Самая дорогая картина в Европе?
Келли Гровье 22 июня 2023 года
Оставленная на мольберте Густава Климта, когда художник умер в 1918 году, Леди с веером может быть самой дорогой картиной, выставленной на аукцион в Европе, стоимостью 65 миллионов фунтов стерлингов, но что делает ее шедевром? Келли Гровье исследует его привлекательность.
Австрийский художник-символист Густав Климт наиболее известен увековечивым богатством таких вех современного искусства, как его инкрустированные золотыми холстами Поцелуй, 1907-8, и Портрет Адели Блох-Бауэр I, 1907 год. Но это довольно менее известная работа - та, которая все еще сидела на мольберте художника, когда Климт умер от пневмонии в результате гриппа в феврале 1918 года, через месяц после разрушительного инсульта, который оставил его частично парализованным и неспособным рисовать - которая, как ожидается, принесет самую высокую цену, когда-либо заплаченную за картину в Европе, когда она будет продана на аукционе на следующей неделе. Радикально отличающийся по текстуре и тону от его более известных шедевров десятилетия назад, изысканно очаровательная Дама с Фехером (Леди с вентилятором), 1917-18, которая, по оценкам, продается более чем за 65 миллионов фунтов стерлингов (83 миллиона долларов США), кажется, вырвана почти из другого мира, и указывает на то, куда направлялось воображение Климта, если бы он не стал жертвой пандемии гриппа, которая охватила мир.
Чудо переплетения узоров и смешанных ритмов, Леди с вентилятором захватывает молодую женщину, потерянную в мыслях, когда она стоит перед нами, глядя на дальний крайний крайний левый. Ее личность остается неизвестной. То, что она не заметила нашего вторжения в интимное пространство, в котором она живет, спальню или будуар, кажется достаточно ясным от неслыханного скольжения ее богато украшенного халата по руке и предварительного удержания, которое ее пальцы держат на складном вентиляторе, который защищает ее грудь - опасном опоре, который чувствует хрупкий от падения.
Что удерживает нас от входа женщины, так это тщательно поставленное столкновение рисунка, пигмента и текстуры, которое фиксирует ее в этом заманчиво стилизованном в другом месте. Работа представляет собой яркий перечень собственных культурных навязчивых идей Климта, от плавающих китайских халатов до плавающей лирики японской гравюры на дереве укиё-э, к которым художник собрал и обратился за вдохновением. Дом Климта, по словам австрийского экспрессиониста Эгона Шиле, которого был наставником Климта, был оснащен «большое количество японских принтов, покрывающих стены» и «огромный гардероб, в котором находилась его чудесная коллекция китайских и японских халатов». Богатый шелк зеленого и золотого полосатого халата молодой женщины, ее фарфоровый цвет лица, покрасненный румянами, ее каштановые локоны и воображаемый трепет многомиллионных листьев фаната - все это образует бунт, который еще больше оживляет хаос позади нее.
Этот сплющенный фон, который напоминает гладкие размеры японских деревянных блоков и окрашенного китайского фарфора, может быть такими же богато украшенными обоями, как и нематериальная ткань воображения мечтающей молодой женщины. Здесь мы находим плавающий мистический феникс (или Фэнхуан, символ благодати и добродетели в китайской мифологии) со сказочными изумрудными запутанными перьями, как будто вытекающими из тайны ее разума. Напротив феникса, стоящего справа от холста, с нагрудными перьями блестящих ультрамарина, стоит длинноногий журавль, эмблема мудрости и бессмертия, в то время как вокруг нереальный воздух взрывается яркими всплесками розовых цветов лотоса, что означает неизменность красоты.
Леди с веером является одним из немногих портретов Климта, ведущей фигуры Венского сецессионного художественного движения, которые находятся в частной собственности. Последний раз он был продан в 1994 году, когда он принес 11,6 миллиона долларов (9 миллионов фунтов стерлингов). Тридцать лет спустя ожидается, что он будет командовать почти в семь раз больше, что, вероятно, станет одним из самых дорогих портретов, когда-либо поступивших на аукцион. Если Sotheby's достигнет цены, которую он просит, 65,5 млн фунтов стерлингов (83,4 млн долларов США), последняя картина Климта пролетит мимо L'empire des Lumières Рене Магритта, которая была продана за 59,4 млн фунтов стерлингов (75,6 млн долларов США) в 2022 году; ходячий человек I Альберто Джакометти, который установил рекорд по любому произведению искусства, проданному на аукционе в Европе, когда она была продана в 2010 году за 65 миллионов фунтов стерлингов (83 миллиона долларов США); и Le Bassin aux Nymphéas Клода Моне, который был продан за 40,9 млн фунтов стерлингов (52 млн долларов США) в 2008 году.
Расположенная рядом с более известными работами Климта, такими как «Поцелуй» и «Портрет Адели Блох-Бауэр I», «Леди с веером» показывает, как далеко художник творчески продвинулся за десятилетие до своей смерти. Ушел дерзкий блеск сусального золота, который возвысил его чувственные подданные в светские иконы. Гораздо более свободная и выразительная в своих мазках кистью, Lady with a Fan полагается на свою интенсивность на размытие текстур, как материальных, так и психологических, поскольку все кровоточит в одно сверкающее вещество. Усиливает это чувство непоправимой текучести - это моменты на картине, когда все еще видно голое переплетение льняного холста - неокрашенные пятна, которые заставили некоторых подозревать, что работа все еще не была закончена. Но это картина, сама власть которой связана с потоком и фрагментацией. Его незаконченность - это то, что завершает его.