Тайна дечанских фресок.

В мире имеется много древних изображений, которые якобы доказывают, что наши далекие предки владели современными технологиями, включая полеты в космос, и даже были на короткую ногу с инопланетянами. Но так ли это? Рассмотрим внимательно одно из них.
Несколько примеров
Давайте вспомним. Десятки наскальных рисунков возрастом от 5 до 12 тысяч лет, обнаруженные по всему миру, изображают фигуры, похожие на человеческие и облаченные в одеяния, весьма напоминающие скафандры или водолазные костюмы. Кроме этого, попадаются рисунки с изображениями неких предметов, весьма напоминающих летающие тарелки или иные летающие аппараты, в Африке, Индии, Северной и Южной Америке, Италии, у нас на Алтае и в районе Онежского озера… Перечислять можно долго, и на сегодняшний день понятно только одно: мы не можем дать однозначно «нефантастического» объяснения этим изображениям, поскольку просто не владеем информацией. Не владеем по той причине, что не имеется столь же древних письменных источников, которые бы объясняли, что именно изображено на скалах. То же самое относится ко всем загадочным древним изображениям, включая древнеегипетские, южноамериканские храмовые барельефы или знаменитые японские фигурки догу. Есть письменный источник — все ясно. Нет — начинает работать воображение, и рождаются самые невероятные гипотезы.
Монастырь и студент
Похожая история случилась с так называемыми «дечанскими фресками». Есть в Сербии мужской монастырь Высокие Дечаны — главная православная святыня на территории Косово, а также памятник средневековой архитектуры, охраняемый ЮНЕСКО. Заметим попутно, что это действительно шедевр средневековой архитектуры: говорят, такого гармоничного сочетания в одном месте романского и византийского стилей, а также готики нет больше нигде. Основан монастырь королем Стефаном Дечанским уже почти 700 лет назад — в 1327 году. Тогда же, в первой половине XIV века, был построен и главный собор монастыря — храм Спаса Вседержителя (Панкратора). Построен и расписан фресками, о которых ниже пойдет речь. Фантастикой является уже то, что все эти удивительные по красоте фрески, как и сам монастырь, уцелели на протяжении нелегких веков сербской истории. Однако уцелели. В начале 1964 года в монастыре с целью изучения фресок появился студент Югославской художественной академии Александр Паунович.
Разумеется, он использовал фотоаппарат. Тем более что некоторые из фресок расположены на высоте 15 метров и рассмотреть их вблизи не представлялось возможным. Дома Паунович проявил пленку, распечатал снимки и натурально опешил. На одном из них были явственно видны… летящие в небе космические аппараты. Два космических аппарата. Слева и справа от фигуры распятого Христа.
Напомним, что на дворе был 1964 год. Меньше 3 лет назад в космос полетел Юрий Гагарин, СССР и США вступили в космическую гонку, а газеты, журналы и телевидение всего мира нещадно эксплуатировали тему космических полетов. Она была модной, читатель и зритель просто жаждали новых и новых публикаций о завоевании космоса.
Александр Паунович сразу понял, что держит в руках самую настоящую сенсацию. Он тут же отнес снимки в редакцию югославского журнала «Свет», популярного в то время. Там тоже сидели не дураки. Снимки оторвали чуть ли не с руками. Они были опубликованы в ближайшем номере. Предварительно их показали профессиональным летчикам и попросили прокомментировать то, что они видят. Все сказали примерно одно и то же: «Это явно два околоземных летательных аппарата. Возможно, один догоняет другой с непонятной целью. Или они шли в паре. Ведомый чуть отстал и теперь догоняет ведущего, форсирует двигатель».
Сенсация и детали
Грянула сенсация. Журналисты, ученые и просто любопытствующие со всего мира один за другим потянулись в Высокие Дечаны, чтобы увидеть невероятную фреску своими глазами. Давайте рассмотрим ее подробнее. Называется фреска «Распятие Христа». Все, как в Евангелиях — по центру распятый Христос; справа — центурион Лонгин, тот самый, который пронзил бок Спасителя копьем, а позже стал мучеником за веру; слева — Богородица с апостолом Иоанном, а также трое солдат, делящих одежды Христа. Стены Иерусалима на заднем плане. Ангелы сверху. Имеются и другие персонажи, но всех описывать не станем, потому что не это, сотни и тысячи раз изображенное в различных православных храмах во все времена, привлекает внимание. Смотрите выше, в небо. Вот они — два шарообразных летательных аппарата, явно использующих ракетный принцип движения (видны следы выхлопа) в левом и правом углах фрески. С пилотами внутри!
Тот, что справа, обернулся и смотрит на того, кто его догоняет. Руки пилотов словно бы лежат на органах управления аппаратами, сами пилоты — это важно! — без нимбов и, судя по позам, весьма увлечены полетом. Первым делом исследователи взяли образцы краски и штукатурки на анализ. Тот показал, что никакого обмана — фрескам действительно более 600 лет. Значит…
Бритва Оккама отсекает лишнее
Чуть раньше, чем были написаны фрески Дечанского монастыря, жил в Англии монах-францисканец по имени Уильям. Он придумал известное правило, которым до сих пор пользуются ученые и просто здравомыслящие люди. Звучит оно примерно так. Если перед вами загадка, выбирайте самое простое объяснение. Сложное, маловероятное и фантастическое отсекайте, словно бритвой, и отбрасывайте. Правило это назвали «бритва Оккама» (монах был родом из городка Оккам), и оно в абсолютном большинстве случаев не подводит.
Разумеется, по поводу удивительных изображений на фреске обратились к местным монахам. Те только улыбнулись и сказали, что ничего особенного там нет. «Какие еще летательные аппараты, прости Господи? Это всего лишь луна и солнце в символическом виде, понятно. Вспомните Евангелия. Там прямо говорится о тьме, которая пала на весь мир во время распятия Спасителя. Вы же ученые люди и должны понимать, отчего бывает такая тьма. От солнечного затмения. Вот вам солнце и луна. На церковных фресках, а также иконах ничего не бывает нарисовано просто так, это вам не мирские картины. Успокойтесь уже и идите с Богом». «Одну минуту, — отвечали самые настырные. — Мы знаем, что распятие Христа происходило непосредственно перед еврейской Пасхой. Которая, как опять же всем известно, празднуется с 14-го на 15-е первого месяца года — нисана. По-нашему — в марте — апреле, в первое весеннее полнолуние. Всегда! Иначе и просто быть не может. Солнечные же затмения, опять же всегда, происходят только и только в новолуние. Это закон природы. Значит, не могло быть затмения при распятии Христа». «Что ж, — отвечали монахи. — Значит, это было знамение. Или вы считаете, что Бог не способен затмить солнце так и когда Ему это угодно?» На это ученым было нечего возразить.
Но вопросы остались. Может быть, мы видим изображения комет? А что, на кометы тоже похоже… Шли годы. Самые здравомыслящие обратили внимание на то, что на иконах и церковных росписях в сценах Распятия действительно часто изображаются луна и солнце. Более того, символизм в изображении этих небесных тел уходит далеко в языческое прошлое, когда солнце и луну отождествляли с богами. Отсюда и люди без нимбов внутри «аппаратов» — отголоски древних верований, соединенные с воображением средневекового художника. Опять же бритва Оккама не подводит. Реактивные выхлопы? Скорее, лучи света. Изображение посадочных огней на «аппарате» справа? Всего лишь восьмиконечная звезда — символ Богородицы, который присутствует на любой иконе с ней. Так что, как говорится, вопрос исчерпан, расходимся. А нет — кто желает и может, обязательно съездите в Высокие Дечаны и посетите монастырь. Он того стоит.
Интересно