"Гиперактивность детей: причины, симптомы и методы лечения"
В настоящее время все чаще говорят о гиперактивности детей. Однако многие люди не до конца понимают, что подразумевается под этим термином и часто ошибочно связывают его со всеми подвижными и активными детьми. На самом же деле гиперактивность - это нарушение поведенческих реакций ребенка, вызванное нарушением работы мозга, а не просто высоким уровнем активности.
Таким образом, гиперактивный ребенок не только выделяется своей высокой двигательной активностью, но и имеет ряд других признаков, таких как нарушения концентрации внимания, повышенная эмоциональность и импульсивность. Для таких детей могут возникнуть многие проблемы, включая трудности в школе и сложности в контроле своих эмоций.
В большинстве случаев гиперактивность у детей в возрасте от 3 до 7 лет может быть воспринята как нормальное поведение, поскольку дети довольно активны, импульсивны и трудно контролируют свои эмоции. Но родители могут ошибочно считать своего ребенка гиперактивным, если он не может долго сидеть на месте, часто отвлекается и не успевает концентрироваться. Однако для детей младших классов недостаток внимания и двигательная активность обычно являются нормой. Поэтому диагностировать гиперактивность у детей может быть сложно.
Если ребенок помимо дефицита внимания и повышенной активности проявляет проблемы со сверстниками, не способен устанавливать отношения, проявляет невнимание к чувствам других, не может извлечь уроки из своих ошибок и не может адаптироваться к новой обстановке, то есть признаки указывают на патологию - синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Основные признаки, помогающие распознать гиперактивность ребенка:
1. Ребенок обладает повышенной беспричинной двигательной активностью. Он все время крутится, прыгает, бегает, везде лезет, даже если знает, что нельзя. У него отсутствует процесс торможения в ЦНС. Он просто не может себя сдерживать.
2. Не может усидеть на месте, если его усадить, то он крутится, встает, ерзает, не может сидеть спокойно.
3. При разговоре часто перебивает собеседника, не выслушивает вопрос до конца, говорит не по теме, не задумывается.
4. Не может тихо сидеть. Даже играя, он шумит, пищит, делает неосознанные движения.
5. Не может выстоять очередь, капризничает, нервничает.
6. Имеет проблемы при контакте со сверстниками. Вмешивается в чужие игры, пристает к детям, не умеет дружить.
7. Не считается с чувствами и потребностями других людей.
8. Ребенок очень эмоционален, не имеет возможности контролировать ни положительные, ни отрицательные эмоции. Часто устраивает скандалы и истерики.
9. Сон ребенка неспокойный, днем часто вообще не спит. Во сне ворочается, сворачивается калачиком.
10. Быстро теряет интерес к занятиям, перескакивая с одного на другое и не доводя до конца.
11. Ребенок рассеянный и невнимательный, не может сконцентрировать внимание, часто делает из-за этого ошибки.
Часто родители гиперактивных детей делают серьезную ошибку, боясь обратиться к психиатру. Вместо этого они приходят к неврологу, который, к сожалению, не может помочь ребенку. Назначение общеукрепляющей терапии не лечит СДВГ и не купирует симптомы. Важно пройти психотерапию, а в редких случаях – семейную психотерапию и специальную медикаментозную поддержку, которую назначает только врач-психиатр. Если родители избегают консультации психиатра, упускаются возможности скорректировать симптомы во время, что нарушает адаптацию ребенка. Если это происходит, он не успевает по учебе, не находит друзей, а также родители начинают ссориться из-за его поведения. Эта ситуация приводит к рушению жизни ребенка. Еще одна распространенная ошибка родителей заключается в агрессии по отношению к ребенку. Если дети плохо себя ведут, особенно в обществе, родители испытывают чувство стыда за поведение детей и начинают их ругать. Иногда они даже применяют физическое насилие, что не помогает, а только ухудшает ситуацию. Чтобы избежать добавления новых проблем и нарушений, родители не должны перегибать палку в отношении детей с СДВГ. Перегибать в отношении детей с СДВГ нельзя, чтобы к уже имеющимся нарушениям не добавить новые проблемы (заикание, недержание мочи и прочие).
Ребенок становится еще более гипервозбудимым, не слушается, кричит. В результате семейные скандалы, нервные мамы и дети – ничего хорошего.
Особенности общения
Воспитывать гиперактивного ребенка может быть сложно. Родители часто испытывают трудности в контролировании проделок ребенка, вынуждены кричать или даже оставлять его без внимания. Иногда родители перегибают палку, жестоко наказывают ребенка за малейшие провинности, что ухудшает его поведение и ведет к замыканию и неуверенности.
Ребенок с гипердинамическим синдромом требует много родительского внимания, помощи в выполнении заданий, развития усидчивости и взаимодействия с окружающим миром. Он нуждается в похвалах, наградах и поддержке родителей.
Советы психологов
Психологи считают, что правильная организация дня и благоприятная атмосфера в семье помогают ребенку справиться с синдромом ДЦП. Кроме того, психолог дает такие советы:
Поддерживайте спокойствие ребенка, не допускайте его нервозности. Это поможет уменьшить количество накопленных эмоций и стресса.
Хорошей практикой является правильная организация режима дня и создание своих ритуалов. Также рекомендуется гулять на улице.
У него должен сформироваться необходимый рефлекс, который поможет ему четко выполнять свои обязанности. Например, спать после прочтения сказки или песенки.
Для того, чтобы сбросить лишнюю двигательную активность, ребенку необходимо организовать занятия в спортивной секции. Хорошо подойдут плаванье, гимнастика, бег, верховая езда, спортивные танцы. Необходимо и дома устроить спортивный уголок, чтобы ребенку было, где выплеснуть энергию.
Не вынуждайте ребенка долго сидеть за компьютером или заниматься тяжелой работой. Выделяйте время для активных действий, чтобы высвободить лишнюю энергию.
Четко, в деталях объясняйте задание. Во-первых, так вы придадите ему уверенности, что он со всем справится. Во-вторых, когда большое задание делят на маленькие части, человек получает большее удовлетворение от своей работы и более охотно с ней справляется
Поощряйте ребенка за каждое выполненное задание. Ему нужно чувствовать, что он старался не зря, - тогда в следующий раз он не откажется от работы.
75% людей, страдающих СДВГ в детстве, вполне могут ожидать благоприятный исход и выход во взрослую жизнь без симптомов этого расстройства. Но следует понимать, что для того, чтобы победить синдром, необходимо проходить лечение, регулярно наблюдаться у врача и придерживаться всех его рекомендаций.
Оставив ребенка один на один с этой проблемой, он со временем может столкнуться с трудностями в общении в социуме, чувствовать себя одиноко и вынужденным вести необычный образ жизни.
Если не скорректировать те привычки и особенности характера, которые характерны для заболевания, человек может в конечном итоге развить состояние психопатии, при котором отрицательные черты характера могут стать для него нормой и интегрироваться в его личность.
У оставшихся 25% людей, у которых был диагностирован СДВГ в детстве, симптомы могут сохраниться и в взрослом возрасте.