А что вы тут делаете? Кино то уже закончилось.
Такими словами могли радостно встречать недоброжелатели в кулуарах, знаменитого советского сценариста и режиссера Элема Германовича Климова после скандального внеочередного съезда Союза кинематографистов СССР в 1988 году, когда "группа Михалкова" обвинила в своих творческих неудачах членов правления. Более старшие товарищи, жаждавшие и раньше порулить, поставили в личную вину первому секретарю правления Климову, то, что он допустил к прокату фильмы: "Асса", "Взломщик", "Воры в законе", "Игла", "Маленькая Вера", "Меня зовут Арлекино", "ЧП районного масштаба", как продукцию антисоветской направленности. Элем Германович, всегда отличавшийся твердостью духа, без сожаления, подал в отставку. Произнесенное, стало пророчеством, ибо, вышедшая на экраны, в этом же году военная драма "Иди и смотри", стала последней. Климов до конца жизни ничего более не срежиссировал, хотя силы и желание еще были. 9 июля Элему Германовичу могло бы исполниться 90. Учась в МАИ, студент Климов принимал активное участие в творческой работе студии ВУЗа, спектакли и капустники которой, по качеству могли соперничать с профессиональными театрами столицы. На ее сцене оттачивали мастерство будущие писатели-сатирики - Михаил Задорнов и Лион Измайлов. Познали первый творческий успех - Армен Григорян (группа "Крематорий") и Максим Покровский ("Ногу свело!"). Отработав в НИИ, положенные 3 года, Климов ушел в Гостелерадио, а затем решил поступать во ВГИК. Познавая мастерство на курсе Ефима Дзигана, посещал лекции и других мэтров советского кинематографа, в частности, Михаила Ромма, который отметил, что уроженец Сталинграда Климов, такой же несгибаемый, как и малая родина. Но принципиальность и щепетильность дорого обойдутся будущему режиссеру в "террариуме единомышленников", что были не столь разборчивыми в добывании средств на свои фильмы, особенно в 90-е годы. Сняв всего 11 документальных, короткометражных и полномасштабных картин, почти всегда, при выпуске, имел проблемы с цензурой, пытавшейся нещадно их резать. Уже дипломный проект заинтересовал КГБ, считавшим, что там высмеивается сам Хрущев с его провальной политикой повсеместного внедрения кукурузы. И если бы не снятие Никиты Сергеевича, то "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён" отправили бы "на полку", как и поступили с "Агонией". Недружелюбно критики встретили и "Похождения зубного врача", имевшего ограниченный прокат.
Одним из главных событий в жизни Элема Германовича стало знакомство и женитьба на Ларисе Шепитько, что успела снять 7 картин. Ее гибель во время работы над "Прощанием с Матёрой" стало потерей не только для семьи, но и для всего советского кинематографа, потому искреннего, неповторимого и серьезного кино так не хватало в СССР. Климов, несмотря на раздавленное состояние, закончил этот фильм.
Элем Германович считал, что государство обязано заботиться о сохранении культуры и поддержании того же кинематографа. Но при Ельцине об этом, как то забыли. А просить о спонсорстве бандитов, бывших секретарей партии и комсомола, ставших владельцами банков и совместных предприятий, занимавшихся контрабандой, режиссер не желал, своим жестким принципам, никогда не изменяя. Об экранизации русской классики, что вынашивалась годами, пришлось забыть навсегда.