Стадный инстинкт цивилизованного человека
Здравствуйте, дорогие мои!
Статью мы посвятим теме о стадных инстинктах. Конечно, «Человек – звучит гордо»!, но всё же мы существа биосоциальные, а это значит, что всё животное нам не чуждо, а инстинкты – основополагающее нашего бытия. Именно они и влияют на психологию цивилизованного человека.
Разбирать причины стадного инстинкта мы не будем, так как он вложен в нас матушкой-природой и неискореним. К основным инстинктам относят инстинкты питания, самосохранения, размножения и стадный. Первые три инстинкта направлены на удовлетворение потребностей организма. Четвертый же, стадный обязывает человека пренебрегать ими: попадая под влияние общественной массы, человек готов отказаться от безопасности, еды и плотского влечения. То есть в толпе человек противоречит своей личной выгоде и подчиняется императиву.
Стадный инстинкт – это человеческое поведение, полностью подчиненное обществу или отдельной группе, подражание поведению участников этих групп, склонность к солидарности.
В толпе человек перестает быть индивидуальностью, сливается с «единым разумом и порывом», следует за большинством.
Чувство стадности проявляется во всех сферах жизни общества. Но есть области социальной жизни, в которых управлять массами проще.
Первая касается инстинкта размножения. Здесь императив множества четко диктуют свои правила: оставление потомства – главная обязанность. И множество женщин самоотверженно приступают к ее выполнению. Это напрямую связано с законом животного мира – если самка не может произвести потомство, она становится изгоем. Ревность неизбежна в отношениях, но она не продиктована желанием провести всю жизнь с одним партнером. Это всего лишь страх потерять своё положение в стадной иерархии. Если у самки нет партнера, значит она неполноценна. Так смотрят в обществе на женщин, которые по тем или иным причинам не состоит в отношениях с мужчиной или на разведённых. В обществе, где преобладает стадное чувство, навязана моногамия.
Вторая область – религиозная. Религия является регулятором поведения человека, она устанавливает понятия добра и зла, формирует у человека моральный фундамент, понимание к чему люди должны стремиться. Однако, у неё имеется и отрицательное влияние – злоупотребление религиозными лидерами своей властью в пользу собственной выгоды, губя жизни множества своих последователей.
Третья – рекламная. Яркие, звучные призывы приобретать не всегда нужные людям товары и услуги прекрасно стимулирует стадный инстинкт. Реклама оказывает сильное воздействие на человеческую психику. Возникает желание приобретать брендовые вещи, технику, косметику и прочее. Ведь «эти товары есть у многих, значит и мне надо».
Четвертая – политическая. Политика тонко играет на нескольких ярких чувствах человека: патриотизме, национализме, расизме и религиозной вражде. Если патриотизм несет положительное влияние на общество, то из-за остальных форм разгорались серьезные затяжные конфликты и войны, они являются деструктивными идеями.
Так же легко управлять массами с помощью искусства: как проводить свой досуг, что любить, что носить, какую музыку слушать.
Чувство стадности позволило нашему виду выжить на этапе зарождения человечества. Оно же позволяет сохранить порядок в обществе. Благодаря ему действуют моральные ограничения, имеются жизненные ценности. Но стадными чувствами нужно пользоваться с осторожностью – выключение собственного мышления и слепое подчинение большинству может повлечь за собой негативные последствия.