МУЗЫКА БЕЗ ЛЮДЕЙ - Нейронные сети составляют саундтрек будущего

Он просто хочет играть...
В последние несколько лет тема искусственного интеллекта (ИИ) также является предметом оживленных дискуссий за пределами научного сообщества. Этому способствовали последние разработки в области так называемых нейронных сетей, которые проливают свет на концепцию глубокого обучения в тех областях, в отношении которых мы, люди, долгое время считали, что обладаем безоговорочной автономией. Все началось с первых шахматных компьютеров, которые изначально реагировали, следуя запрограммированным правилам «если-то» и выбирая наиболее подходящий доступный ход. Долгое время компьютер знал, упрощенно говоря, то, что знали его люди-программисты, и мог обрабатывать эту информацию в лучшем случае быстрее. Между тем, нейронные сети также способны «придумывать» собственные ходы по доменам (т.е. не только конкретно связанные с конкретной игрой): в декабре 2017 года программа AlphaZero преуспела в течение 24 часов, просто зная правила и играя неоднократно против себя, чтобы приобрести сверхчеловеческие навыки в трех самых сложных играх (Шахматы, Сёги и Го).
Настоящее искусство не подчиняется никаким правилам, не так ли?
Игры, какими бы интеллектуально сложными они ни были, имеют одну общую черту: они следуют четким правилам. Это делает их предсказуемыми. До сих пор самой большой проблемой для создателей искусственного интеллекта было проникновение в области, которые очень просты для человека, но которые, в дополнение к очень сложным правилам, требуют кажущихся неосязаемыми и типично человеческими явлений, таких как интуиция или воображение, таких как распознавания лиц и речи или с творческими достижениями. В последнее время здесь произошло что-то новаторское. Любой, кто был ненадолго отвлечен белкой в саду после первых, довольно ухабистых попыток заставить компьютеры играть музыку, теперь также будет затронут в области композиции:
Музыка, написанная искусственным интеллектом самостоятельно! Однако действительно удивительно то, что она неотличима от музыки, написанной людьми — по крайней мере, это обещание служит непреодолимой приманкой, этот факт еще толком не исследовался. «FlowMachines» (за этим стоит Исследовательская лаборатория SONY CSL) предлагает три песни, написанные искусственным интеллектом, чтобы помочь вам сформировать собственное мнение, самая популярная из которых («Daddy's Car») — приятное радио-поп-заголовок, основанное на стиле Битлз
При этом возникло недоразумение, которое, с одной стороны, намеренно подогревалось жаждой сенсаций, но и свидетельствовало о том, насколько тесно эти две составляющие переплетаются в воображении многих людей: Многим читателям статей, опубликованных на эту тему, кажется, предположить, что все, что они слышат, касается созданного ИИ, но это не так. В этом случае только композиционное достижение ложится на «компьютер», который был обучен определенному музыкальному стилю, используя наборы данных из существующих музыкальных произведений. Над аранжировкой, вокалом и текстами также работали вполне человеческие личности. Тем не менее, уже есть программы, которые на самом деле производят полные песни и готовую к воспроизведению музыку. К примеру уже известной нейросети "Mubert" использование искусственного интеллекта как в музыке так и вокале . Пример композиции можно прослушать на канале "P L A Y M" в композиции - Dilemma (Диле́мма) трек 5
Блэк-метал, мат-рок и эстетика музыки, созданной искусственным интеллектом
Большая часть современной поп-музыки использует очень четкий набор возможных последовательностей аккордов, а именно те, которые мы воспринимаем как «красивые». Это обстоятельство позволяет обучать алгоритмы глубокого обучения в виде числовых значений, сочетания тонов которых обычно воспринимаются как гармоничные. Эти правила также применимы ко многим стилям металла, будь то распевание арий или рев одинокого оленя. Это усложняется только с жанрами, которые могут опираться на гораздо более широкий диапазон комбинаций тона и ритма, которые считаются приемлемыми, например, джаз. Тоже давно работает. Как насчет блэк-метала? Зак Буковски и Си Джей Карр в своей статье «Генерация блэк-метала и математического рока: за пределами Баха, Бетховена и Битлз» описывают, что они создали следующий альбом, используя нейронную сеть с бесчисленными небольшими звуковыми файлами нью-йоркской экстремальной метал-группы, накормленной KRALLICE. Кстати, художник, стоящий за обложкой альбома, тоже из таких сетей.
Блэк-метал, мат-рок и эстетика музыки, созданной искусственным интеллектом
Большая часть современной поп-музыки использует очень четкий набор возможных последовательностей аккордов, а именно те, которые мы воспринимаем как «красивые». Это обстоятельство позволяет обучать алгоритмы глубокого обучения в виде числовых значений, сочетания тонов которых обычно воспринимаются как гармоничные. Эти правила также применимы ко многим стилям металла, будь то распевание арий или рев одинокого оленя. Это усложняется только с жанрами, которые могут опираться на гораздо более широкий диапазон комбинаций тона и ритма, которые считаются приемлемыми, например, джаз. Тоже давно работает. Как насчет блэк-метала? Зак Буковски и Си Джей Карр в своей статье «Генерация блэк-метала и математического рока: за пределами Баха, Бетховена и Битлз» описывают, что они создали следующий альбом, используя нейронную сеть с бесчисленными небольшими звуковыми файлами нью-йоркской экстремальной метал-группы, накормленной KRALLICE. Кстати, художник, стоящий за обложкой альбома, тоже из таких сетей.
Долгосрочные композиционные прогрессии и быстрые смены сюжетов, типичные для этого жанра, могут быть имитированы нейронной сетью, сложность которой даже превышает сложность сети распознавания речи. Два разработчика были приятно удивлены получившейся уникальной красотой музыки ИИ:
«Хотя мы действительно хотим добиться реалистичного воссоздания исходных данных, мы были в восторге от эстетического качества их несовершенств. Сольные певцы превратились в пышный хор призрачных голосов, рок-группы превратились в кубистический джаз, а пересечение нескольких записей превратилось в сюрреалистическую звуковую химеру. Художники-первопроходцы могут воспользоваться этим, так же как они используют винтажный звук аналогового шума в постановках».
Венец творения... творения
Нам, пользователям, решать, рассматривать ли грядущие технологии как унижение или как возможность. Понимание продукта человеческого творчества как творческого состязания может – помимо надутых губ некоторых встревоженных пациентов – быть еще и как раз тем насущно необходимым порывом, который снова насытит музыкальный ландшафт кислородом. Может быть, потому, что мы решили, что ИИ — лучший музыкант, или, что более вероятно, потому, что он открывает целые вселенные новых возможностей для музыкальных продюсеров.