Саудовская Аравия тихо меняет свои учебники. Может ли это привести к признанию Израиля?
Учебники в Саудовской Аравии меняются. В течение многих лет исследователи наблюдали постепенное смягчение тем, начиная от гендерных ролей и заканчивая продвижением мира и терпимости.
Среди изменений, привлекающих внимание в последнее время, в свете сообщений о том, что Соединенные Штаты пытаются проложить путь к нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем, есть правки, касающиеся евреев, христиан и израильско-палестинского конфликта.
В отчете, опубликованном в прошлом месяце Израильским и лондонским институтом мониторинга мира и культурной терпимости в школьном образовании (IMPACT-se), который в основном отслеживает, как Израиль и евреи изображаются в учебных текстах, было обнаружено, что “почти все примеры негативного изображения христиан и евреев” были удалены из последних саудовских учебников, основываясь на тенденциях, наблюдавшихся в предыдущие годы.
Согласно исследованию, из исключенных примеров следует, что “евреи и христиане являются врагами ислама” или что “евреев и христиан критикуют за то, что они "уничтожили и исказили" Тору и Евангелие”.
Что касается Израиля и палестинцев, IMPACT-se обнаружил умеренное, но еще не полное признание Израиля. Некоторые ссылки на “израильского врага” или “сионистского врага” были заменены на “израильскую оккупацию” или “израильскую оккупационную армию”. Но в исследовании отмечены и другие негативные упоминания Израиля, а также его отсутствие на картах. Холокост по-прежнему не упоминается.
В учебной программе на 2022-23 годы из урока патриотической поэзии был исключен пример “противостояния еврейскому поселению в Палестине”. В школьном учебнике по обществознанию больше нет раздела, описывающего положительные результаты Первой Интифады, палестинского восстания конца 1980-х годов против Израиля. А из одного учебника “убрана целая глава, посвященная палестинскому делу”.
Изменения, по словам IMPACT-se, “являются обнадеживающим признаком того, что прогресс может включать отношение к Израилю и сионизму”.
Организация, которая следит за учебниками Саудовской Аравии с начала 2000-х годов, изучила изменения, внесенные в более чем 80 учебников из саудовской учебной программы на 2022-23 годы и более чем 180 учебников из предыдущих учебных программ.
IMPACT-se также консультирует министерство образования Объединенных Арабских Эмиратов по обновлению школьных программ, включив в них изучение Холокоста.
‘Кратковременная память’
“Это также призвано сигнализировать о том’ что лидеры новых государств Персидского залива современны, дальновидны и придерживаются светских взглядов – все это призвано привлечь конкретную, в основном внешнюю аудиторию”, - сказала Мира Аль Хусейн, научный сотрудник Эдинбургского университета в Шотландии, специализирующийся на странах Персидского залива.
Однако она сказала, что для правительств “довольно амбициозно” “внезапно развернуться на 180 градусов и начать проповедовать толерантность. В данном случае полагаться на короткую память людей ошибочно”.
IMPACT-se отметил, что новое содержание саудовских учебников также критикует определенные исламистские группировки, такие как "Хезболла", ИГИЛ*, "Аль-Каида", ополченцы-хуситы и "Братья-мусульмане*".
CNN не провела независимой проверки выводов.
Саудовский центр международных коммуникаций и Министерство образования не ответили на запрос CNN о комментариях.
Эксперты по региону говорят, что, хотя изменения в учебниках заметны, их следует рассматривать в контексте.
Школьная программа Саудовской Аравии попала под пристальное внимание Запада после терактов 11 сентября, в которых 15 из 19 угонщиков самолетов были саудитамиi. С тех пор королевство постепенно удаляет радикальный контент из своих учебников.
Кристин Диван, старший научный сотрудник Института стран Персидского залива в Вашингтоне, сказала, что недавние изменения соответствуют новой политической ориентации королевства, “где правящая семья играет центральную роль в его легитимности”.
Десятилетиями правительство стремилось к легитимности внутри страны и за рубежом, несмотря на свой статус родины ислама и двух его самых святых мест, но в последние годы королевство перешло к более светской форме национализма.
“Это позволяет смягчить религиозные формулировки, порочащие шиизм, иудаизм и христианство. Это также дает руководству больше стратегической свободы для переговоров по этим религиозным вопросам, о чем свидетельствует больший акцент, делаемый на миротворчестве и терпимости ”, - сказала она CNN по электронной почте.
Но Диван предупредил, что, хотя новый язык может демонстрировать большую религиозную терпимость к иудаизму, он оставляет “политическое признание Израиля в подвешенном состоянии”.
“Это согласуется с усилиями по ослаблению религиозной нетерпимости к евреям, постепенно подготавливая почву для принятия политического решения о нормализации отношений с Израилем”, - сказала она.
Отношения с исламом
Азиз Альгашьян, исследователь внешней политики Саудовской Аравии и ее связей с Израилем, сказал, что королевство “претерпевает изменения в своих отношениях с исламом”.
“Это не оттесняет его на второй план, а делает более умеренным и терпимым к другим. Раньше религиозный дискурс не был чрезмерно терпимым, потому что Саудовская Аравия не была подвержена глобализации, как сегодня… Ясно, что ситуация меняется, и также ясно, что на это потребуется время ”.
Альгашьян сказал, что поправки в саудовских учебниках незначительны и не предполагают серьезного перехода к принятию Израиля.
“Некоторые в Израиле так сильно хотят видеть нормализацию отношений с Саудовской Аравией, что любое взаимодействие по поводу Израиля будет оформлено как нечто позитивное для нормализации”, - сказал он.
Изменения предполагают, что “саудовцы, возможно, лучше понимают Израиль”, - сказал он CNN. “Общее понимание Израиля в арабском мире и Саудовской Аравии неправильно понято и не учитывает нюансов”, - сказал он, добавив, что это может меняться, “что, безусловно, является положительным моментом”.
Администрация Джо Байдена подталкивает Саудовскую Аравию к нормализации отношений с Израилем, опираясь на соглашения Авраама, по которым четыре арабские страны признали еврейское государство, что стало крупным внешнеполитическим достижением президента Дональда Трампа в 2020 году.
Саудовская Аравия впервые открыла свое воздушное пространство для израильских авиакомпаний в прошлом году, но настаивала на том, что нормализация обстановки не произойдет до создания палестинского государства.
Нормализация продолжает оставаться табу среди арабской общественности. Опрос общественного мнения, проведенный в прошлом году Арабским центром в Вашингтоне, округ Колумбия, показал, что 84% опрошенных арабов не одобряют признание Израиля их странами. В Саудовской Аравии поддержка нормализации составила 5%.
Эли Подех, профессор кафедры исламских и ближневосточных исследований Еврейского университета, который тщательно изучал системы образования в регионе, сказал, что изменения являются частью “очень длительного процесса” умеренности.
“Это не совпадение. Это своего рода политика сверху, и я думаю, что если объединить две тенденции - борьбу с экстремизмом и другую, - Израиль постепенно будет все больше восприниматься как игрок на Ближнем Востоке. Тогда вы можете понять, почему мы наблюдаем эти изменения в системе образования ”, - сказал Подех.
Но даже удаление целой главы о палестинском вопросе не означает, что саудовское правительство внезапно перестанет беспокоиться.
“Очевидно, что они не отрицают, они поддерживают палестинский вопрос. Дело не в том, что они внезапно пойдут в одном направлении и пренебрегут другим. Нет, ни в коем случае”, - сказал Подех.
Но Подех и другие эксперты все согласились: общественное восприятие Израиля будет формироваться не только учебниками.
“Если бы вы спросили меня примерно 20 лет назад, я бы сказал, что (учебники оказывают) большое влияние… Но сегодня социальные сети и множество инструментов социализации в некоторой степени сводят к минимуму роль учебника ”, - сказал Подех.
Диван отметил, что учебники важны, но “на взгляды людей влияют сообщения СМИ, глобальные события и личный опыт. Не все это находится под контролем государства”.
