Долгий и жестокий путь Брюса Ли к бессмертию: «Он знал, что звезда всегда должна быть боссом» Часть первая.
Краткое содержание :
Поскольку многие классические фильмы звезды боевых искусств переиздаются в кинотеатрах — в ознаменование 50-летия со дня его смерти — Том Форди приветствует человека, который преодолел невероятные трудности и стал одной из величайших икон в истории культуры.
"Из-за того, кем он мог быть. Потому что он так рано умер. Он стал мифом": Брюс Ли в «Выходе дракона»
—"Из-за того, кем он мог быть. Потому что он так рано умер. Он стал мифом": Брюс Ли в «Выходе дракона»
Брюс Ли хотел стать самой кассовой звездой в мире. Он сказал это своему другу и ученику боевых искусств Стерлингу Силлифанту. Ли объявил, что однажды он станет большей звездой, чем Стив МакКуин и Джеймс Коберн, известные актеры, которые также были учениками Ли. Силлифант — оскароносный сценарист — ответил отрицательно: "Вы китаец в мире белого человека. Здесь нет пути"
Слова Силлифанта — более жесткая любовь, чем открытый расизм — подытожили битву, с которой Ли столкнулся в Голливуде. Руководители США не верили, что азиатский актер может сыграть главную роль. Комментарий Ли «больше, чем МакКуин и Коберн» (хотя он не единственный раз озвучивал такие смелые устремления) прозвучал на фоне разочарования по поводу страстного проекта «Безмолвная флейта», который так и не был реализован при его жизни — один из многочисленных незавершенных, незавершенных или проваленных проектов через проекты.
Вернувшись в Гонконг, Ли произвел революцию в кино о боевых искусствах серией фильмов, снятых на студии Golden Harvest. Среди фильмов были «Большой босс», «Кулак ярости», «Путь дракона» и «Игра смерти», которые шли в кинотеатрах в течение июня и июля в ознаменование 50-летия со дня его смерти.
Как описано в биографии Мэтью Полли Жизнь, Ли был «крупнее The Beatles» в Азии, когда умер — 15 000 человек выстроились на улицах в ожидании его похорон, — но в Америке он все еще был просто «малоизвестным телевизионным актером». Посмертный выпуск его последнего фильма «Выход дракона» — первого совместного производства Голливуда и Гонконга — сделал его имя звездой на Западе. Но дело пошло еще дальше: Ли стал иконой 20-го века.
«Из-за того, кем он мог быть», — говорит Фрэнк Дженг, эксперт по фильмам о боевых искусствах и постоянный комментатор DVD. — Потому что он умер так рано. Он стал мифом».
Звезда была предопределена. Отец Ли был оперным певцом и актером, а «Маленький» Брюс, родившийся в Сан-Франциско в 1940 году, когда его отец был в турне, был звездным ребенком. В детстве он снялся в 20 фильмах – слезливых мелодрамах. Полли говорит, что Брюс был «Маколеем Калкиным Гонконга». Но Брюс подросток был бедным студентом и уличным бойцом, и его отправили обратно в Америку. «Он превратился из богатого представителя высшего класса в третьем мире Гонконга в бедного иммигранта с лодки в первом мире», — добавляет Полли.
Брюс Ли обучал кунг-фу, чтобы зарабатывать деньги. Ученик легендарного Ип Мана, Ли подходил к делу прогрессивно.
"Он действительно был одним из первых китайских мастеров боевых искусств, заговоривших по-английски"
— говорит Полли.
«Он пришел со свежим, современным и открытым отношением. Его первым учеником был Блэк — неслыханно в то время». Чтобы придерживаться традиции того, что передавалось мастерами кунг-фу на протяжении 1000 лет, он стремился создать совершенное боевое искусство, которое он назвал Джит Кун До («путь перехватывающего кулака») — адаптируемого и эффективного гибрида, которые могли бы предвидеть атаки и выявить слабость более жестких систем. Боевые искусства были модным моментом в Голливуде. Ли привлекал самых разных студентов, от известных знаменитостей до крутых черных поясов.
В 1966 году Брюс получил роль напарника Като в быстро отмененном телесериале «Зеленый шершень». Других ролей в кино и на телевидении было немного, а проекты и сделки по развитию рухнули. Женатый, с двумя детьми, Ли нуждался в деньгах. Он вернулся в Гонконг, чтобы снимать фильмы с Golden Harvest, молодой студией выскочкой, которой руководил Рэймонд Чоу. Чоу бросил вызов конкурирующей студии Shaw Brothers Studio, у которой была фактически монополия на гонконгское кино.
Мэтью Полли
Первый фильм Ли «Золотой урожай», «Большой босс», был выпущен в Гонконге в октябре 1971 года и побил рекорды кассовых сборов. Последующий альбом Fist of Fury, выпущенный в марте 1972 года, снова побил рекорды. Успех Ли отразился на тенденции национализма среди жителей Гонконга того времени. В «Большом боссе» Ли играет китайского фабричного рабочего, который отправляется в Таиланд и сражается с гангстерами. В откровенно националистическом «Кулаке ярости» он сражается с агрессорами из конкурирующего японского Додзё.
«Он представляет собой сильного, доминирующего, мужественного китайского героя, который гордится своим наследием»
— говорит Дженг. «Он мстит за расовые предрассудки. Его фильмы будут иметь социальную значимость — не только для китайцев в Гонконге, но и для азиатов, живущих в Соединенных Штатах».