Единственному небоскребу в Париже скоро исполнится 50 лет, а многие парижане все еще ненавидят его
В Париже существует старая шутка, что с вершины башни Монпарнас открывается самый красивый вид во французской столице. Не потому, что с нее открывается захватывающий вид на Эйфелеву башню или базилику Сакре-Кер, расположенную на вершине Монмартра, а потому, что это единственное место, где не нужно видеть сам небоскреб.

С тех пор как 59-этажная стеклянная башня шоколадного цвета была открыта в 1973 году, многие парижане осуждали ее как пятно на небосклоне "города света". Это единственный небоскреб в Париже, высота которого составляет 210 метров (689 футов), в городе, известном в основном своим архитектурным единообразием.
Первоначальное недовольство зданием, спроектированным архитекторами Жаном Собо, Эженом Бодуэном, Урбеном Кассаном и Луи де Хоймом де Марьеном, было неудивительным. Исторически сложилось так, что парижане почти рефлекторно выступают против серьезных изменений облика своего города. Эйфелева башня, построенная в 1889 году, поначалу вызывала насмешки, некоторые называли ее "трагическим уличным фонарем" и "гигантским неуклюжим скелетом". А знаменитые стеклянные пирамиды архитектора И.М. Пея, установленные у музея Лувр в середине 1980-х годов, многие считали слишком радикальными по стилю.
Несмотря на то, что жители в конце концов приняли эти ставшие культовыми сооружения, башня Монпарнас по-прежнему вызывает неприязнь у значительной части людей, поскольку 18 июня исполняется 50 лет со дня ее открытия.
Чтобы понять, почему многие парижане считают башню Монпарнас неуместной, необходимо рассмотреть, почему город выглядит так, как он выглядит сегодня.
План Парижа и его архитектурный стиль в основном относятся к середине 19 века. В то время город считался перенаселенным, сырым и пораженным болезнями. Стремясь превратить его в символ французского величия, Наполеон III поручил барону Жоржу-Евгению Хаусману, в то время префекту Сены, преобразовать столицу в оживленный, современный европейский город.
Хаусман снес многие тесные средневековые улицы и ветхие здания Парижа, чтобы освободить место для широких проспектов, общественных площадей, зеленеющих парков и новой канализационной системы, что помогло оживить и очистить город.

Наиболее заметной частью наследия Хаусманна является архитектурный стиль, носящий его имя: многоквартирные дома Хаусманна, шестиэтажные, с каменными фасадами, которые повсеместно встречаются по всему Парижу и придают городу особую, единую эстетику.
Примерно столетие спустя Париж столкнулся с очередным кризисом идентичности. Хотя сама столица осталась нетронутой, Вторая мировая война оставила большую часть Франции в руинах. Реконструкция означала возможность вновь модернизировать страну, на этот раз путем строительства общенациональных автомагистралей и новых небоскребов, как это делалось в Соединенных Штатах и Великобритании.
"На руинах катастрофы войны они хотели построить что-то совершенно новое для нового поколения", - сказала CNN по телефону Виржини Пикон-Лефевр, профессор архитектуры в Национальной высшей архитектурной школе Париж-Бельвиль и эксперт по послевоенной истории архитектуры столицы.
Монпарнас, район на юге Парижа, был одним из первых кандидатов на масштабный проект городского обновления в городе во время экономического бума после Второй мировой войны.
Этот район уже пережил несколько преобразований. В 1920-х годах это была богемная точка для писателей и художников, таких как Сальвадор Дали и Эрнест Хемингуэй. Но к 1950-м годам он превратился в убогую часть города с маленькими переулками, заброшенными зданиями и переполненным железнодорожным вокзалом.
Хотя планы строительства башни уже были разработаны, они набрали силу после основания Пятой республики Франции и возвращения к власти президента Шарля де Голля в 1958 году.
Целью было построить современный район, рассчитанный на новое поколение бизнесменов с белыми воротничками, наполненный офисами, новыми жилыми домами, обновленным вокзалом, шоссе к новому аэропорту, строящемуся к югу от Парижа, и башней Монпарнас.

Сначала перспектива модернизации Парижа вызвала восторг, особенно среди архитекторов, инженеров и застройщиков, объясняет Пикон-Лефевр. Планировалось строительство новых высоток и преобразований, а также строительство делового района на западе Парижа под названием Ла Дефанс.
Но общественное мнение быстро ополчилось против башни, местные жители критиковали ее высоту в районе более низких зданий. Многие жители жаловались, что одинокий небоскреб - самый большой в Европе после завершения строительства в 1973 году - был неуместен в городе, где большинство зданий были высотой всего в шесть этажей.
Несмотря на эти опасения, проект продвигался вперед. В 1969 году президент Жорж Помпиду одобрил строительство Монпарнаса, а через год был заложен первый камень в основание здания.

"Это ужас", - сказал один прохожий на архивных кадрах, показанных в недавнем документальном фильме о башне Монпарнас на французском телевидении. Другая женщина, стоявшая перед почти достроенной башней, назвала ее "страшной".
Тем не менее, некоторые жители считают башню современной и признаком прогресса. Здание также привлекало высокопоставленных жильцов, включая президентов Франции Франсуа Миттерана, Жака Ширака и Эммануэля Макрона. Все трое за последние полвека в какой-то момент открыли здесь свои предвыборные штабы.
Пикон-Лефевр объяснил, что, хотя башня Монпарнас была непопулярной, она все же могла похвастаться хорошо оборудованными офисами, прекрасным видом на Париж и легким доступом к общественному транспорту.
"Там было очень удобно работать", - сказала она.
В отличие от Эйфелевой башни, общественность не восприняла башню Монпарнас тепло. Во многом благодаря возмущению общественности городской совет Парижа в 1977 году запретил строительство зданий высотой более 37 метров (121 фут). Небоскребы были изгнаны в Ла Дефанс или другие пригороды до 2010 года, когда городские власти Парижа смягчили требования к высоте зданий, разрешив строительство высоких офисных башен на периферии города, но все еще в его границах.
Это решение вновь вызвало общественные дебаты. Критики указывали на башню Монпарнас как на поучительный пример, поскольку многие парижане до сих пор считают 50-летний небоскреб бельмом на глазу.

Консервативный кандидат на выборах мэра Парижа в 2014 году даже предлагал снести башню во время предвыборной кампании, назвав ее "городской катастрофой". (Она проиграла). Победивший кандидат, нынешний мэр Анн Идальго, назвала это предложение "бессмыслицей", но сама признала, что здание "конечно, не самое красивое".
Некоторые, однако, считали, что настало время пересмотреть вопрос о месте высоких зданий в Париже. Известный архитектор Жан Нувель сказал, что, по его мнению, пришло время "перестать думать, что Париж - это город-музей".
"Париж еще не закончен", - сказал лауреат Притцкеровской премии французской газете Le Parisien в 2008 году. "Если вертикальные здания могут обогатить сердце столицы, зачем лишать себя их?".
После длительного тендера городские власти Парижа в 2015 году одобрили строительство второго небоскреба Парижа - 180-метровой (590 футов) Треугольной башни на окраине юго-западного 15-го округа.
Хотя Идальго первоначально поддержала идею строительства Triangle Tower, ее администрация вновь запретила строительство небоскребов в столице. Ограничение на высоту зданий в 37 метров было восстановлено на прошлой неделе в рамках широкомасштабного плана по борьбе с изменением климата и сокращению выбросов углекислого газа в городе.
Строительство Triangle Tower планируется завершить в 2026 году. Вызовет ли она такой же гнев, как и ее 50-летний предшественник, пока неизвестно.