Что означает выражение "Филькина грамота"?
Филькиной грамотой сегодня называют документ, не имеющий юридической силы, фальсификацию, подделку, которой не стоит придавать значения.
Это выражение связывается с Филиппом Колычевым (1507-1569) - митрополитом Московским и всея Руси. Несмотря на то, что Филипп управлял церковью всего три года, с 1566 по 1569 годы, его имя осталось в истории благодаря страшному периоду опричнины Ивана Грозного.

Филипп, известный как Федор Степанович до принятия монашеского пострига, родился в знатной боярской семье Колычевых. В 30 лет он отправился в Соловецкий монастырь, где прошел строгое послушание и позднее стал его игуменом. По всей России Филипп пользовался репутацией праведника. Опричнина, политика Ивана Грозного, была по сути произволом и насилием в отношении народа и бояр. Были созданы опричные приказы, специальные подразделения, которые действовали вне закона. Опричники имели право на жизнь и смерть над любым человеком, который, по их мнению, представлял угрозу для Ивана Грозного и его режима.
В 1566 году Иван Грозный решил поставить Филиппа на должность Московского митрополита: ему нужно было опереться в своей политике на популярного и почитаемого в народе человека. Филипп в ответ выдвинул просьбу к царю, чтобы тот умерил свою жестокость и ликвидировал опричнину. Иван Грозный в резкой форме посоветовал Филиппу не соваться в государственные дела, а только давать ему советы.
Хотя после принятия Филиппом митрополитства на несколько месяцев бесчинства опричников в Москве прекратились, вскоре опять всё вернулось на круги своя.
Филипп, пользуясь возможностью повлиять на царя через беседы с ним, убеждал того остановить беззакония, ходатайствовал за тех, кто уже попал в опалу к царю, взывал Ивана Грозного к совести. И царь стал избегать встреч с митрополитом. Тогда Филипп стал посылать Ивану Грозному письма-грамоты, в которых молил его опомниться. Иван Грозный презрительно называл эти письма "филькиными грамотами" и уничтожал, не читая. Прихвостни царя подвергали митрополита насмешкам.
Но Филипп не только писал, но и говорил в глаза царю обо всех творившихся несправедливостях. Несмотря на свою звериную жестокость, Иван Грозный был очень набожным и приходил в храм на службы, которые проводил митрополит. На этих службах Филипп при всём честном народе взывал к совести Ивана.
После одного из таких увещеваний Иван Грозный рассвирипел и повелел провести следствие о злых умысла митрополита на царя. Опричники схватили нескольких монахов Соловецкого монастыря, в котором Филипп до этого служил игуменом. Под пытками те дали нужные палачам показания. После этого в Успенский собор Кремля, где Филипп проводил службу пришли опричники во главе с боярином Алексеем Басмановым, который объявил потрясённым прихожанам, что митрополит лишён сана. Опричники сорвали с Филиппа облачение, мётлами выгнали его из храма, а затем на санях увезли в темницу Богоявленского монастыря.
После этого начались репрессии против родственников Филиппа Колычева. Некоторые из них были казнены, а голову одного из казнённых принесли бывшему митрополиту в темницу.
После этого узника отправили в дальний Тверской Отроч монастырь. Видимо Иван Грозный ждал от Филиппа покаяния и смирения, но так и не дождался. Через год Малюта Скуратов поехал к месту заточения Филиппа и собственноручно задушил измождённого узника.
Ещё при жизни Филипп пользовался любовью и почитанием народа. Его слова шёпотом передавали из уст в уста. В народе была популярной легенда о том, как по приказу Ивана Грозного Филиппа пытались затравить медведем и запустили зверя к нему в темницу. Утром открыли дверь камеры и увидели молящегося Филиппа, а в углу мирно спящего медведя.
После смерти Ивана Грозного его сын Фёдор Иоаннович приказал останки Филиппа перезахоронить в Соловецком монастыре. Там обнаружилась чудотворность мощей святителя, они помогали больным исцелиться, и в 1648 году Филипп был причислен к лику святых.
В 1652 году митрополит Новгородский Никон (будущий патриарх) подал царю Алексею Михайловичу представление о том, чтобы перенести мощи Филиппа в Москву. И царь отдал соответствующее распоряжение.
Встреча мощей святого состоялась 3 июня 1652 года на Троицкой дороге близ села Напрудного при стечении огромного количества народа во главе с царём. На этом месте был поставлен деревянный крест, на котором была надпись, сообщавшая о знаменательном событии. Местность в округе стали называть "У креста" или "Крестовская застава". Крест простоял до 1929 года и был перенесён в ближайшую церковь Знамения, где хранится по сей день. Встреча мощей святого Филиппа сохранилась в топонимике Москвы: есть Крестовский переулок и Крестовский рынок.
Мощи святого митрополита Филиппа находятся в Успенском соборе Кремля, где он проводил службы и давал смелые проповеди Ивану Грозному.
Со временем стёрлась из памяти народа связь между непокорным митрополитом и издевательским словцом Ивана Грозного "Филькина грамота". Оно гуляет в народе именно в том значении, которое вложил в него полусумасшедший тиран, а светлый образ честного и неподкупного народного заступника живёт отдельно от этого выражения.