Почему тормозной путь увеличивается вдождь?
Управляемость автомобиля зависит от сцепления с асфальтом, которое меняется в зависимости от погодных условий. Без учета этих факторов аварии могут происходить даже на тех дорогах, которые безопасны в солнечные и сухие летние месяцы. Итак, в какой степени дождь изменяет поведение автомобилей и что должны делать водители для обеспечения безопасного вождения?
Водные преграды.
Когда идет сильный дождь, вода скапливается на поверхности дороги и образует слой воды, который служит сопротивлением для колес. Между резиной и асфальтом образуется пленка воды, которая снижает сцепление шины с дорогой. Коэффициент сцепления шины с дорогой падает с 0,7-0,8 до 0,5-0,6,что приводит к ухудшению управляемости автомобиля. Тормозная сила сильно снижается, тормозной путь увеличивается, нормальное расстояние для остановки перед препятствием недостаточно, и аварии избежать неудается.
Например, при движении со скоростью 100 км/ч легковой автомобиль может проехать примерно 28 метров в секунду. Тренированному водителю или спортсмену требуется 0,2 секунды, что бы среагировать на аварийную ситуацию. Новичку требуется почти в три раза больше времени, от 0,7 до 1,0 секунды, что бы подумать, что означает потерю ценного метра. К общей сумме добавляется еще 56 метров. При торможении на сухом асфальте это составляет 84 метра.
При скорости 120 км/ч расстояние до полной остановки составляет 109 метров. И это при срабатывании ABS и полностью нажатой педали.
Если под колесом лужа воды, результат будет совсем другим. Если на дороге неожиданно возникает препятствие, то для полной остановки на скорости 100 км/ч требуется 127 метров.
Если скорость легкового автомобиля весом около 1,5 тон не больше увеличивается и приближается к 120 км/ч, то расстояние до полной остановки составляет 170 м.
В целом, движение на высоких скоростях в сыруюпогоду опасно. Ночью из-за плохой погоды видимость быстро ухудшается, и граница безопасной аварийной остановки находится за пределами дальнего света фар, который в сырую погоду достигает 100-150 м.Что бы избежать столкновения, приходится также менять полосу движения, отступать на обочину или съезжать в кювет за счет окрашенных бамперов и дверей.
Потеря контроля при прохождении поворотов
Вода также может повлиять на поведение автомобиля на поворотах. При боковы хнагрузках шины могут проскальзывать в лужах, увеличивая риск заноса. На твердых поверхностях, очищенных от пыли и грязи, водяная пленка действует как гидродинамическая подъемная сила. По мере утолщения водяной пленки площадь протектора, находящаяся в непосредственном контакте с поверхностью дороги, уменьшается, и сцепление шины с дорогой снижается. В результате возникает явление аквапланирования, которое может привести к аварии на поворотах.
Когда глубина лужи достигает 4 см, шины теряют контакт с поверхностью дороги и плывут со скоростью 70-80 км/ч,что обычно считается опасным. Такие лужи собираются в колеи.
Кроме того, сельскохозяйственная техника может выезжать надорогу общего пользования с грязными колесами и откладывать комкигрязи при работена полях во время смены сезона, которая, будучи влажной, снижает коэффициент трения до 0,2-0,1,подобно льду. Транспортные средства, движущиеся по таким грязным поверхностям, рискуют потерять управление даже на скорости 60 км/ч.
На опасных дорогах с лужами устанавливаются предупреждающие знаки о мокрой дороге в сочетании с ограничениями скорости. Что бы избежать риска аквапланирования, на таких участках обычно вводится ограничение скорости до 70 км/ч.
Знак 8.16 действует не только во время дождя. Он называется "Мокрое дорожное покрытие"и действует в любом случае, когда трасса покрыта водой. Например, даже когда дождь прекратился и погода ясная, движение на высокой скорости запрещено, пока не исчезнут лужи.
Если вы едете со скоростью более 110 км/ч по мокрой дороге взонедействия комбинированного знака" 70"изнака"8.16", на вас может быть наложен штраф от 1000 до 1500 рублей, согласно части 3 статьи 12.9 КоАПРФ.