«Убийство вызывает восхищение, и я пытаюсь использовать свою фантазию, чтобы исследовать его»
Адам Сковелл 18 мая 2023 г.
Интервью с Дарио Ардженто
Итальянский режиссер был легендой ужасов с 1970-х годов. Поскольку в Лондоне проходит большая ретроспектива его работ, он рассказывает Адаму Сковеллу о своих кошмарных видениях убийства.

Руки, украшенные черными кожаными перчатками, направляют злобно выглядящий нож к ничего не подозревающей жертве. Глаз убийцы не видно, так как в помещении он носит солнцезащитные очки. Нож скоро устроит кровавую бойню; видение прямо из сюрреалистического кошмара.
Этот пьянящий, интуитивный сценарий идеально олицетворяет мир известного итальянского режиссера Дарио Ардженто и повторяется во многих его ужасающих классических фильмах.
Начав свою долгую и знаменитую карьеру режиссера в 1970-х годах, Ардженто вывел итальянское кино ужасов на новую высоту, успешно экспортируя его для растущей международной аудитории. В частности, Ардженто популяризировал стиль и содержание жанра джалло; богатая итальянская смесь криминального триллера и фильма ужасов, часто преследуемая убийцами в перчатках, одержимыми самым кровавым насилием. Кино Ардженто, также сочетающее в себе менталитет коробки-головоломки с повествованием, одновременно атмосферно, таинственно и загадочно: Италия никогда не выглядела такой странной или готической.
От своего дебютного триллера «Птица с хрустальным оперением» (1970 г.) до знаменитого сверхъестественного шедевра «Суспирия» (1977 г.) и последнего фильма «Темные очки» 2022 года Ардженто продемонстрировал ужасы и преступления, чтобы иметь на экране тот же потенциал, что и самые авангардные фильмы. garde и благородный подданных. Сосредоточив внимание на одетых в кожу убийцах, заговорщицких ведьмах, экстрасенсорных насекомых или жутких куклах, Ардженто умел доить визуальный потенциал из любой ситуации. В руках Ардженто такие необычные жанровые тропы стали чем-то большим, чем незаконные острые ощущения или темные удовольствия, но уникальными художественными воспоминаниями, с которыми с тех пор справились немногие режиссеры в этой области.
В мае этого года в Британском институте кино состоится обширная ретроспектива работ Ардженто в сезоне « Дарио Ардженто: Двери во тьму » с премьерой семнадцати новых реставраций его классических фильмов, выполненных итальянской студией Cinecittà. BBC Culture встретилась с самим режиссером, чтобы обсудить его долгую и влиятельную карьеру.
BBC Culture: Прежде всего, вы известны своим отношением к кино Giallo. Как бы вы описали Джалло и свою роль в нем?
Дарио Ардженто: Итальянское кино Giallo находится где-то между ужасом и триллером. Были и другие режиссеры, которые создавали его [в частности, Марио Бава], но у меня был свой собственный стиль, и я взял его, начиная с «Птицы с хрустальным оперением». Я просто дал жанру свою собственную подпись.
BBCC: Вы упоминали Альфреда Хичкока в предыдущих интервью; кто-то, кто явно оказывает ключевое влияние как на вас, так и на Джиалли. Каковы ваши отношения с Хичкоком?
Д.А.: Я влюблен в Хичкока. Я думаю, что он один из величайших режиссеров в истории, особенно за его способ повествования. Например, в «Психо» [1960] сценарий не такой уж новый. Но то, как Хичкок снял фильм, сделало его гениальным, наряду с музыкой Бернарда Херрманна, конечно. Что было действительно невероятным, так это то, как интенсивно он снимал каждую сцену. В нем был огромный ритм, и это было совершенно новым. Это дало исключительные результаты.
BBCC: Убийство — ключевая часть ваших фильмов и «Джалло». Что такого в убийстве, что привлекает вас к нему как к теме?
Д.А.: Не знаю, что меня влечет к убийству. Что я знаю точно, так это то, что стараюсь увлекательно рассказывать истории, окружающие их. В убийстве есть аспект очарования, и я пытаюсь использовать свою фантазию, чтобы исследовать его и сделать его привлекательным на экране.
BBCC: С таким количеством ваших фильмов, которые реставрируются для ретроспективы, есть ли один, который, по вашему мнению, больше всего раскрывает ваше творческое видение?
Д.А.: Когда я был в Нью-Йорке в июне, в Линкольн-центре был сезон. Cinecittà представила новые реставрации в Нью-Йорке, Париже [во Французской синематеке], а теперь и здесь, в Лондоне. Но в Нью-Йорке был профессор из Колумбийского университета, который пришел и сказал, что я снял больше Джалло, чем Джон Форд снял вестернов! Я не думаю, что это правда, но я много снимал Джалло, так что я не могу выбрать какой-то один фильм из всех. Я чувствую привязанность ко всем им.