Ольга Форш – умела жить в СССР
Калейдоскопична наша жизнь. Нынче подростков активно призывают быть финансово грамотными и юридически подкованными. Морально-этические нормы отброшены, как не имеющие ликвидной ценности. Совесть и сострадание прагматикам ни к чему, как и интерес к книгам.
А ведь еще 35 лет назад, ученикам 6-8 классов давали задание во время летних каникул прочитать "Одеты камнем" Ольги Дмитриевны Форш, у которой 28 мая 150 летие со дня рождения. Вспомнит кто-нибудь, о некогда популярной и, пожалуй, самой успешной советской писательнице первой половины 20 столетия. Если только упомянет канал "Культура" в ежедневной рубрике "Календарь".
Указанное произведение, написанное в середине 20-х, наиболее известное, но не самое интересное, среди полусотни романов, повестей, рассказов, пьес, сценариев для кино-и радиопостановок.
Биография Ольги Форш
Сама ее жизнь сродни детективу, где главной героине необходимо выжить во враждебной среде. Ольга Дмитриевна родилась в дагестанском селе Гуниб, где долгое время находился легендарный Шамиль, которого англичане щедро снабжали деньгами и оружием, лишь бы горцы подольше не давали Российской империи закрепиться на Северном Кавказе, в семье генерала.
Жила в Ставрополье, на Смоленщине, в Малороссии, но образование получила в Москве. Ее и судьба Ахматовой схожи, так как обе часто посещали Париж, но с юных лет им полюбилось Царское Село, куда хотелось возвращаться. Быть может, поэтому не эмигрировала, не видя себя за рубежом. Поселившись в Петрограде, быстро осознала, что значит "бывшим" оказаться под прессом. Ибо, при Григории Зиновьеве начали, продолжив при Кирове, с большим усердием, "чистить" город от враждебного и чужеродного элемента. Но пока, ведущим наказанием была для интеллигенции ссылка.
В 30-е выходят наиболее значимые произведения, причем большой популярностью у читателей пользуются, не те, где герои делают непростой нравственный выбор, готовые пожертвовать и свободой, и жизнью, ради будущего счастья простого народа, а мемуаристика - "Сумасшедший корабль" и "Ворон", схожие по содержанию с циклом Анатолия Мариенгофа "Роман без вранья" и Валентина Катаева "Алмазный мой венец", где авторы вспоминают молодые годы и значимые для нашей литературы и искусства фигуры, с которыми их сталкивала судьба.
И именно эти произведения подверглись бешеной критике со стороны пролетарских писателей, гордившихся своим происхождением и требовавшим расправы с писательницей.
Вспоминали ей и дворянское происхождение, и знание иностранных языков, и увлечение спиритизмом, и активную переписку с философами Лосским, Сорокиным и Ремизовым, высланными из Петрограда в 1922 году. А также родство с Павлом Флоренским (священником, общественным деятелем и философом, мечтавшим найти точки соприкосновения между идеологией большевизма и православием), что был в 1937 расстрелян и известным ботаником, академиком Владимиром Комаровым, что приходился братом, имевшим с советской властью непростые отношения. Но, как раз доносчиков вскоре репрессировали, а Форш наградили премией и орденом.
После Великой Отечественной Ольга Дмитриевна вспоминала, что стало невмоготу находиться в Ленинграде, ибо в городе царила гнетущая атмосфера. По видимому, имела ввиду начавшиеся аресты и судебные процессы, что потом будут именовать "Ленинградским делом" и перебралась со знаменитого дома на канале Грибоедова на дачу, где и проводила большую часть оставшейся жизни.
Ольга Форш была одной из трёх членов Союза писателей, которые были против исключения в 1946 г. из Союза писателей Анны Ахматовой и Михаила Зощенко за "идеологически вредные произведения".
Спасибо за стоящий комментарий. Еще раз доказывает, что была порядочным человеком. А Ленинграде улицу успели при СССР ее именем назвать. Точно, не Барто и Шагинян, что строчили доносы на коллег, быстрее, чем их, спецкомиссия успела рассматривать.