Феномен "смеха". Почему Иисус Христос и Будда никогда не смеялись?
Нет, это совсем не малозначительный и не второстепенный вопрос, - напротив, мы в нём обнаружим свои собственные тайны...
Конечно же, Иисус Христос и Будда смеялись в своём детском и молодом возрасте, но... До определённого момента, а именно - до того, как они стали просветлёнными или святыми людьми. По крайней мере, то, что они с неких пор не были подвержены смеху - так считается "классически". И вот это-то мы сейчас и разберём - каковы же причины к тому?
Собственно, трудно себе представить никогда не смеющегося ребёнка и всегда и везде слишком серьёзного молодого человека; - смех это чувственно-эмоциональное самовыражение и реакция всякой человеческой личности на что-либо. Но в том-то и дело, что Иисус и Будда, в своём время, уже превзошли всё "человеческое" и стали людьми необыкновенными...
Так, с какого же периода они перестали смеяться?
Что касается Сиддхартхи Гаутамы (т.е. Будды), то известно, что он достиг своего просветления в 35 лет (по др. непопулярной версии в 40 лет). Соответственно, после этого времени смех покинул Будду навсегда. Впрочем, существует и "смеющийся" Будда, весьма популярный своими фигурками в быту определённой части людей, особенно японцев и китайцев...
Вообще-то, этот смешливый Будда имеет мало отношения к Будде "настоящему" или не имеет к нему отношения совсем.
Появление смеющегося Будды связано с рядом легенд об одном китайском весёлом, добродушном монахе с большим животом, ходившим по базарам с мешком для подаяний, что в целом, позднее, в народном представлении ассимилировалось в японское божество общения, веселья и благополучия по имени Хотэй, Будай (яп. 布袋 - «холщовый мешок», «полотняный мешок»). Популярным этот Будда стал и в китайском Фэншуе...
Впрочем, есть миф и о том, то Хотэй был воплощением самого "настоящего" Будды, что, очевидно, так и осталось только фольклором.
В то же время, я, несколько знакомый с дзен-буддизмом, не исключаю, что к этому образу, так сказать, "приложили свою руку" и дзен-буддисты; - они любители посмеяться (но не просто так, а с определённым оккультным смыслом).
Короче, подлинный Гаутама Будда перестал испытывать смех, где-то, после 35 лет...
Но как же обстоит дело в этом плане с Иисусом Христом? И можем ли мы назвать год или период, когда Иисус стал "святым"?
Нет, понятие и состояние святости и просветления к Христу не подходит! Поскольку Он, будучи действенно рождённым, уже был Богочеловеком, а по Своему Воскресению стал Самим Богом!
В принципе, необходимый отсчёт мы можем условно определить с того времени, когда Иисус был призван к служению, т.е. когда был крещён в реке Иордан в Вифаваре пророком Иоанном Крестителем. В это время Христу было 30 лет, и как раз при крещении на Него и сошёл Святой Дух!
Так, у святого Евангелиста Иоанна читаем:
"Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.
И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий" (Ин., 1: 28, 32-34).
У святого Луки же находим ещё это:
"Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!" (Лк. 3: 21-22).
Конечно же, мы, рассматривая столь неординарный, щекотливый вопрос, должны понимать не то, что бы Будда после своего просветления в 35 лет, а Иисус в свои 30 лет, после сошествия на Него Святого Духа, - тотчас, сразу же, резко перестали смеяться... Я вижу это движение в процессе, во временнЫх периодах...
Так, Будда, всё более проникаясь состраданием к людям в течение своего духовного развития и всё большего приближения к собственному просветлению, - всё больше умалял в себе какое-то поползновение к смеху...
А Иисус, видимо, ещё до своего крещения уже знал свою миссию, знал о Своём будущем Распятии, осознанно знал и помнил об этом всегда... И вот даже только психологически, очевидно, тут Ему было не до смеха. Таким образом, непосредственно само просветление Будды и Сошествие на Христа Духа Святого - в этом вопросе только поставили окончательную точку!
А что? Буддийское просветление и действие Святого Духа, а равно христианская святость, - полностью исключают всякий человеческий смех? И даже самый добрый смех?
Позволяет ли вообще духовная Любовь смеяться человеку?
А способен ли смеяться Сам Бог?
Так вот, на эти вопросы мы и будем отвечать, продолжая рассматривать заданную тему, и для этого обратимся к пониманию самого смеха глубже...
Во-первых, данное проявление слишком "человеческое", - животные смеяться не способны. Впрочем, обезьяны, кажется, нечто подобное выражают, но это, видимо, потому, отдельные их виды наиболее приближены к человеческому роду...
Во-вторых, психологически, смех очень и очень редко бывает по-настоящему и полностью добрым, если такой вообще бывает. Ведь даже, казалось бы, в самом добродушном смехе всегда присутствует определённый лёгкий и малозаметный "налёт" осуждения, собственного превосходства, насмешки, неприятия, отрицания...
Но вот что касается духовного аспекта и, в третьих, - в общепринятом представлении, смех присущ именно Дьяволу. И, конечно же, тут имеются целые виды данной реакции, как-то: гомерический смех, злорадный, ехидный, всепобеждающий (властвующий), хищный смех-оскал (над пойманной жертвой), издевательский смех, агрессивный, с задуманной хитростью и коварством, и т.п.
Но есть ли виды соответствующего доброго, созидательного смеха по принципу противоположности?
Что-то мне пока это на ум не приходит. Но идём далее...
Конечно, смех бывает разным по степени своего выражения; от самого слабого и как бы внутреннего мысленного смеха - до очень бурного своего проявления!
Но вот, как на счёт смеха над самим собой - смеха самокритического? Казалось бы, духовно-психологически эта реакция весьма полезна. Однако, с другой стороны, этот смех является показателем внутреннего разлада личности, т.е. её дисгармонии - одна часть сознания отрицает, не приемлет другую.
А как мы отнесёмся к чистому, невинному, радостному, детскому смеху? Понятное дело, "как", но с этим мы пока подождём...
А что же - в четвёртых - мы обнаруживаем в смехе с энергетической и эзотерической точки зрения? Обнаруживаем следующее...
Человек, будучи сложной психоэнергетической и духовно-оптической системой в постоянном движении и согласовании многих её частей и элементов, своим смехом проявляет такую вот работу своего организма...
1. Энергетическое переключение от одного состояния к другому.
2. Энергетическую разрядку от избытка и эмоционального возбуждения (которое и заканчивается смехом). Между прочим, сильное перенасыщение лишней энергией - также говорит о том, что вся человеческая система работает далеко не идеально.
3. Выброс исключительно негативной энергии, что вовсе не значит освобождение от неё.
Да, всё это свидетельствует о не совершенстве, о разной степени разбалансировки сознания человека. Ведь идеальное состояние, состояние просветлённости или святости - это постоянное умиротворение, гармония, совершенный покой, блаженство, полное равновесие, добросердечность, и, собственно, полное отсутствие каких бы то ни было отрицательных реакций и переживаний!
Так, у святого человека смех отсутствует полностью?
Давайте пока не будем спешить с окончательным выводом, а рассмотрим такие, очевидно, негативные проявления смеха...
Человеческой истории давно известные случаи "смеховой" психической эпидемии; это когда заразительный смех от одного человека передаётся сразу большой группе людей и те смеются не переставая, до надрыва, причём, остановиться здесь невозможно... Т.е. речь идёт о неких психоэнергетических вирусах и инфекции. Так, было дело, смеялась целая деревня и, кажется, целую неделю. Очевидно, тут действовала определённая отрицательная, бесовская Сила...
От смеха человек может натурально надорвать живот и даже умереть! Или лучше сказать, смех способен сопровождать человеческую кончину... Я хорошо помню, как мой сосед по моему деревенскому дому - по выходу на крыльцо вдруг засмеялся, упал и умер! (Сначала умер, а потом упал?) Связан ли этот феномен с разрывом сердца, выраженным смехом? Это я сказать не могу, пусть здесь на помощь нам придут соответствующие специалисты - врачи...
А вот, что мы находим в Библии:
"Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете (Лк., 6: 25).
"Глупый в смехе возвышает голос свой, а муж благоразумный едва тихо улыбнется" (Сир. 21: 23).
Что ж, пора перейти к вышеобозначенной теме уже непосредственно, напрямую...
Гаутама Будда.
Нет, после своего просветления Будду смех оставил полностью и навсегда! Основания к тому?
Ну, во-первых и как уже говорилось, по мере всё большего сострадания к людям, обречённым на многие мучения и смерти в колесе сансары, - столь же сильно и всё больше из сознания Будды уходила и чувственно-эмоциональная составляющая смеха...
А, во-вторых, Будда реализовал состояние "нирваны", известной своим "угасанием", абсолютной пустотой и полным растворением в этой мистической пустоте всех отрицательных переживаний.
Всё. Всякий и любой смех здесь уже невозможен! Будда был способен только улыбаться. И давно известна эта его блаженная, нирваническая и как бы навечно застывшая улыбка...
Иисус Христос.
Но как же обстоит дело в этом плане со Спасителем? Так же, как с Буддой?
Нет, не так именно...
Вообще-то, я имею свой опыт буддийского нирванического состояния сознания - точнее, состояния "околонирванического". Что дало мне возможность иметь представление, собственно, и о самой нирване. Кстати, отмечу, что буддийская нирвана это не совсем йоговское самадхи (духовный экстаз) - нирвикальпа самадхи "без семени", т.е. без васан, или без каких-либо скрытых, подавленных умственных отпечатков в подсознании экстатика. (Существует самадхи уровнем ниже - с васанами).
Но вот мой опыт восприятия Фаворского Света Иисуса Христа позволил мне пройти в своём духовном понимании и прозрении ещё дальше - и увидеть существенную разницу между пробуждённым Буддой и абсолютной Богореализацией Иисуса!
Да, Христос так же, как и Будда, - не смеялся; об этом нигде не говорится во всём Новом Завете. В то же время, не выражать смех - совсем не значит постоянно пребывать в хмуром, мрачном или печальном настроении...
В общем, поднимаем этот преинтересный вопрос: возможны ли в Христовой Любви - в Любви тотальной отдачи, глубокого сострадания, в Любви жертвенной, хоть какие-то позывы на смех, на зачатки смеховых импульсов?
Я полагаю, что - "нет"!
Для светлой, искренней, божественной Радости вполне достаточно улыбки. Смех это уже слишком грубо. Это перебор, излишество. Соответственно, Иисус Христос мог только улыбаться, но не просто улыбаться, а сиять своей улыбкой! Потому что Он полностью совершенен и абсолютно "чист"! Да и в настоящем Боге нет и не может быть смеха. Но!..
Но это идеальное состояние непосредственно Самого Богочеловека и Бога Иисуса Христа. А вот что касается невообразимых глубин его океанической Любви!..
Это неописуемо! Это неиссякаемое блаженство, радость, добро, сокровенные знания, глубинный покой, абсолютная свобода, тотальная любовь - и без конца и края, без конца и края! Я это многократно переживал... Это когда уже в твоей безумной голове - безумной от экстаза, короткой молнией проносится мысль: - "Вот ещё, ещё немного, дальше... И я сейчас сойду с ума или умру от бесконечного счастья!"
Так вот - детский смех, о котором мы ранее мимоходом упомянули...
Это смех чистый, беззаботный, невинный, звонкий, радостный, счастливый!
Сейчас внимаем словам Самого Иисуса:
"В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает" (Мф., 18: 1-5).
Да. Будьте как дети!
"Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.
Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
И, обняв их, возложил руки на них и благословил их" (Мрк., 10: 13-16).
Да. Смех в Царствие Божием всё же есть! Но он совсем не тот, о котором мы знаем. Собственно, в высших Небесных сферах это некое прекрасное созидательное торжественное космическое звучание, утверждающее существование. Но это не вибрация АУМ по восточному...
Так вот, в отличие от буддийской пустоты, нирваны и, своего рода, небытия, - полнота (не пустота!) Христовой Любви вмещает в Себя всё доброе и прекрасное, включая и благостный беззвучный смех маленького ребёнка!
Это вообще вход не со стороны ума в буддизме, а со стороны звучащего любовью и безмолвным, чистым смехом Сердца!
Пробуждённого, открытого, всепобеждающего и утверждающего существование во всех его формах Сердца.
И смехом удивлённого восторга и небесной Радости от того, что ты просто "есть", просто "существуешь", просто "живёшь"! И с пониманием того, что твоя Жизнь это такой бесценный подарок от Бога!
И это такая чудесная Благодать, Которая побеждает даже саму Смерть!
Будьте как дети во Христе!
Книги автора: - https://www.cibum.ru/author/44371177
Источник. Мой дзен канал: https://dzen.ru/terenty
Эта статья на Дзене: - https://dzen.ru/a/Y9P-8a9rKGbONe5a
Улыбались они. так что тут не в тему.
Я написал, что они улыбались, но улыбка же беззвучна и это не смех.