Дмитрий Николаевич
Дмитрий НиколаевичПодписчиков: 73
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5278

Влияние санкции на финансовый рынок России

33 просмотрa
6 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,30 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Одной из современных международно-правовых практик, получивших широкое применение в последнее время, является применение государствами, межгосударственными формированиями и международными организациями санкционных механизмов в отношении как индивидуальных субъектов (иностранных физических и юридических лиц, банков, финансовых организаций, компаний и т.д.), так и целых стран. Такие механизмы, как правило, являются ограничительными мерами, не позволяющими совершать какие-либо банковские операции, операции с финансовыми активами, замораживают финансовые активы и/или ограничивают привлечение финансирования как для индивидуальных лиц, так и для подсанкционных секторов экономики или государства в целом.

Таким образом, следует определиться, включают ли в себя международные ограничительные меры (санкции), необходимые элементы правового действия для того, чтоб быть механизмом регулирования денежных рынков. В то же время, поскольку они де-факто оказывают существенное влияние на локальные финансовые рынки, или участие индивидуальных лиц (банков, финансовых институций, групп компаний и т.д.) в глобальных финансовых рынках, основания и процедуры их применения должны быть четко определены в национальном законодательстве и, учитывая их влияние на субъектов международного права государства, и на международном уровне.

Обычно основанием для применения международных санкций к индивидуальным субъектам должно быть осуществление ими деяний, признаваемых международным правом, как противоправные; нарушениями универсальных принципов или общепризнанных норм права. Действия субъектов, попавших под применение международных санкций, как правило, взаимосвязаны с действиями государства, нарушающего нормы международного права. Однако санкции могут также применяться безотносительно действий государства, но в связи с персональными действиями индивидуальных субъектов или их групп, содержащих признаки международных преступлений (например, терроризм) или признаки общепризнанных противоправных деяний (как, например, коррупция).

В то же время, совершение правонарушения не всегда доказано, поскольку, нередкой является практика применения санкций по принципу «сначала применяй, затем проверяй», что говорит о предупредительном характере таких ограничений, не только на субъектов, но и на возможное влияние таких субъектов, в частности, на финансовых рынках, из-за ограничения регулируемых участников финансовых рынков совершать любые операции с подсанкционными лицами и их активами. Мотивами при этом в контексте нашего исследования является предотвращение использования финансовых рынков подсанкционными лицами для достижения преступных целей.

В правовой доктрине существует несколько направлений для определения санкции. Наиболее распространено понятие санкции «как составной части нормы, указывающей на возможность, угрозу государственного принуждения по отношению к правонарушителю». При этом закрепленные в нормах права предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей и в целях защиты прав других лиц называют санкции правовой нормой.

Существует несколько иное широко распространенное определение санкции, которое определяет ее как меру неблагоприятного воздействия на личность в связи с совершением им неправомерного деяния, форму и меру ответственности для правонарушителя. Так, известный нормативист Кельзен, считает, что санкции, в общем-то, представляют собой ряд действий, которые могут быть осуществлены против лица, переступившего правовую норму. Такое определение санкции связано с определением негативной (ретроспективной) ответственности лица, допустившего нарушение приписываемых или общепризнанных норм и правил. Соответственно, такое лицо испытывает действия, направленные против него в штрафных и карательных целях.

Другая функция санкции защитная, то есть направлена на восстановление нарушенного правового положения. В этом случае правовосстановительная задача санкции реализуется в рамках защиты, связанной с реализацией надлежащего поведения, которое первично не было выполнено лицом, в связи с чем и возникло применение санкции. Такая форма реализации санкции позволяет ликвидировать ущерб, причиненный ненадлежащим поведением, то есть восстановить нарушенное право и/или исполнить юридическую обязанность. Также, на наш взгляд, важным направлением понимания санкции есть содержание предупредительных функций санкции. Такой подход достаточно дискуссионный, потому что заставляет сомневаться в применении санкций в случае надлежащего соблюдения правовых норм, поскольку соблюдение норм исключает применение неблагоприятных мер воздействия как таковых.

Следует согласиться, по нашему мнению, с результативностью санкцией предупредительной и сдерживающей роли для лица, принимающего во внимание возможное наступление неблагоприятных последствий, а соответственно коррелирует собственное поведение в пределах установленных предписаний, под действием правовых стимулов, сформированных угрозой применения санкции. Соответственно, санкция в определенной степени является также правовым стимулом, сдерживающим потенциально противоправное поведение лица.

Исходя из изложенного, следует рассматривать санкции как меры воздействия по отношению к лицу, а также как форму правового стимула, направленного на формирование желаемого поведения лица, по отношению к которому применяется или может быть применена санкция, а соответственно под санкцией следует понимать меры неблагоприятного воздействия на личность, допустившей нарушение правовых норм, с целью наказания или формирования желаемого поведения (действий), а также меры, направленные на восстановление правового состояния до совершения нарушения.

Более широко, по нашему мнению, понимаются международные санкции, где правоотношения между субъектами, естественно, не содержат элемента распространения/реализации властных полномочий одних над другими, а осуществляется между равными субъектами. Определение санкции в международно-правовой доктрине не имеет единого определения.

Таким образом, можно констатировать, что некоторые авторы, так же считают, что международная санкция должна применяться, в случае допущения нарушения международного права. В то же время, на практике, международные санкции применяются вне зависимости от наличия нарушений норм международного права. Как отмечает Коутракос, санкции это «меры давления одного или коалиции государств, направленные на изменение политического поведения другого государства или группы государств».

Действия, общепризнанно именуемые санкциями, в международной сфере не обязательно служат целям исполнения правовой нормы. Дж. Фаррал считает, что термин санкции широко используется для определения действия направленной либо на побуждение цели к поведению определенного рода, либо на наказание за поведение, которое отправитель санкции считает неприемлемым. Более того, мотивом наложения санкций может быть ответ на нарушение нормы или предупреждение такого нарушения, но также мотивом может быть преследование задач внешней политики (отправителя) или получение некоторых преимуществ над целью (санкций).

Таким образом, беря во внимание разные взгляды на определение международной санкции, обобщенно можно определить санкции как политически мотивированный отзыв блага, которое было бы налицо в противном случае и восстановление которого зависит от выполнения серии условий определенных отправителем санкций. Также, обобщая, можно сделать заключение, что санкция в целом и международная санкция в частности, как правило, включает в себя: 1) меры ретроспективной ответственности; 2) меры предупредительного воздействия; 3) меры защиты; 4) меры правового стимулирования; 5) неблагоприятные последствия, возникающие в результате действия правонарушителя для самого себя; 6) меры заслуги желаемого поведения либо обеспечения публичного энтузиазма.

Более того, следует отметить, что международная санкция применяется не только к подсанкционному лицу, но и налагает обязанность по отношению к любым участникам финансовых рынков действовать соответствующим образом, в отношении подсанкционных лиц, принадлежащих им активов или любых других лиц, задействованных или связанных с операциями по отношению к активам лиц, подпадающих под действие санкции.

Исходя из этого, можно констатировать, что международная санкция, заключающая в себе существенные элементы воздействия на среду, в которой такое лицо способно совершать соответствующие действия, в частности, международные санкции (ограничительные меры). Такие как, например, применяемые США действия к определенному кругу лиц, и заключающихся в оказании помощи Государственным казначейством на постоянной основе правительствам некоторых стран в идентификации, обеспечении и возврате активов связанных с коррупцией, с помощью которых налагается обязанность на всех профессиональных участников финансовых рынков США, идентифицировать и замораживать активы определенных лиц и, таким образом, изымать их из финансовых рынков. То есть через международную санкцию оказывается влияние на финансовые рынки по недопущению использования таких рынков и/или их инфраструктуры в преступных целях.

Таким образом, сущность и содержание правового регулирования финансовых рынков заключается в создании совокупности регуляторов (правовых механизмов, соответствующих юридических норм и правил) к регулируемым объектам (финансовые сделки, финансовые продукты, финансовые услуги) и субъектов (финансовые институты, инфраструктурные органы финансовых рынков), что позволяет обеспечивать должное, эффективное, безопасное функционирование финансовых рынков и реализацию последними присущих им функций.

Представляется, что правовое регулирование заключается не в непосредственном влиянии на рынки, а в создании соответствующих условий, юридических механизмов, определенных норм и правил деятельности на рынке, процедур применения влияний финансовыми регуляторами и создании механизмов саморегуляции рынков. Именно в этом состоит сущность выделения правового регулирования из общего комплекса регулирующих факторов, которые направлены на эффективное функционирование финансовых рынков. Именно направления, обеспечивающие создание норм и механизмов для надлежащего, эффективного и безопасного функционирования, а также выполнения функций возложенных на финансовые рынки, и составляют главные направления правового регулирования.

Усматривается, что международная санкция является именно таким юридическим механизмом, позволяющим оказывать влияние на финансовый рынок путем ограничения и удаления операций с активами и лицами, попавшими под ограничительные меры. Более того, такое влияние реализуется через наложение обязанности участников финансовых рынков, относительно проверки всех лиц, активов и операций на предмет наличия ограничительных мер в отношении них и в случае выявления в обязанности по блокированию и изъятию таких активов. То есть элементы воздействия содержат не только ограничительные, но и процедурные требования по созданию системы и механизма проверки операций на отсутствие санкционных ограничений.

Рассмотрим более подробно сущность и принципы практического действия международных санкционных ограничений на примере РФ. В результате жесткой реакции Запада на начало проведения военной операции на Украине с 24 февраля 2022 г. против Российской Федерации были введены беспрецедентно жесткие политические и финансовые санкции со стороны большинства мировых стран. Среди наиболее значимых элементов в новейшей системе санкций выступил вектор внешнеторговых ограничений, а также ряд санкционных мер в финансовой сфере, направленных на существенное осложнение российской внешней торговли (в первую очередь в отношении банковской системы, с одновременным категорическим запретом на ввоз в страну наличной валюты в евро и долларах). Одновременно с этим многими зарубежными компаниям была приостановлена любая функциональная и финансовая деятельность на территории РФ на фоне динамики возросшей волатильности рубля, рискованности в дальнейшем функционировании существовавших и планируемых цепочек поставок материалов и комплектующих, предполагаемой опасности быть затронутыми обоюдными санкциями (как со стороны Запада, так и со стороны РФ).

Обобщенно санкционные ограничения можно систематизировать выделив четыре группы основных направлений санкций против РФ, и оказывающих существенное влияние на ее общее состояние национальной экономики, внешней торговли. Это такие направления как: финансовое, логистическое, экспортное и импортное.

Финансовые санкции являются наиболее значимыми по существенности влияния на общую экономическую ситуацию и внешнюю торговлю РФ, что связано с такими факторами как: резкая проблемность в планомерной поддержке рубля Банком России, всесторонние сложности при оплатах в системе международной торговли, тотальный дефицит валюты), факты закрытия портов стран ЕС для российских судов (отсутствие возможностей отгрузки и загрузки товаров с одновременной необходимостью переформатирования логистических цепочек), беспрецедентные ограничения в торговле с РФ с ЕС и США (повышение импортных пошлин или полный запрет на российские товары, затруднительный доступа к стратегически важным промежуточным товарам: полупроводниковой продукции, авиационным компонентам).

Некоторые санкции можно оценить как оказавшие достаточно умеренное или не особое влияние на внешнюю торговлю Российской Федерации. К примеру, запрет, введенный Евросоюзом на импорт российской сталелитейной продукции, можно оценивать как достаточно умеренную по воздействию меру, так как сегмент черной металлургии традиционно в значительной степени более ориентируется на внутренний рынок (в сравнении с сектором цветной металлургии). Схожий запрет на импортирование нефтяной и газовой продукции со стороны США и Канады также можно не рассматривать как серьезно чувствительную меру, в связи с тем, что процент поставок РФ в данные страны достаточно незначителен («сигнальный эффект»).

Санкции вышли на новый качественный уровень после того, как Вашингтоном и Брюсселем было решено наказать регулятора финансовой системы РФ. Управлением по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) был наложен запрет на проведение операций путем обездвиживания любых активов ЦБ, расположенных в Штатах, как у физических, так и у юридических лиц США.

Объем активов ЦБ РФ в США (ценные бумаги и золотовалютные резервы) оценивается в размере около $100 млрд., и при этом то обстоятельство, что эти активы приобрели статус «замороженных», вовсе не означает, что данные активы выведены фактически из соответствующих статей баланса ЦБ. При отсутствии возможности управления ими, с позиции финансовой стабильности они всё же продолжают осуществлять свою функцию. Таким образом, не произошло фактического «обнуления» или факта конфискации. Следовательно, данная ситуация не имеет какого-либо существенного негативного влияния на российскую экономику, так как по самой своей сути золото-валютные резервы выполняют функцию запасов для использования только в случае чрезвычайных мер.

Введение вышеназванных ограничительных мер против Российской Федерации привело к целому ряду глобальных негативных последствий: а) трудности процессов контрактации и перевозок экспортной продукции (наиболее существенно – нефтяной продукции); б) проблемы с импортом (необходимость залоговой предоплаты, операционные осложнение с логистикой и доставкой); в) резкий рост инфляции (через ослабление рубля и нарушение финансовых логистических цепочек); г) приостановка на территории РФ деятельности ряда западных компаний и брендов.

Исходя из выше приведенного, можно констатировать, что международные ограничительные меры (санкции) в сложившейся на сегодня ситуации в международных и экономических отношениях уже нельзя в достаточной степени определять именно как механизм регулирования финансовых рынков, содержащий только элементы воздействия на финансовые рынки и, в частности, создававший ранее систему предотвращения деятельности, направленную на достижение преступных целей, на финансовых рынках. Более того, функционирование такой системы, являвшейся одним из основных направлений ключевой составляющей обеспечения уверенности в рынке и соответственно рыночной стабильности, уже невозможно в ранее существовавшем формате, что обуславливает необходимость её переформатирования с учетом новых геополитических и геоэкономических реалий и достаточно неопределенных перспектив.

Понравилась публикация?
6 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Александр Н.
Подписчиков 20294
06.11.2023, 16:27
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг
01-05 ноября 2023 в Париже проходил восьмой Межуниверситетский чемпионат мира.Соревнования ...
Подробнее
Неинтересно
-1
48
Наталья
Подписчиков 3956
сегодня, 18:43
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.7М
В нашей стране есть такое интересное понятие, как приобретательная давность. Оно подразумевает ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Алгирон
Подписчиков 28
сегодня, 15:52
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг25.9к
Порождение архетипаВ конце мая в интернете появилось много публикаций, в которых утверждалось,...
Подробнее
Неинтересно
-6
5
Лебедева Светлана Васильевна
Подписчиков 409
сегодня, 13:44
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг673.8к
Пустая трата времени без России вот как можно охарактеризовать украинский саммит мира.Саудовская Аравия,...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Лебедева Светлана Васильевна
Подписчиков 409
сегодня, 13:28
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг673.8к
Россия отрицает свою роль в трюке, в ходе которого у Эйфелевой башни появилось несколько гробов.
Подробнее
Неинтересно
0
2
Татьяна Дмитриевна
Подписчиков 25035
вчера, 21:35
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг25.9М
В России появится новый вид экономической деятельности – майнинг?! У Минфина России такое желание имеется.
Подробнее
Неинтересно
00:44
Поделитесь этим видео
-1
63
Дима
Подписчиков 446
вчера, 15:58
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.2М
Предприятия оборонно-промышленного комплекса Украины обращаются к властям с просьбой ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Марина
Подписчиков 4735
вчера, 15:45
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5.9М
Американская компания Starbucks Corporation подала в Федеральную службу по интеллектуальной ...
Подробнее
Неинтересно
0
1