Обзор зоны интереса из Канн: пять звезд за «шедевр» Джонатана Глейзера о Холокосте
Режиссер «Под кожей» и «Сексуальное чудовище» Джонатан Глейзер написал «леденящий кровь трактат о банальности зла», пишет Николас Барбер, и он стал хитом в Каннах, где ему в течение шести минут аплодировали стоя.

Хедвиг (Сандра Хюллер) показывает матери свой сад на солнце. Три года назад это было просто поле, а теперь на нем аккуратные газоны, мощеные дорожки, бассейн, теплица и цветущие клумбы. «Это райский сад», — восхищается ее гордая мать. Но, конечно же, у семьи не было бы своего завидного дома, если бы не трудолюбие мужа Хедвиг Рудольфа (Кристиан Фридель). «Он находится под таким давлением, что вы не поверите, — говорит она.
Тихая беседа женщин из среднего класса вряд ли может быть более обычной, но она становится головокружительно сюрреалистичной и глубоко ужасающей из-за некоторых деталей, которые они, кажется, не замечают: серая стена с колючей проволокой на одной стороне сада. ; казармы и дымящаяся труба сразу за ними; и постоянный фоновый шум промышленного грохота, пыхтение паровозов, какие-то прерывистые крики и случайные эхо выстрелов. Медленно и неуклонно, без каких-либо больших, внезапных открытий, мы узнаем, что Рудольф — это Рудольф Хёсс, комендант концлагеря Освенцим в Польше, и что он, его жена и их маленькие дети живут довольной, здоровой, хотя и немного скучной жизнью. В то время как тысячи людей ежедневно погибают всего в нескольких футах от него.
Джонатан Глейзер, сценарист и режиссер фильмов «Под кожей», «Рождение» и «Сексуальная тварь», снял фильм о Холокосте, не похожий ни на один другой — фильм, в котором подчеркивается не то, что он изображает ужасы, пережитые в лагерях, а исключает их. Леденящий кровь трактат о банальности зла, «Зона интересов» считается основанным на романе Мартина Эмиса, но Глейзер убирает в романе почти все, включая сюжет. Домашние повседневные дела, которые он оставляет позади, настолько сдержаны и не драматичны, что фильм похож на документальный фильм, за исключением того, что он состоит из красивых, четких картинок. Хёсса никогда не показывают в самом лагере, и характер его работы почти не упоминается, даже когда он встречается со своими коллегами по поводу квот и выплат.
Человеческая боль и смерть беспокоят семью даже меньше, чем инопланетянина, которого играет Скарлетт Йоханссон в фильме «Под кожей». Большую часть времени они заняты празднованием дня рождения в саду и играми на зеленых берегах близлежащей реки. «Мы живем так, как мечтали, и все у нас на пороге», — говорит Хедвиг, поэтому возможность того, что им, возможно, придется переехать, если Рудольфа переведут, кажется ей верхом несправедливости.
Актеры превосходны: они никогда не склоняются к ужасной иронии ситуации Хёссе. Есть несколько разрозненных указаний на то, что отвратительные преступления, которые они совершают, влияют на психическое благополучие семьи. Есть также несколько сказочных сцен, снятых тепловизионными камерами в монохромном режиме. В котором польская деревенская девушка ночью совершает акты гуманитарного сопротивления. Но на протяжении почти всего фильма зверства представлены лишь случайными вспышками неземной гудящей музыки Мики Леви и этим безжалостным, кошмарным фоновым шумом.
Чем-то фильм напоминает бездонно-черную комедийную зарисовку абсурда или видеоарт-инсталляцию. Можно сказать, что его единственным наблюдением является постоянное сосуществование гротескной жестокости и беспечной будничной жизни, но оно делает это наблюдение с таким строгим формальным контролем и немигающей самоотверженностью, что его способность шокировать никогда не ослабевает. Тем не менее, помимо того, что это важный вклад в кинематограф о Холокосте, он также более широко затрагивает темы привилегий, самоуспокоенности и разделения. Не желая умалять исторической специфики и непостижимой злобности персонажей, Глейзер поднимает вопрос о том, сколько страданий мы все готовы игнорировать только потому, что они происходят в другой части мира, или вне наших домов, или за пределами наших собственных. Зона интереса.
Он сделал шедевр.