"Возврату не подлежит": законно ли маркетплейсы отказывают в оформлении возврата товара
Розничная купля-продажа на популярных ныне маркетплейсах регулируется нормами о дистанционном способе продажи товаров.
В силу п. 2 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Аналогичное определение продажи товаров дистанционным способом дано в п. 1 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей.
Однако с такими ситуациями, когда потребительские свойства товара, такие как цвет, фасон, размер и т.п., не подходят, покупатели сталкиваются достаточно часто. Обычно проблем с возвратом товаров не возникает, но бывают исключения, например, при покупке нижнего белья. Продавец утверждает, что такой товар возврату не подлежит, на самом ли деле это так?
В ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей (п. 4, 5) установлено правовое регулирование на случай отказа потребителя от приобретенного дистанционным способом товара надлежащего качества. Так, потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. Кроме того, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Единственный случай, когда потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, если указанный товар может быть использован только исключительно приобретающим его потребителем.
Таким образом, политика продавца о невозможности возврата данной категории товаров при покупке на маркетплейсах незаконна в силу указанных норм. Можно вернуть ЛЮБОЕ нижнее белье, чулочно-носочную продукцию и т.п.
Тоже самое касается и других товаров надлежащего качества, если сохранены товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара, но его отсутствие не лишает покупателя такой возможности.
При покупке нижнего белья в обычном магазине, вопреки распространенному мнению, что такой товар возврату не подлежит, тоже есть ряд исключений, при которых можно оформить возврат.
Во-первых, если придя домой, обнаружили фабричный брак. Неисправность фурнитуры, например, относится к такому.
Во-вторых, несоответствие товара информации на бирке или упаковке: состав, размер и т.д.
При отказе продавца принять товар и вернуть деньги, пишите претензию, жалобу в Роспотребнадзор, в крайнем случае - в суд. Как показывает практика, суды в таких ситуациях встают на сторону покупателя, удовлетворяя требование о возврате денежных средств, но в случае с покупкой товара дистанционно, на неустойку рассчитывать не приходится, т.к. из буквального толкования п. 5 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей следует, что предусмотренные ст. 18-24 этого же закона последствия могут быть применены лишь в случае продажи товара ненадлежащего качества.
В конце расскажу свою историю возврата товара надлежащего качества на wildberries. Это были кроссовки, я торопилась и не проверила комплектность. Померив одну из пары, которая меня устроила, вторую я даже не смотрела. Дома обнаружила, что кроссовки разного размера, левый 38, а правый 40. В пункте выдачи принять возврат отказались, предложив оформить возврат по браку, но т.к никакого брака на кроссовках не было, продавец отказывался принимать заявку, мотивируя это тем, что нужно было проверять товар при получении. Пришлось отправить официальную претензию в адрес wildberries, буквально на следующий день заявка на возврат была одобрена и я вернула свою "непару".
Знайте свои права и удачных вам покупок!

Вам приходилось сталкиваться с такой ситуацией при покупке товаров дистанционно?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: