Почему современная психология препятствует духовному развитию человеческой личности?

Полагаю, моя основная идея может быть выражена очень коротко через призму моей личной истории...
А я стал интересоваться психологией ещё с юности - читал по этой теме практически всё, что я только мог найти в своё время, и позже...
По воспитанию же и своему образованию - я был определённо "материалист", впрочем, если следовать этим параметрам - "воспитание" и "образование" - то именно таковыми семья и школа и делают нас почти всех. Но несмотря на свои физикалистические установки, а, может быть, именно благодаря им и одновременно вопреки им - с молодости же я начал активно разбираться и с различными духовными вопросами. Причём, это было далеко не только одно теоретическое познание - я старался как можно глубже погрузиться в то или иное религиозное или шаманское восприятие и знание "практически". Т.е. я "вчувствовался" в какой-то заданный самому себе образ и "проживал" его "изнутри". Например, это был дзен-буддийский монах, мексиканский маг, индийский йог, православный отшельник... И у меня это очень хорошо получалось! Нет, ни в коем случае - это не была у меня временная примерка каких-то внешних масок; некоторые роли я проживал годами, в то время, как для освоения иных духовных позиций мне было вполне достаточно всего несколько месяцев. Да, всего лишь несколько месяцев, но это, видимо, потому, что во мне уже действовал ранее обретённый прошлый опыт...
И совершенно не боюсь здесь быть не скромным, - но я испытал множество неожиданных, потрясающих всё моё существо, трансперсональных, мистических переживаний, не поддающихся точному описанию или, лучше сказать, пребывающих за пределами всех слов и понятий. Таким образом, я узнал, что такое Религия по сути и в принципе и, фактически, перестал быть материалистом. Но вот, что ещё знаменательным было в этом моём глубинным самопознании: - что и психологию, а равно психоанализ, я не бросал. Напротив, я пытался создавать какие-то синтезированные системы, концепции... И опять-таки, с акцентом на разные практические же семинары и психотренинги...
Короче говоря, провидению было угодно так, чтобы я "официально" прибыл в Психологию довольно поздно, но уже имея за плечами колоссальный духовный опыт. А я закончил факультет психологии МГПУ им. Ленина - в возрасте уже около 40 лет. И теперь я вижу в этом большой смысл: - так, если бы моё сознание - а общее сознание человека представляет собой определённый психоэнергетический резервуар, объём, вольюм - если бы меня, как будущего психолога, "грузили" и "нагружали" в каком-либо институте или университете заранее, изначально, с молодости, то... В моём вольюме для духовно-религиозного опыта места бы уже не нашлось!
Итак, я "официально" пришёл в психологию уже многое зная о человеке - о его душе, Духе... И был крайне удивлён отсталостью этой "науки". И вот я, обобщая, уже давно сравниваю Психологию с Религией следующим образом: - Религия это мудрый столетний Старец или всевидящая древняя святая Старуха-монахиня. В то время, как Психология - это глупый, наглый, зарвавшийся подросток, что-то горделиво о себе возомнивший.

Религия давно знает о человеке абсолютно всё, - Она знает о нём главное, центральное! Психология же ведёт свои предметные линии "вокруг да около" - очень поверхностно. Это один запутанный лабиринт...
Кстати, одно время я занимался проблемами человеческого мышления и, в частности, его патологией. Так вот, в рамках такой известной психической болезни, как "шизофрения", давно известно, что мышление соответствующего больного (шизофреника) является "расколотым", "дробящим", "соскальзывающим", "расщеплённым"... В чём это выражается? А той очевидной глупостью, что шизофренику ничего не известно о самом ГЛАВНОМ; - и вне это центрального знания он непрестанно кружит и мельтешит на разной периферии. И к этому у меня имеются уже многие наработанные сравнительные примеры... Так, скажем, если даётся задача по прямой ж.д. линии из г. Москвы достичь г. Санкт-Петербурга, то шизофреник поедет в Петербург по какой-то окружной линии. Вначале, он уедет, напр., во Владивосток, после чего, забыв о главной цели, начнёт описывать разные круги... Вы понимаете нелепость и глупость таких действий, а равно такого познания?
Но такова вся современная психология, - она расколота, расщеплена. Она "шизофренична"!
И давайте я перечислю только кое-что из самого Главного, указав на то, каких именно знаний лишена психология...
1. Она до сих пор не верно определяет "сознание" в целом и сознание человеческой личности! Но ведь это база, основа всех знаний о человеке! Здесь я не буду давать собственную формулировку, а только упомяну, что сознание есть не физический, психодуховный свет.
2. Психология так и не может прийти к тому очень важному пониманию, что "психика" всякого человека ("психея") является достаточно целостной и самостоятельной, и целостной в такой степени, что сущая часть её - продолжает своё существование после биологической смерти. Более чем значительный вопрос! А без его решения (в рамках психологии) всяческая человеческая жизнь в короткие, смешные условные сроки в 75 лет - по максимуму профанирована, обесценена и вообще полностью лишена хоть какого-то смысла!
3. Психология ничего не знает о человеческом Духе! Ну, это понятно, поскольку она ещё не разобралось даже с психеей - с душой... Но Дух-то и есть самое главное!
4. Психология так и не подобралась к тайнам сновидений...
5. Она ничего не знает о линии жизни и судьбе человека как о разумной духовной структуре...
6. Психология не знает о существовании, наряду с физическим, "духовного сердца"...
7. В психологии нет духовного идеала. Как-то: - человека гармоничного, бесстрастного, доброго, вне каких бы то ни было отрицательных реакций и переживаний (что в Религии именуется "святостью")...
8. Психология ничего не знает о таком более чем значительном понятии, как "духовный Путь". А вне пути нет пути. Вне пути нет и не может быть никакого последовательного, прогрессирующего духовного развития и глубинного самопознания!
В общем, этот список можно ещё продолжить... Но обо всё этом давно знает Религия, особенно Православие!
Конечно же, есть психологи - одновременно православные верующие. Но в данном случае, речь идёт не об этом. А вот о чём - о моей главной идее:-
В психологии/психоанализе давно назрел кризис. В этих науках давно нет никакого движения к Истине. Это, за последний век, бессмысленная, поверхностная ментализация, уводящая от подлинных знаний о человеке. Это исследовательский тупик. Что же касается "практической психологии", то здесь следует знать, что в ней нет того самого вышеуказанного пути с его конечным позитивным результатом, финишем, реальным достижением определённого пикового состояния. Соответственно, те или иные психотрениги - дают всего лишь временные поверхностные "погружения", которые не приводят к необходимой цели. И отсюда же...

Давно необходим синтез научно-психологических и религиозных знаний.
Наука +Религия! Психология + Православие!
Собственно, Наука дать что-то Религии, по большому счёту, совершенно не способна. Психология может только "обновить" религиозную (православную) описательную форму. Не более того.
А вот Религия, Православие - даст и психологии в целом, и каждому человеку лично - абсолютные знания. Знания о внутреннем Духе, Который есть всё и вся. А равно о Сущем Свете Иисуса Христа!
Так, как же Психология препятствует глубинному самопознанию и прогрессирующему духовному развитию человека? А так...
Во-первых, в своей научной основе Психология материалистична и атеистична. Она изначально не предполагает, не допускает существование Бога и, тем самым, уже закрывает вам к Нему доступ! Т.е. доступ ко всему светлому, высшему и прекрасному!
Во-вторых, Психология, будучи одним сплошным ментальным лесом, очень хорошо вас "грузит" всевозможными высокоинтеллектуальными теориями, не оставляя в вашем сознании необходимого места для "подлинного", "религиозного" и "православного" самопознания. Таким образом, вы блуждаете в этом "психологическом лесу" даже без какого-то понимания, что вам из этого дремучего леса необходимо выбраться. Да, вы всю жизнь блуждаете, но с горделивым, тщеславным и ложным самосознанием, что узнали уже многое...
В третьих, по поводу в том числе "практической психологии" - она, чаще всего, создаёт в сознании человека как раз хаотические, дисгармонические сдвиги и к развитию не ведёт. Впрочем, с некоторой возможной "психологической реабилитацией".
В любом случае, Психология - уводит, отвлекает вас от истинного Пути. И, тем самым, препятствует реализации вашей судьбы и вашей духовной реализации.
Что же касается того оформления православного учения, которые некоторые православные психологи пытаются представить, как "православную психологию", то такой просто не существует. У православной психологии должна быть своя собственная терминология, своя теория личности, и т.д. и т. п.
Впрочем, "православная психология" появилась, - я уже описал её основы.
...
Источник. Мой дзен канал: https://dzen.ru/terenty
Эта статья на Дзене: - https://dzen.ru/a/YXFf5MVaBA6wzxqe
Книги автора: - https://www.cibum.ru/author/44371177
Интересная публикация
Автор публикации, согласна с вами. Лайк.
С чем именно, согласны ?
Интересная статья, спасибо!
Современная психология не препятствует духовному развитию человеческой личности, а наоборот, может быть полезным инструментом для этого процесса. Она изучает и объясняет различные аспекты психики и поведения человека, включая его потребность в духовном росте.
Однако некоторые критики считают, что современная психология слишком ориентирована на материальные аспекты жизни и игнорирует или недооценивает духовные потребности людей. Это связано с тем, что в западном мире долгое время господствовал материалистический подход к науке и философии, который предполагал, что все явления могут быть объяснены исключительно с помощью материальных причин и законов. В рамках этого подхода, духовные аспекты жизни человека часто были отвергнуты или сведены к психологическим или физиологическим факторам.
Однако в последние десятилетия психология стала более открыто включать духовные аспекты в свои исследования. Многие психологические подходы и терапии учитывают и помогают людям развивать их духовность, если она является важным аспектом их жизни. Кроме того, существуют специализированные направления психологии, такие как трансперсональная психология и позитивная психология, которые активно исследуют духовную сферу и ее влияние на человеческую личность.
Таким образом, можно сказать, что современная психология не препятствует духовному развитию человека, а на самом деле предоставляет инструменты и знания, которые могут помочь ему в этом процессе.
Калмантаева Анна Николаевна". "существуют специализированные направления психологии, такие как трансперсональная психология.
...
Совершенно верно, а я сам трансперсональный психолог.
Так, почему же психология всё-таки препятствует?
Во-первых, такие направления как транс.пси - это всё же единичное и отдельное направление, которое ещё только подобралось, но окончательно ещё не утвердило, что душа и жизни души человека после смерти существует. Хотя намёки на это есть как бы из соответствующего опыта и даже опыта реинкарнации. Но это как хорошая гипотеза. Больше того, Бога как такового там нет! Т.е. препятствие к Богопознанию задаётся также. А какая может быть духовность без Бога?
И далеко не все "психологии" с этой транс.пси согласны вообще.
Во-вторых, классическая психология со многими-многими другими направлениями не признает вышеобозначенное, оставаясь сугубо материалистическими.
Т.е. когда Вы погружаетесь в изучение многих психологий - социальную, возрастную, клиническую и т. д. - Вас просто грузят по полной, лишая сокровенного - духовного, первостепенно важного.
В третьих, ни в какой психологии нет ПРАКТИЧЕСКОЙ методологии Богопознания, включая трансперсональную.
Вот почему психология препятствует...
Вопрос о том, должна ли психология заниматься духовным развитием человека, является предметом дискуссии среди психологов и философов. Некоторые считают, что психология должна ограничиваться изучением психических процессов и поведения, в то время как другие признают важность включения духовного измерения в психологические исследования.
Одной из основных причин, по которой некоторые психологи поддерживают включение духовности в психологию, является признание того, что духовность может играть важную роль в жизни и благополучии человека. Духовность может быть связана с поиском смысла жизни, ценностями, этическими убеждениями и развитием личности. Изучение духовности может помочь понять, как эти аспекты влияют на психическое здоровье и благополучие человека.
Однако стоит отметить, что духовность является сложным и многогранным понятием, которое может иметь различные значения для разных людей. Включение духовности в психологию требует разработки соответствующих методологий и инструментов для ее изучения.
Таким образом, вопрос о том, должна ли психология заниматься духовным развитием человека, остается открытым и может быть предметом дальнейших исследований и дискуссий в научном сообществе. Он зависит от того, какие цели и задачи ставит перед собой конкретный психологический подход или направление.
Валентина М. "вопрос о том, должна ли психология заниматься духовным развитием человека, остается открытым.
...
Обязана. Дело в том, что Религия познала человека на абсолютном уровне, на уровне Центра. Всё. Более, дальше познания нет! Психология же это кружение на второстепенных кругах.
Лично моя позиция, что давно назрел синтез: Психология + Религия.