Как советские и американские подводные лодки друг друга таранили

Подводные лодки двух сверхдержав десятилетиями играли в опасную игру в кошки-мышки. Не раз игра заканчивалась настоящими столкновениями для участников с обеих сторон.
Во время холодной войны советские и американские подводные лодки регулярно сталкивались друг с другом, как в ходе взаимного преследования в глубоководных районах мирового океана, так и во время дерзких разведывательных вылазок к береговой линии потенциального противника. К счастью, жертв в этих инцидентах удалось избежать.

15 ноября 1969 года американская атомная подводная лодка USS ‘Гато’ (SSN-615) проводила испытания новейшего оборудования радиоперехвата на глубине 60 метров в советских территориальных водах в Баренцевом море, когда советская атомная подводная лодка, носитель баллистических ракет К-19, неожиданно “врезалась” в ее корпус.
Для обоих кораблей столкновение стало неожиданностью, хотя командир торпедного отделения ‘Гато" решил, что русские намеренно протаранили американскую субмарину, и приготовился открыть огонь. Приказ об атаке был отменен в последний момент командиром подводной лодки.
Обе подводные лодки получили значительные повреждения, но сумели вернуться на свои базы. Как позже установили советские специалисты, если бы К-19 двигалась на два-три узла быстрее, она сократила бы свой западный аналог вдвое.
Эта игра в кошки-мышки стала характерной чертой подводного противостояния двух сторон в холодной войне. Когда советская подводная лодка с баллистическими ракетами на борту отправлялась в дальний поход, за ней обычно следовала американская подводная лодка “преследование”.
Чтобы избежать обнаружения, американцы следовали очень близко за советской подводной лодкой. В этом положении из-за шума вращающихся винтов советский гидролокатор был слеп.
Время от времени советским подводникам приходилось проверять “слепую зону”. Они выполняли маневры по смене курса, резко разворачивая судно на левый или правый борт на 120-150 градусов. Американцы назвали такие маневры ‘Сумасшедшим Иваном’.

Именно после маневра ‘Сумасшедший Иван’ в Северном Ледовитом океане 20 июня 1970 года советская подводная лодка К-108 (проект 675) была протаранена американским кораблем ‘Таутог" (SSN-639), который следовал за ней.
Советское судно начало быстро тонуть, но экипаж сумел справиться с ситуацией. Буксиру удалось добраться до него и доставить субмарину, у которой был заклинило винт правого борта, на базу. ‘Таутог’ также получил повреждения своей надстройки, но также сумел вернуться домой без жертв.
23 мая 1981 года атомная подводная лодка с баллистическими ракетами К-211 ‘Петропавловск-Камчатский’ возвращалась на базу из района боевой подготовки в Баренцевом море. Вскоре после завершения маневра, чтобы проверить свою “слепую зону” на наличие незваных гостей, она получила три мощных скользящих удара в кормовую часть снизу от проходящей под ней подводной лодки.
Получив некоторое количество незначительных повреждений, К-211 всплыла и вернулась на базу своим ходом. При внешнем осмотре в гребном винте атомной субмарины были обнаружены металлические фрагменты с неопознанной подводной лодки.
Наиболее вероятным преследователем советской подводной лодки была американская атомная подводная лодка USS ‘Стерджен’ (SSN-637). Согласно другому сообщению, это была британская подводная лодка класса Swiftsure, S-104. Что бы это ни было, инцидент также закончился без серьезных сбоев для подлодки “pursuit”.

Подводная игра в кошки-мышки не закончилась с окончанием холодной войны и глобальным противостоянием двух сверхдержав. Американские подводные лодки теперь преследовали российские атомные суда, совершая вылазки вблизи российской береговой линии.
11 февраля 1992 года эсминец ВМС США ‘Батон Руж" (SSN-689) столкнулся с К-276 ‘Кострома’ недалеко от базы Северного флота в Североморске. Всплывая для сеанса связи, надстройка российского судна задела носовую часть его американского коллеги. Поскольку надстройка была построена для прорыва сквозь арктические льды, ущерб "Батон-Руж" был значительным.
“Гордон Кремер, командир ”Батон Руж", "увлекся", как говорится", - согласно командиру "Костромы" капитану 1-го класса Игорю Локотю: “Он, очевидно, чувствовал себя на высоте ситуации. Пока я усердно работал, проверяя расстояние (до ближайших и наиболее опасных целей), Гордон Кремер ‘держал’ меня под наблюдением. Когда я решил всплыть, он потерял меня, потому что обе подводные лодки были малошумными. И американец сделал выпад к месту, где был потерян контакт, и решил прояснить обстоятельства исчезновения нашей подводной лодки. И он получил попадание ”.
Несмотря на повреждения, "Батон Руж" не рискнул всплывать в иностранных территориальных водах и направился в сторону Норвегии так быстро, как только мог.
Спасибо за статью