивации детей в деятельности.
Современное обучение и воспитание ставят перед собой задачу не просто передать знания и умения, а помочь каждому ребенку раскрыть свой потенциал, проявить свои интересы и способности. Поэтому в процессе обучения учителя и педагоги уделяют большое внимание не только знаниям, но и индивидуальной работе с каждым учеником, учитывая его особенности и потребности. Кроме того, обучение становится все более интерактивным и практическим, чтобы дети могли на практике применять свои знания и умения.

На каждом этапе своего развития человек меняется, и его поведение в соответствии с этим тоже изменяется. В период дошкольного возраста происходит наиболее активная формирование мотивационной сферы, привычек и поведения у ребенка. Дети в этом возрасте действуют под воздействием ситуационных чувств и желаний, которые возникают у них в данный момент. Часто они не осознают, что мотивирует их на совершение определенных поступков. Однако к 5-7 годам, уровень осознанности у детей возрастает, и они уже могут объяснять свои действия.
Мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних факторов, которые побуждают как детей, так и взрослых к активности. Она направляет деятельность на достижение определенных результатов. Основной целью мотивации дошкольников является развитие у них интереса к занятию и создание условий для увлеченного участия в процессе.

Способы повышения мотивации и стимуляции
Эмоциональная поддержка
1. Поощрение и похвала за успехи
2. Критика и указание на ошибки
3. Применение игр с учебным уклоном
4. Использование ярких и наглядных материалов
5. Создание ситуаций, которые способствуют успеху
6. Оценка, которая мотивирует к дальнейшему развитию
7. Свобода выбора заданий
8. Удовлетворение желания быть важным и ценным человеком.
Преобразование знаний
1. Использование личного опыта
2. Стимулирование интереса к изучению
3. Создание вызывающих проблем ситуаций
4. Содействие поиску альтернативных решений
5. Развитие творческих навыков
6. Назначение задач, требующих мыслительных усилий
7. Мозговой штурм
8. Совместный развитие.

Виды мотиваций
Существуют два типа мотивации - внутренняя и внешняя.
Внутренняя мотивация проявляется в желании ребенка заниматься чем-то по своей воле. Здесь важна личная заинтересованность в деятельности, без воздействия со стороны кого-либо и без ограничений и требований.
Можно назвать данный вид мотивации идеальным. Однако, как и любой другой идеал, достичь его довольно сложно, особенно для детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. В этом отношении с более взрослыми детьми проще, поскольку многие из них уже осознают важность обучения, а некоторые знают, чем хотят заниматься в будущем.
Внешняя мотивация означает, что человек стимулируется на действия из-за причин, не связанных с его собственным интересом или удовольствием. Если ребенок занимается деятельностью из-за того, что ему необходимо получить конечный результат или достичь цели, это также относится к внешней мотивации, даже если он не получает никаких внешних наград. Однако, внешняя мотивация может иметь разный характер. Например, если родители заставляют ребенка выполнять домашнее задание, это одно, а если ребенок делает это самостоятельно, потому что осознает важность данного предмета для своего будущего, это совершенно другое.

Методы и способы, которые используются для мотивации, включают:
1. Наглядный метод - показ предметов, образцов, иллюстраций, фильмов.
2. Словесный метод - рассказ, беседа, чтение.
3. Игровой метод - игры.
4. Практический метод - упражнения, опыты, моделирование.
5. Наблюдение.
6. Поисковый метод - нахождение звука.
7. Проблемный метод - помощь герою.
Положительная и отрицательная мотивация
Похвала и подарки от родных и учителей, сладости и другие положительные стимулы помогают детям развивать позитивное отношение. Когда ребенка похвалят только за заслуженные успехи, это увеличивает его уверенность и мотивацию к дальнейшим достижениям. Однако, не следует злоупотреблять материальными поощрениями, потому что это может привести к обратному эффекту.
Поощрение всегда помогает сохранить мотивацию. Даже если ребенок не достиг значительных результатов в каком-либо увлечении, можно найти небольшие моменты, за которые его можно похвалить, и это поддержит его энтузиазм для дальнейшего занятия. Тем не менее, нужно помнить, что нужно держать баланс, так как излишняя хвала может привести к формированию неверного мнения о себе, что не соответствует реальности.
Основные приемы мотивации
Приемы, используемые для мотивации детей дошкольного возраста, аналогичны традиционным подходам в воспитании, включая игровые, словесные, наглядные и практические методы.
1. Игровые методы включают в себя различные приемы, такие как дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы и инсценировки. Эти методы наиболее актуальны для детей раннего и младшего дошкольного возраста, так как они способствуют эмоциональной составляющей игры. Для достижения этой цели используются приемы создания различных игровых ситуаций, внесение игрушек, обыгрывание предметов и игрушек, эмоциональность и сюрпризные моменты, изменение местонахождения предметов, демонстрация предметов в различных действиях и создание интриги. Все эти приемы помогают детям наслаждаться игрой и эффективно развиваться.
2. Методы, основанные на устной речи, включают в себя чтение и рассказывание сказок, потешек и стихов, разговоры и беседы, рассмотрение картинок и инсценировки. Эти методы могут быть использованы с помощью различных приемов, таких как показ предметов и игрушек с названием, просьба сказать слово, перекличка для детей до 1,5 лет, подсказывание нужного слова и объяснение назначения предмета. Также многократное повторение новых слов в сочетании со знакомыми, задавание вопросов, договаривание слов в конце фразы, повторение слов за педагогом, пояснение и напоминание. Важно использовать все эти методы и приемы для обучения детей устной речи.
3. Методы практической работы включают в себя следующее: выполнение упражнений, оказание помощи, совместные действия педагога и ребенка, выполнение заданий.
4. Методы наглядности подразумевают использование игрушек и предметов, наблюдение за деятельностью взрослых и окружающей среды, рассмотрение живых объектов, презентацию образцов, использование фланелеграфа и кукольного театра, а также показ видеороликов и фильмов.
Основные стимулы у детей дошкольного возраста
В деятельности детей дошкольного возраста присутствуют различные стимулы, характерные для этого периода развития. Их можно выделить несколько:
• Интерес к миру взрослых. Дети стремятся повторять действия взрослых и имитировать их поведение. В играх ролевого характера дети часто выражают желание быть похожими на взрослых (родителей, преподавателей).
• Мотивы игры. Они возникают при освоении игровой деятельности и сливаются с желанием действовать так, как взрослые.
• Мотивы утверждения себя и самолюбия возникают на стыке раннего и дошкольного возраста, когда созревает понимание себя как личности отдельной от других людей и формируется отношение к взрослым в качестве образца поведения.
Причины установления и поддержания позитивных отношений с детьми и взрослыми могут различаться. У детей особенно важно испытывать поддержку и признание со стороны окружающих, в связи с чем они стремятся получить одобрение, похвалу и ласку.
В этом процессе могут играть роль как познавательные и соревновательные мотивы, так и нравственные и общественные.

Заключение
Для того, чтобы занятия были по-настоящему интересными для детей, необходимо избегать ошибок в мотивации. Некоторые родители ошибочно переоценивают способности своих детей и требуют от них больше, чем они могут сделать. В результате, из-за постоянной критики и требований, у детей снижается самооценка, что может привести к возникновению психологических проблем.
Не следует сравнивать детей друг с другом, это неприемлемо. Кроме того, необходимо избегать насилия, скандалов и других негативных ситуаций из-за неудач ребенка. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был воспитанным, послушным и целеустремленным. Этого можно достичь только через постепенное формирование правильных мотивационных принципов. Очень важно индивидуальное отношение к ребенку, так как все дети разные и универсальных рекомендаций нет.
Ваши бы советы 20лет назад