Волонтёрство и в чём его "подводные камни".
Волонтёрство и в чём его "подводные камни".
Одной из важных примет нынешнего времени стало развитие волонтёрского движения в России. Это действительно потрясающее явление объединило людей в благородном порыве самопожертвования, взаимопомощи, борьбы за жизни наших защитников, за судьбу нашей Родины - России. Несомненная польза для общества, для страны, для наших воинов, для обездоленных жителей, пострадавших от войны— колоссальная. Это тот род деятельности, который заслуживает безусловного уважения и восхищения.
Однако, хочется поговорить о том, какое влияние эта деятельность оказывает на самих волонтеров СВО — по умолчанию честных и самоотверженных. Существуют ли некие подводные камни в такой деятельности?
Психологи медико-социального отдела ОСВОД России для начала решили изучить все плюсы и минусы волонтёрской деятельности самих активистов, респондентами выступали 5 волонтёрских групп.
Итак, по мнению самих опрошенных волонтёрская деятельность дает высший смысл жизни, новые знания и умения, близких по духу друзей, объединяющий посыл вокруг высшей идеи, снижает тревожные состояния, связанные с происходящим в государстве, способствует здоровому выходу энергии и, несомненно, позволяет отвлечься от основной работы, особенно, когда она неприятная или нелюбимая, снижение градуса внутренних проблем и, зачастую, семейных неурядиц.
А вот из негатива были выявлены:
- возможные семейные раздоры при различных взглядах на волонтёрскую деятельность;
- некое обделение вниманием своих собственных детей и запущенные семейные и бытовые проблемы;
- в некоторых случаях потеря заработка;
- эмоциональное выгорание и болезни как следствие.
Есть еще один аспект нежелательных последствий волонтёрства — это незаметные для самого волонтёра внутренние изменения, которые затрагивают душу. Речь идет о в полной мере профессиональной деформации личности:
активная волонтёрская, безвозмездная деятельность оказывает гораздо большее влияние на психику человека, чем любая оплачиваемая работа. И это факт.
Расход внутренних ресурсов.
Любая работа с людьми, несомненно, несёт в себе риски эмоционального выгорания, но волонтерство в этом плане стоит на первом месте. Чрезмерная личностная включенность в проблемы бойцов на фронте и мирных жителей грозит тем, что весьма скоро внутренние ресурсы помогающего волонтёра могут попросту иссякнуть. Действительно, в благородном порыве самоотдачи и самопожертвования добрые по духу люди порой доводят себя до психического истощения.
А ведь делиться человек может только тем, что имеет. И в психологическом плане тоже.
В результате может появиться негатив в адрес тех, кто помогает, и тех, кому помогаешь.
Гиперболизация волонтёрской деятельности.
Полное погружение в трудности, проблемы, горе тех, для кого человек трудится на волонтерском поприще, может привести к тому, что многое в жизни начинает казаться второстепенным, менее важным:
- личная жизнь,
- забота о родных и близких,
- карьерный и профессиональный рост,
- обыкновенные человеческие радости.
Всё это откладывается на второй план, на то время, когда основная проблема будет «закрыта».
Обратим внимание на основную ошибку, распространённую в волонтёрской среде - "всё после войны": жить и быть счастливыми, создавать семьи и так далее.
Многим очень сложно определить грань между самоотверженностью, преданностью своему делу и разрушающим, уничтожающим, попросту сжигающим душу фанатизмом.
Отдельно стоит "мне надо и я хочу" - комплекс "волонтёра головного мозга".
Трагично, если это «потом» незаметно для самого волонтёра становится синонимом «никогда»!
Со временем страх душевной пустоты попросту заставит волонтёра искать для себя «новую войну».
Завышение требований к окружающим.
Такой волонтёр (назовём его "волонтер-душнила") может давить простым людям на чувство вины. Он достаточно раздражен, ядовит и играет на чувстве вины у людей:
«Там люди гибнут, а ты…. празднуешь день рождения ребенка/запускаешь салют/получаешь дорогостоящее образование/повышаешь квалификацию/проводишь детские фестивали/устраиваешь массовые мероприятия и праздники. Все обязаны прекратить нормально жить и начать немедленно только и делать, что помогать фронту. "
В понимании "волонтера-душнилы" обесценены любые другие виды социальной активности — правозащитная деятельность, просветительская, защита окружающей среды или животных, работа с детьми, работа с незащищеными слоями населения. Однозначно, завышенные ожидания по отношению к другим людям сопровождаются неизбежным разочарованием в ближайшем круге общения волонтёра, местном сообществе, народе в целом, в органах власти.
И рано или поздно это проявится в срывах, ссорах, публичных обвинениях, делении волонтёрских движений, проявлении амбиций "властелина".
Постепенно рядом с фанатично настроенным волонтером могут остаться только такие же издерганные «соратники по борьбе», цель которых сама борьба, или как итог «гордое одиночество».
Завышение своей значимости и "волонтер-тусовщик".
Несомненно, самый разрушающий психику процесс для волонтёров - это завышение своей значимости за счет приобщения к чему-то глобальному, социально важному, жизненно важному. Тот, кто находится во власти собственных амбиций либо компенсирует волонтерской деятельностью свои комплексы и жизненные неудачи, непременно изберёт именно эту стезю помощи, кредо быть причастным к большому и заметному событию или явлению: не отдельной бедствующей семье участника СВО, а, непременно, к мобилизованным, не к конкретному бойцу, а именно к целому полку, не к конкретному сироте, а сразу к целому детскому дому.
При этом далеко не всегда осуществляется контроль над тем, как используется гуманитарная помощь, не разворовывается ли, не идет ли во вред и нужна ли именно она именно сейчас или "Я привезу бойцам всё, что они попросят". Причём, порой логистика доставки может быть равнозначна стоимости груза. Когда, к примеру, 10-15 км от фронта эти товары бойцы могут приобрести сами.
Это объяснимо тем, что подсознательно целью такого волонтёра является именно факт благодеяния, а не его результаты.
А теперь рассмотрим "волонтера-тусовщика". Ему присущи все признаки волонтёра с завышенными качествами своей значимость, но упор его психологического состояния делается именно на его значимость и исключительность
"Только Я могу привезти и только именно Я могу помочь". Такой волонтёр выступает неким благодетелем, спасителем, но одержим комплексом исключительности и своей значимости в совокупности с комплексом спасателя.
Это потребность постоянно кого-то спасать. Причём, очень срочно.
Такие "волонтёры-спасатели" (а в их собственном понимании даже именно «спасители») ставят интересы объекта своей «величайшей миссии» выше интересов своих близких, родственников, детей, обделяя вниманием и материальными ресурсами тех, кто тоже в этом нуждается даже больше. Благородство по отношению к «далеким» однозначно сосуществует с эмоциональной глухотой по отношению к тем, кто совсем рядом, кто очень близко. При этом «спасатели» кажутся себе глобальными вершителями судеб, берут на себя больше, чем в состоянии реально сделать, не соизмеряют свои внутренние и физические ресурсы с масштабами задач, которые себе придумали. К сожалению, подобная роль подпитывается гордыней, ощущением превосходства, стремлением именно к публичному признанию.
И именно волонтёр с комплексом "Спасателя (Спасителя)" вплотную связан с комплексом жертвы — страдать за других, рядом с другими, больше, чем те, о ком заботишься. И именно он пытается вселить комплекс жертвы своему окружению, ведь спаситель именно ОН!
Давайте будем честны: чем больше человек делает и чем реальнее и значимее становятся его заслуги, тем скорее у него может появиться ощущение своей избранности. И тогда волонтер начинает преувеличивать свою «роль в истории», взращивать свой личный «культ», впадать в манию величия, тешить себя иллюзией, что только он способен осуществить задуманное и всех спасти.
Нечто подобное происходит и в более обширном смысле. Подсознательно волонтер может быть не слишком заинтересован в том, чтобы та или иная проблема, на которую направлены его усилия, была решена в масштабах государства, города или села. Ни для кого не секрет, что своей деятельностью волонтеры подменяют собой те или иные государственные структуры (не важно — помощь ли это нашим бойцам или забота о детях-сиротах, борьба за сохранение природы). У таких волонтёров нет стимула способствовать решению проблемы иными способами, кроме как путем личного подвижничества, самоотречения и разного рода жертвенности.
Вождизм.
Это итог деградации "волонтера-тусовщика". Чем больше такой волонтёр делает и чем реальнее и значимее его заслуги, тем скорее у него может появиться ощущение избранности, и что именно он - миссия.
Вот именно тогда волонтер преувеличивает свою «роль в истории», начинает взращивать свой «культ личности», впадать в манию величия, тешить себя иллюзией, что только он способен осуществить задуманное и никто другой.
И тут он начинает работать на свою незаменимость:
- не делится в полной мере информацией. К примеру, о том, что родственники бойцов коллегиально могут собраться и приехать в безопасную зону, замыкают на себе контакты, не принимают предложения разделить нагрузку, не делегирует полномочий.
Особенно, этому комплексу подвержены те, кто избрал путь сбора финансовой помощи и других материальных ценностей.
Чтобы поток пожертвований не иссякал, а увеличивался, необходима публичность, некоторая истеричность и упёртость, ораторские приёмы с элементами манипулирования сознанием, дабы на эмоциональной волне побуждать людей расставаться со своими финансами и другими материальными ценностями.
Привычка всегда быть в центре внимания развивает в таком волонтере пафосность, позерство, демонстративность, нарциссизм и популизм.
Несмотря на то, что средства собираются для целевой группы, в сознании такого волонтёра порой происходит подмена понятий: ему начинает казаться, что это он является адресатом материальных благ («мне» выделили, «именно мне» дали больше, чем другим). Все это может сопровождаться претензией на святость и непогрешимость, полным неприятием критики, агрессивной реакцией на малейшие замечания или неточности, попытками создать из волонтеров своеобразную "касту".
Традиционными становятся заявления о том, что только те, кто отдают столько же сил «святому делу», имеют право предостерегать и давать советы.
Как снизить психологические риски для волонтёров.
Чтобы правильно минимизировать негативное воздействие на психику волонтерской деятельности, следует бдительно контролировать свои душевные мотивы, стремления и порывы, взаимоотношения с окружающими людьми, следить за состоянием своего физического и психического здоровья. Следует понимать, что всех не спасешь. Даже ценой собственной жизни, адекватно воспринимать это явление. Не ломиться, сломя голову, закупать все требования бойцов, а изучить всесторонне проблему.
Соразмерять те задачи, которые ставишь перед собой, со своими реальными физическими и внутренними ресурсами. Не манипулировать людьми и не вымогать завуалированно у них средства постами "срочно", "именно сейчас".
Знать, что только планирование своего рабочего времени, психологическая грамотность и знание основ психогигиены способны помочь запустить процесс восстановления внутренних ресурсов организма.
Осознать, что твоя жизнь и жизнь твоих родных имеет точно такую же ценность, как и жизни тех, кому ты оказываешь помощь. Помнить, что нельзя отложить «на потом» моменты своей жизни и жизни близких и родных людей, особенно, в том, что касается семьи и друзей.
На долю каждого поколения выпадают свои потрясения и страдания. И это бесконечный круг. И, несмотря на любые исторические, политические, катаклизмы, в жизни должно быть место любви, покою и счастью.
Военный психолог, публицист, Александр Свинухов

Если брать во внимание все это,и каждый быдумал только о своей шкуре. То в Великую Отечественгую Войну,мы бы ее проиграли. К сожалению,лучшие люди больше всего страдают и как следствие раньше уходят из жизни. Но. Память о них остается.