Неудержимый апостол Павел
Что заставляет человека сменить веру? Влияние высшей силы? Его собственная воля? Апостол Павел, один из виднейших ранних христиан, изначально был воинствующим фарисеем и первым из противников Христа. Он полностью изменился, когда ему явилось откровение, — и это само по себе может считаться чудом.
Гражданин Савл
Негативное слово «фарисейство» успело подустареть, но все еще иногда употребляется в значении «лицемерия». Фарисеи были одной из древнейших еврейских философских школ, именно их учение лежит в основе современного ортодоксального иудаизма. При этом нельзя сказать, что разногласия между фарисеями и христианами были непреодолимы. Иосиф Аримафейский, завернувший тело Христа в плащаницу и похоронивший его в своей гробнице, тайный ученик Иисуса Никодим, палестинский раввин и христианский святой Гамалиил — все они были фарисеями. Но исключения не меняют правило, и в основном иудеи христиан терпеть не могли. Дело не ограничивалось скрытой неприязнью или оскорблениями, по наводке фарисеев учеников Христа избивали, арестовывали, пытали и казнили. И одним из самых яростных считался некий Савл из Тарса.
Вы вряд ли много слышали о славном городе Тарсе, крупнейшем городе Киликии, колонии великого Рима и центре эллинистической культуры. Но Савл не просто родился в значимом месте (около 20 года н. э.), он был родом из богатой семьи, обладающей бесценным сокровищем — римским гражданством. От своего отца он получил и гражданство, и фарисейскую веру. Савла наставляли лучшие учителя своего времени, и, кроме того, он был обучен ремеслу шитья палаток. Сегодня эти факты выглядят мало связанными, но раньше у них был смысл: раввин не имел права брать деньги за обучение Торе и зарабатывал другими профессиями. А умение шить палатки всегда пригождалось даже на задворках Римской империи, так что Савл не голодал. И все свои знания, таланты и силы он бросал на защиту иудейской веры.
Слепота и прозрение
Как и другие воинствующие фарисеи, Савл считал христиан опасными язычниками и богохульниками, отравляющими истинную веру. Савл преследовал христиан в Тарсе, затем он преследовал их в Иерусалиме. Первой его расправой стало избиение камнями первомученика Стефана, причем тогда Савлу еще не исполнилось 13 лет, и камни ему покидать не дали — приказали сторожить одежды «язычника». Неизвестно, принимал ли он личное участие в дальнейших расправах, но точно способствовал арестам и казням. «Получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос», — писал он много позже в книге Деяния святых апостолов. Савл почти наверняка был членом синедриона, верховного органа политической и религиозной власти у древних иудеев, и мог голосовать за любые жестокие решения. А затем... затем случилось откровение Божие.
Считается, что Савл по собственной инициативе выпросил у первосвященника письмо в Дамаск к синагогам, чтобы очистить город от заразы христиан. Но уже недалеко от Дамаска на Савла с небес вдруг обрушился поток света и печальный голос спросил его: «Савл, Савл? Что ты гонишь меня?» Ошарашенный Савл только и спросил в ответ: «Кто Ты, Господи?» На что услышал: «Я Иисус, которого ты гонишь». Затем Савл получил от Господа четкую инструкцию — идти в город, и там уже ему объяснят, что к чему. Явление было столь неожиданным, что Савл свалился с лошади, а затем понял, что ослеп. Его спутники довели его до Дамаска — на это потребовалось три дня, — и все это время Савл не пил и не ел, все еще находясь во власти увиденного и услышанного. В Дамаске к нему привели христианского целителя Ананию. Тот был, мягко говоря, не в восторге, возвращая зрение вчерашнему фарисею, но воля Христа превыше всего.
Гроза фарисеев
Савл прозрел — во всех смыслах слова, — принял крещение и лишь после этого смог принять и пищу. Он начал проповедовать учение Христа в Дамаске, затем отправился в Аравию, оттуда снова в Дамаск, затем в Иерусалим, оттуда в родной Таре, оттуда в Антиохию. В Иерусалиме местные христиане сначала отказывались его признавать, припомнив старые «заслуги», но за перевоспитанного проповедника вступился апостол Варнава.
Затем они вместе отправились из Антиохии в первое апостольское путешествие, посетив по пути множество городов — от Селевкии до Иконии. На Кипре Савл вернул веру в Христа проконсулу Сергию Павлу, после чего стал и сам именоваться Павлом. Заодно и посрамил лжепророка Вариисуса, также известного как волхв Елима, — тот пытался склонить Сергия себе во служение.
Если бы добрый Анания и христиане Иерусалима знали, какую роль Павел сыграет в распространении их веры, они бы не колебались помочь ему. Павел был не просто влиятельным человеком, он в совершенстве знал всю подноготную иудаизма и политики фарисеев. Он с детства изучал философию и литературу современной ему греко-римской культуры и слыл великолепным ритором. Его знаменитые Послания были написаны живым, остроумным, понятным греческим языком, и с его аргументами было очень тяжело спорить. Ни один другой апостол даже близко не мог побить рекорд Павла по обращению иудеев в христианство. Четырнадцать Посланий Павла являются важнейшей частью Нового Завета, они дополняют, расширяют и объясняют евангельское учение. Павлу даже было необязательно появляться где-то лично — его перо делало за него всю необходимую работу. И все же он появлялся — и продолжал свое святое дело.
Павел, туда и обратно
За первым апостольским путешествием последовало второе, а затем и третье. Павел проповедовал в Европе, посетил Филиппы, Афины, Коринф, Троаду, Милет и Тир. В какой-то момент в Филиппах его попытались задержать, но Павел ловко разыграл карту римского гражданина и был тут же освобожден. Этот же трюк пригодился ему намного позже, когда по возвращении в Иерусалим его схватили иудеи и планировали казнить на месте. Затея не удалась: римских граждан имели право карать только сам Рим и его представители. Павла отправили в Кесарию, на суд прокуратора Феликса, который «оставил его в узах». Впоследствии новый прокуратор Порций Фест переправил Павла в Италию, уже на суд самому императору. Только вот корабль, на котором плыл апостол, потерпел крушение возле острова Мелит, и пленник оказался на свободе. Павел спокойно самостоятельно прибыл в Рим и жил там, не особо прячась, еще 2 года, прежде чем отправиться в последнее, четвертое апостольское путешествие.
В итоге Павла все же обезглавили — почетно, как и полагалось гражданину Рима, — либо в 64, либо в 68 году н. э., при правлении Нерона. Но это уже не играло роли ни для него, ни для христианства в целом — апостол Павел успел сделать за жизнь все, и даже немного больше. Не исключено, что без него учение Христа не достигло бы и десятой доли тех масштабов, которые мы видим сегодня.
Апостол Павел принял веру в Господа после откровения на дороге — и этот эпизод интересен по ряду причин. Представим на секунду, что чудеса не случаются внезапно и Савл упал с лошади не из-за света Божьего, а, к примеру, из-за эпилептического припадка и ослеп из-за того же. Но что было потом? Савла в самом деле выходил милосердный христианин, невзирая на его прежние злодеяния. И тут вчерашний фарисей понял, что все это время он преследовал столь добрых людей, которые готовы спасти даже заклятого врага. И сила его раскаяния оказалась так велика, что до конца жизни он проповедовал слово Христа. Чудо? Настоящее чудо.
Спасибо, интересно 😉👍