3 лучших советских истребителя-аса Второй мировой войны
Краткое содержание:
Они были лучшими пилотами-истребителями среди всех стран антигитлеровской коалиции. Некоторые из них одержали свои победы, летая на американских истребителях.
1. Александр Покрышкин
"Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе!" - так немецкие посты оповещения оповещали летчиков люфтваффе о появлении на горизонте истребителя P-39 Airacobra с тактическим номером "100", пилотируемого знаменитым советским асом Александром Ивановичем Покрышкиным. Пилоты люфтваффе должны были проявлять особую осторожность и отказаться от затяжных воздушных боев, в то время как младшие должны были немедленно вернуться на свои аэродромы.
В ходе войны Покрышкин совершил более 650 боевых вылетов, принял участие в 156 воздушных боях и сбил 59 самолетов противника в одиночку и шесть в группе. По другой оценке, его счет воздушных побед превысил 100.
Александр Иванович был не только талантливым пилотом, но также изобретателем и чемпионом новых тактических построений и маневров воздушного боя, таких как "ножницы", "удар сокола", "клещи", "маятник" и другие. Благодаря ему высокоэффективное боевое построение "Кубанские штабеля", которое давало истребителям больше пространства для маневра при поиске целей, получило широкое распространение в Красной Армии.
Покрышкин, который был на передовой с самого начала войны, был одним из первых пилотов, которым разрешили в одиночку летать на "свободную охоту" за немецкими самолетами, в том числе в тылу врага, несмотря на тотальное господство противника в воздухе. Эта практика получила широкое распространение среди советских пилотов только с 1943 года.
"Боевой талант Покрышкина лучше всего проявился в битве за Кубань", - вспоминал пилот Михаил Водопьянов. "Здесь он сражался в каком-то исступлении, нетерпеливо высматривая вражеские самолеты в небе. Он пикировал сверху на "Мессершмитты", "юнкерсы" и "Хейнкели", атакуя их на высокой скорости и изрешетив короткими, точными пулеметными очередями, заставляя их падать на землю куском горящего металла. Наши солдаты в окопах на линии фронта столько раз восхищались его стремительными и разрушительными атаками, что начали узнавать "почерк" Покрышкина в бою, даже когда его самолет находился так высоко в небе, что цифру "100", нанесенную белой краской на фюзеляже, нельзя было разглядеть с земли. Его Сотку (сокращение от "сотня") знали все на линии фронта. Фашистские пилоты были в ужасе от этого ".
Несмотря на то, что с 1944 года Александр Иванович командовал авиационными полками и дивизиями, он продолжал летать и сбивать самолеты противника до Дня Победы. В послевоенный период трижды Герой Советского Союза Покрышкин дослужился до должности заместителя Главнокомандующего Войсками противовоздушной обороны СССР. В 1972 году ему было присвоено звание маршала авиации.
2. Григорий Речкалов
Григорий Речкалов, коллега Александра Покрышкина, за время войны совершил 452 боевых вылета, принял участие в 122 воздушных боях и совершил 56 индивидуальных (по другим данным - 61) и пять групповых сбитий самолетов противника. Он сидел за штурвалом многих истребителей, но "Аэрокобра" стала его любимой.
Речкалов был мастером "свободной охоты", которую он обычно проводил на больших высотах (до 6000 метров). Для него найти свою добычу не было проблемой, поскольку его зрение было исключительно острым.
Григория Андреевича считали мужественным, прямым и откровенным человеком, но в то же время он был наделен крайне противоречивым и переменчивым темпераментом. В одной ситуации он выполнял приказы дисциплинированно и пунктуальным образом, но в другой он мог легко отвлечься от главной цели миссии и отправиться в погоню за случайным вражеским самолетом.
Звездный час Речкалова настал в крупномасштабном воздушном сражении за Кубань весной 1943 года, в котором он сбил 17 вражеских самолетов. "Не было вылетов, в которых мы не участвовали бы в бою", - вспоминал он. "Изначально фашисты были отважны как свинец. Группа появлялась из ниоткуда и нападала на нас, и вы видели, как сначала один, а затем другой из наших самолетов горел и стремительно падал на землю. Но вскоре мы раскусили тактику фашистских пилотов и начали действовать по-другому: летать парами, а не большими рейсами, лучше использовать радио для связи и наведения на цель и формировать группы самолетов в так называемые "штабеля"."
Вряд ли какой-либо другой советский летчик мог похвастаться тем, что сбил такое разнообразие самолетов противника, как Григорий Андреевич. В его послужной список входили бомбардировщики Heinkel He 111 и Junkers Ju 88 и 87, истребители Messerschmitt Bf 109 и Focke-Wulf Fw 190, различные типы транспортных и разведывательных самолетов и даже гидроплан Savoia.
По окончании войны дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов занимал должность летного эксперта 6-го гвардейского истребительного корпуса. После 1945 года он продолжал служить в военно-воздушных силах и дослужился до звания генерал-майора.
3. Иван Кожедуб
"Точное маневрирование, ошеломляющая быстрота атаки и нанесение ударов с предельно малой дистанции", - так определил суть воздушного боя Иван Никитович Кожедуб. На счету прославленного летчика 62 (личных) сбитых вражеских самолета, что делает его самым результативным пилотом-истребителем не только в ВВС Красной Армии, но и среди всех стран антигитлеровской коалиции.
Прибыв на линию фронта только весной 1943 года, Кожедуб совершил меньше боевых вылетов и принял участие в меньшем количестве воздушных боев, чем Речкалов или Покрышкин (его количество составило 330 и 120 соответственно). Тем не менее, его инициативность, дерзость, проницательность, мужество и интеллект сделали его асом номер один в Советском Союзе.
Опытный в бою, Иван Никитович всегда стремился агрессивно атаковать врага первым. В то же время он также был способен действовать осторожно и хладнокровно, если того требовал случай.
Вот собственный отчет Кожедуба о воздушном бою в ходе битвы на Курской дуге: "Увлекшись в пылу боя, я совершил ошибку, потеряв высоту… Исправив свою ошибку, я быстро снова начал процесс набора высоты. Два Мессершмитта увязались за мной… Я спокойно продолжил свое восхождение по спирали. Немцы следовали за ними под чрезмерно крутым углом. Я сразу понял, что при таком наборе высоты немцы неизменно либо отстанут, либо заглохнут. Я начал внимательно наблюдать за ближайшим "Мессершмиттом". Немец действительно вскоре выдохся, потерял скорость и заглох. Я быстро ввел свой "Лавочкин" в разворот "хаммерхед" (фигура высшего пилотажа, позволяющая быстро менять направление полета), полетел прямо на немца и поджег его своей первой удачной очередью."
Иван Никитович был одним из первых пилотов союзников, которому удалось сбить немецкий реактивный истребитель Messerschmitt Me 262. К сожалению, в послужной список Кожедуба также вошли (согласно его собственному отчету) два американских истребителя P-51 Mustang, которые случайно атаковали самолет, на котором он летел в апреле 1945 года. Советский ас узнал, что это были дружественные самолеты, только когда было слишком поздно и воздушный бой закончился.
В Корейской войне 1950-1953 годов Трижды Герой Советского Союза Кожедуб командовал 324-й истребительной авиационной дивизией, которая одержала 216 воздушных побед. Впоследствии Иван Никитович продолжал служить в ВВС на руководящих должностях. В 1985 году ему было присвоено звание маршала авиации.
Понравилась публикация?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты