Что рисует ваш ребёнок? Разберем все параметры
Что рисует ваш ребёнок?
Родителям всегда интересно увидеть первые самостоятельные попытки своего крохи изобразить что-то на бумаге. Детский рисунок говорит о многом, при этом учитывать надо буквально всё: выбор цвета, размеры нарисованных фигурок, расположение на листе, важно также и то, что ребёнок рассказывает про свой рисунок.

Рисунок ребёнка оценивается по многим параметрам.
Для начала отметим размер и расположение предметов на рисунке. И слишком большие, и слишком маленькие фигуры должны насторожить.
Когда ребёнок уверен в себе и спокоен, изображения не заполняют весь лист и не располагаются сиротливо в уголке. Очень большие, также как и очень маленькие фигуры свидетельствуют о скрытой агрессии, слишком маленькие - о неуверенности, одиночестве и страхе. Если ребёнок чрезмерно тревожен - это заметно и без рисунка, но иногда детские рисунки спокойного внешне ребёнка - настоящая выставка страшных монстров. Вполне возможно, что ребёнок просто изображает персонажей каких-то мультиков, Вы сможете понять это, попросив его рассказать о чудищах подробнее. Если детские рисунки весёлые и яркие, это тоже не повод для спокойствия, особенно, если ребёнок часто капризничает и нервничает. В этом случае ребёнок как бы старается убежать от неприятностей в «нарисованный» яркий мир, так как реальный мир ему некомфортен.

Правый верхний угол - сфера будущего, нижний левый угол - сфера прошлого.
Очень важно, что изображено на этих участках листа, какие фигуры: добрые или злые, может быть, это члены вашей семьи. Стоит расспросить ребёнка, что он думает об изображениях в этих местах. Эта информация подскажет Вам, чем интересуется ребёнок в данный момент, чем заняты его мысли, комфортно ли он себя чувствует в семье или его что-то тревожит или тревожило в прошлом.
Следующий немаловажный аспект диагностики - это цвет рисунка. Итак, посмотрим внимательно на рисунок ребенка.

Когда рисуют дети, то стараются использовать всё многоцветие палитры, как бы играют с цветом.
Для двухлеток характерно то, что они выбирают один какой-то цвет и используют его постоянно, беспокойство родителей в данном случае неоправданно. В этом возрасте это нормально. Став старше, ребёнок становится свободнее в выборе цвета, при этом важно сочетание цветов, которое он выбирает, каждый цвет несёт какой-либо смысл, например, сочетание красного и чёрного - свидетельство агрессивности, а зелёного и синего - спокойствия и уравновешенности.
Чтобы понять, что рисует Ваш ребёнок, поговорите с ним о его рисунке, но не задавайте прямых вопросов, главным в диалоге должен быть ребёнок.

Никогда не делайте никаких критических замечаний, Ваши вопросы должны помочь ребёнку раскрыться.
- 1. Что чувствуют люди или фигуры на рисунке ребёнка? Ответ поможет понять, какие чувства и переживания есть у самого малыша.
- 2. Что могли бы сказать твои персонажи друг другу, если бы умели разговаривать? Такой вопрос поможет ребёнку сформулировать чувства, которые он испытывал, создавая рисунок.
- 3. Можно мне спросить у дома, маленького мальчика, кошки, собаки кое-что? Дав возможность ребенку отвечать за своих героев, вы лучше поймёте его страхи и переживания.
Чтобы детский рисунок смог рассказать многое о ребёнке, он должен быть спонтанным - это обязательное условие.
Предоставьте ребёнку выбор времени, размеров листа, карандашей, красок. Второе важное условие – доверительное общение с ребёнком. Если Вы раздражены, поглощены рабочими или домашними проблемами, диагностику лучше не начинать, иначе результат будет расходиться с действительностью.
Спасибо за информацию!
Параметры оценки рисунка ребёнка могут включать:
1. Композиция: как элементы на рисунке расположены, есть ли баланс и гармония в композиции.
2. Пропорции: правильное изображение объектов в соответствии с их реальными пропорциями.
3. Линия: качество и четкость линий, правильность их использования для создания форм и контуров.
4. Цвет: выбор цветов и их сочетание, использование цвета для создания настроения или выделения объектов.
5. Детали: наличие деталей и их точность в отображении объектов.
6. Творческий подход: оригинальность и уникальность идеи, индивидуальный стиль и выражение личности через рисунок.
7. Возрастные особенности: учитывается развитие мелкой моторики, способности к восприятию и передаче пространства и объема, использование символических образов и т.д.
8. Техническое исполнение: аккуратность, чистота и уверенность в рисунке, использование различных техник рисования (например, карандаш, мелки, акварель и т.д.).
9. Выражение эмоций: способность передавать эмоции и настроение через рисунок.
10. Соответствие заданию: если рисунок создан в рамках определенного задания или темы, учитывается его соответствие этому заданию.
Нельзя делать выводы из одного рисунка, нужно анализировать несколько. И с ребёнком надо обязательно поговорить о том, что он рисовал. Можно дать ему тему ( «Нарисуй нашу семью», «Нарисуй мальчика или девочку», «Нарисуй животное»). Можно анализировать и рисунки «на свободную тему».
Детский рисунок намного сложнее, чем может показаться. Как провести правильный анализ и о чём рисунок может рассказать разбор психологии детского рисунка. Возрастные особенности детского рисунка