Как пилоты боролись с одним из самых сложных аэропортов в мире
До свидания, Кай Так, и спасибо.
Прошло 25 лет с тех пор, как Ричард Сигел, тогдашний директор гражданской авиации Гонконга, попрощался и выключил свет в гонконгском международном аэропорту Кай Так.
6 июля 1998 года главный воздушный узел города закрыл свои двери, перенеся рейсы в более крупный и шикарный новый международный аэропорт Гонконга в Чек Лап Коке.
В 2013 году заброшенный объект был переименован в круизный терминал Кай Так, крупнейший круизный терминал в городе.
25-летний «новый» аэропорт добился многочисленных достижений — его часто называют одним из пяти лучших аэропортов мира. Это неоднократный обладатель награды Skytrax за лучший ресторан в аэропорту. Это крупнейший в мире грузовой аэропорт каждый год с 2010 года, кроме 2020 года.
Тем не менее, теплые воспоминания остаются у тех, кто имел возможность пролететь через старый Кай Так или просто стать свидетелем замечательных посадок самолетов, которые сделали его знаменитым.
Один из самых сложных аэропортов в мире
До своего закрытия в 1998 году Кай Так (первый зарегистрированный полет с этого места состоялся в 1925 году) считался одним из самых сложных аэропортов в мире для пилотов.
Поскольку он находился в центре Коулун-Сити, а его взлетно-посадочная полоса выступала в море, приземление в Кай Таке было событием, вызывающим мурашки по коже, даже у опытных пилотов.
Бывший генеральный менеджер Cathay Pacific Airways, а ныне пилот-инструктор Рассел Дэви имеет более чем 30-летний опыт полетов.
Он с любовью вспоминает Кая Така.
«Как пилот, это было совершенно уникально. Это был единственный крупный аэропорт в мире, который требовал разворота на 45 градусов ниже 500 футов, чтобы выровняться со взлетно-посадочной полосой, буквально пролетая между высотными зданиями, проходя рядом со знаменитым оранжево-белым холмом Шахматной доски (также известным как Коулун). Цай Хилл), когда вы сделали последний поворот к взлетно-посадочной полосе», — сказал он.
Дэрил Чепмен, преподаватель и авиационный фотограф из Великобритании, который живет в Гонконге с 1987 года, провел бесчисленное количество часов, фотографируя удивительные сцены больших самолетов, пролетающих над горизонтом Гонконга.
«Кай Так сильно отличался от большинства международных аэропортов, потому что находился прямо в городе», — вспоминает Чепмен. «Лайон-Рок (выдающийся холм в Гонконге) блокирует стандартный прямой подход; таким образом, самолеты должны были сделать этот особый разворот над Коулун-Сити, приземляясь на взлетно-посадочной полосе 13».
«Это было непросто, особенно в условиях сильного ветра», — говорит Дэви. «Как пилоты Cathay, у нас было много практики, и мы стали очень искусными в заходе на посадку.
«Этот подход был довольно сложной задачей для пилотов других авиакомпаний, особенно в более сложных условиях полета, поскольку они могли приезжать в Кай Так только раз в год».
Самый страшный момент: «Мы никогда не видели настоящего самолета!»

Необычное зрелище в других аэропортах — самолет, летящий прямо над бамбуковыми лесами и телевизионной антенной.
Чепмен вспоминает, как наблюдал за посадкой самолетов в Кай Таке во время тех «сложных летных условий».
«Находясь на автостоянке Kai Tak, наблюдая, как самолеты приземляются под проливным дождем, может быть очень тревожно», — говорит он. «Пилоты не могли видеть взлетно-посадочную полосу, а при посадке над Коулуном нужно было видеть взлетно-посадочную полосу.
«Некоторые (пилоты), казалось, ждали немного дольше, чем другие, прежде чем прервать посадку и уйти на второй круг. Некоторые появлялись из низких облаков на подходном пути, затем включались и исчезали обратно в облака».
Самым страшным воспоминанием для Чепмена была посадка грузового самолета Air France 747-200 с чрезвычайно низким потолком.
«Мы могли слышать его приближение, но не видели признаков посадочных огней. Было темно, — говорит он. «Он становился все громче и громче; тогда можно было увидеть свечение красного маяка под самолетом. Он промахнулся на повороте и пролетел прямо над автостоянкой и диспетчерской вышкой, когда включил питание и развернулся для еще одной попытки».
«Это было очень громко и тревожно, потому что мы никогда не видели настоящего самолета!»
Теплые воспоминания о Кай Таке
Хотя гораздо более крупный и современный международный аэропорт Гонконга (открывшийся в июле 1998 года) считается одним из лучших аэропортов в мире, в некоторых кругах до сих пор не хватает Кай Така.
Он служил Гонконгу 73 года и был своего рода символом города, известным путешественникам всего мира.
«У меня очень теплые воспоминания о Кай Таке, — сказал Дэви. «Когда я впервые присоединился к Cathay Pacific, я провел много счастливых часов, гуляя по Коулун-Сити каждый раз, когда у меня был гость в городе, наблюдая, как самолет низко летит над домами и магазинами.
«Заход на посадку выглядел действительно потрясающе с земли, а также в качестве пассажира, особенно если вы сидели с правой стороны самолета».
Любимым маршрутом Дэви было прибытие из Японии или Тайваня, к северо-востоку от Гонконга.
«Это позволило пилоту сначала провести самолет вдоль судоходного канала Восточная Ламма, а затем развернуться в конце острова Гонконг, мимо острова Грин и направиться к шахматной доске, чтобы совершить последний заход на посадку», — вспоминает он.
«Пассажиры, которым посчастливилось занять место у окна, имели фантастический вид на южную сторону острова Гонконг, затем на центральную часть и гавань перед посадкой над Коулуном».