ООО "Дубинин & партнеры" / Юридический консалтинг
ООО "Дубинин & партнеры" / Юридический консалтинг Подписчиков: 1193
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 9603

Франшиза – что это такое

21 дочитывание
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 1,05 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Франшиза – что это такое

Франшиза – это готовая схема бизнеса, доступ к которой можно получить за определенную плату. Она включает комплекс технологических и организационных наработок существующего бренда, который нельзя менять в процессе использования.

Франшиза предполагает копирование

  • Технологий и производственных процессов.
  • Корпоративного стиля.
  • Схем управления персоналом.
  • Объектов интеллектуальной собственности.
  • Товарных знаков и логотипов.

Предприниматели, намеренные работать по лицензии франчайзинга, обязаны придерживаться жестких правил. Права и обязанности сторон прописываются в договоре. Подписывая этот документ франчайзи (покупатель франшизы) обязуется вести бизнес в соответствии с принципами и нормами, принятыми франчайзером – создателем и владельцем франшизы.

Работа по франшизе связана с ведением бизнеса на основании определенных стандартов. Несоблюдение концепции, навязанной франчайзером, может привести к наложению финансовых санкций.

После подписания договора франчайзи получает от владельца франшизы помощь в развитии бизнеса и первоначальную информационную поддержку. Однако он не становится владельцем торговой марки.

Франчайзер предоставляет пользователю франшизы

  • Техническую документацию.
  • Производственные мощности.
  • Оборудование.
  • Доступ к коммерческой тайне.

Франчайзер делится своим брендом и опытом работы в отрасли, а взамен получает долю от прибыли, которая образуется в процессе деятельности покупателя франшизы. Каждый бренд устанавливает размер роялти исходя из собственной ценовой политики. К тому же владельцы франшизы требуют паушальный взнос – одноразовую выплату за выход на рынок под маркой франчайзера.

Виды франшизы

Франчайзер может предоставлять как товары, так и услуги. В зависимости от продукта франшизы бывают двух видов.

Коммерческая франшиза

В рамках этой бизнес-модели франчайзи продает товары, предоставленные франчайзером. Речь идет о коммерческой деятельности, основанной на продуктах, поставляемых или изготавливаемых владельцем франшизы.

По коммерческой франшизе организовывается продажа:

  • Косметики.
  • Бытовой химии.
  • Пищевых продуктов.
  • Промышленных товаров.
  • Одежды, обуви и аксессуаров.

Подвидом коммерческой франшизы является франшиза условного депонирования. Ее суть заключается не в покупке товаров, а в их залоге. Продукты остаются собственностью франчайзера до тех пор, пока они не будут проданы. Франчайзи в этой модели является торговым агентом, а его заработок зависит от стоимости и количества реализованной продукции.

Сервисная франшиза

В случае сервисной франшизы франчайзи получает доступ к технологиям, а не к продуктам. Товары производятся и реализуются на основании разработок франчайзера.

Популярными сферами применения сервисной франшизы являются:

  • Банковское дело и финансы.
  • Образование.
  • Пищевая промышленность.
  • Отрасль транспортных перевозок.
  • Строительство.
  • Косметология и медицина.
  • Туризм.
  • Юридическая франшиза

Франчайзеры берут на себя обучение персонала. Франчайзи пользуются готовыми рецептами, программным обеспечением, уникальными разработками, технологиями и механизмами организации трудового процесса, которые разработаны владельцем франшизы.

Организация франчайзинговой системы

Юридическое регулирование франшизы зависит от условий договора. С точки зрения системной организации франчайзинг можно разделить на несколько типов.

Прямая франшиза

Самый простой и популярный способ начать бизнес по франшизе. Он заключается в подписании договора, по которому франчайзер обязуется контролировать, консультировать и обучать сотрудников франчайзи.

Множественная франшиза

Усложненный способ организации франчайзингового бизнеса, при котором франчайзи обязуется создавать новые точки продаж. Франчайзер предоставляет партнёру эксклюзивное право работать на определенной территории. В договоре указывается точное количество торговых точек, которые должен открыть франчайзи.

Мастер-франшиза

В рамках этой системы франчайзи имеет исключительное право на заключение договоров субфранчайзинга с третьими лицами — сублицензиатами. Лицензиат может развивать собственную сеть партнеров по франчайзингу. К тому же пользователь мастер-франшизы может рекомендовать изменения в работе системы и внедрять их.

Заключив договор, покупателю франшизы не придется беспокоиться о продвижении своей компании. Франчайзи получает стартовый пакет, который позволит развивать бизнес на основе проверенного плана.

В пакет франшизы входит

  • Торговая марка – это один из основных элементов, ради которого многие решают начать бизнес по франшизе. Завоевание доверия среди клиентов является длительным и трудоемким процессом. Имея возможность продавать товары и предоставлять услуги под логотипом известного бренда, франчайзи экономит время и упрощает процесс привлечения потребителей. Использование товарного знака допускается на основании и на условиях лицензии, выданной владельцем.
  • Техническая и организационная документация – это совокупность знаний и информации о том, как вести бизнес. Владелец франшизы передает лицензиату весь спектр знаний, необходимых для успешной деятельности. Руководство содержит все нормы, правила и функции, которые должен выполнять франчайзи по отношению к франчайзеру.

Услуги, предоставляемые в рамках договора франшизы, как правило, включают набор обучающих программ и курсов. Франчайзи получают в свое распоряжение образцы договоров, каталоги товаров и решения по внедрению корпоративного стиля. Стороны договора разделяют ответственность за проблемы с качеством выпускаемой по франшизе продукции, поэтому франчайзеры предлагают помощь в случае возникновения трудностей с ведением бизнеса.

Преимущества и недостатки франшизы

Хотя франшиза может показаться идеальным решением для начинающих предпринимателей, на самом деле эта бизнес-модель не лишена недостатков. Прежде чем начать бизнес по франшизе, нужно взвесить все за и против.

Преимущества франшизы

  • Минимизация рисков.

Открытие бизнеса по франшизе означает присоединение к сети авторитетной компании. Ведя дела под известным брендом, франчайзи сталкивается с гораздо меньшим риском, чем в случае развития предприятия с нуля.

  • Использование проверенной бизнес-системы.

Франчайзер передает права на реализацию проверенных механизмов ведения бизнеса. Доступные по лицензии товары и услуги высоко ценятся потребителями, а технические разработки проверяются другими предпринимателями.

  • Поддержка со стороны франчайзера.

Владелец франшизы заинтересован в максимизации прибыли. Он поможет найти лучшее место для офиса или магазина, проведет тренинги и курсы для персонала, а также протянет руку помощи в случае возникновения проблем. Чем больше заработает франчайзи, тем выше будет доход франчайзера.

  • Минимальные расходы на рекламу.

Франчайзи присоединяется к сети, которая хорошо известна потребителям, поэтому расходы на рекламу снижаются. Бизнес будет узнаваем среди клиентов с самого начала.

  • Развитая система доставки.

Покупателю коммерческой франшизы не нужно беспокоиться о доставке продукции. Обо всем позаботится франчайзер.

Франчайзи останется только забрать товар и подтвердить его получение. Кроме того, закупочные цены у франчайзера обычно выгоднее, чем у обычных поставщиков.

Компании, работающие по франчайзинговой модели, имеют гораздо меньший процент банкротств, чем бизнес, основанный с нуля. Закрытие одного из филиалов никак не сказывается на работе остальных. К тому же среднестатистический покупатель не задумывается о схеме работы таких предприятий. Для потребителя франшиза является единым брендом.

Недостатки франшизы

  • Стоимость.

Хотя открытие предприятий по франшизе является гораздо менее рискованным решением, чем запуск собственного бизнеса, первоначальных инвестиций избежать не удастся. Для заключения сделки с франчайзером понадобится сделать первый взнос. Аренда помещения, наем персонала и оплата коммунальных услуг также ложится на плечи франчайзи. Не говоря уж о том, что придется постоянно платить роялти.

  • Неспособность построить свой собственный бренд.

Франчайзи практически не имеет влияния на технологии производства и продажи продуктов. Покупатель франшизы не развивает свой бизнес, а только расширяет чужой, являетесь лишь владельцем одного филиала.

  • Срок действия договора.

Франшиза заключается на определенный период времени. После окончания срока действия договора франчайзер может отказаться от сотрудничества или изменить условия сделки.

  • Ошибки франчайзера.

Иногда франчайзер вносит в систему неоправданные и нецелесообразные изменения, которые могут негативно сказаться на работе франчайзи. Такие ошибки провоцируют дополнительные расходы.

  • Контроль.

Проблемы в работе могут привести к ухудшению имиджа и падению спроса на продукты, поэтому франчайзер контролирует участников франшизы. Франчайзи несет ответственность за управление бизнесом. В случае нарушения условий договора предусмотрены штрафные санкции.

Плата за франшизу отталкивает предпринимателей, которые хотели бы воспользоваться этой бизнес-моделью. Финансовые условия прописываются в договоре. Они определяют, как и какие сборы должен платить франчайзи. Роялти может составлять фиксированную сумму или процент от выручки за определенный период. В любом случае выплаты нужно вносить регулярно, иначе договор будет расторгнут.

Некоторые франшизы идут на уступки. Например, франчайзер может предоставить услуги в кредит или предложить отсрочку платежей по роялти на несколько месяцев.

Франчайзи, которые перевыполняют план по получению прибыли, могут рассчитывать на скидки и поощрения.

1 комментарий
Понравилась публикация?
8 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юридическая фирма ООО "Дубинин & партнеры" / Юридический консалтинг
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Это не цензура: Блогеров могут обязать публиковать патриотическую и социальную рекламу. Поддерживаете?

Реклама, которая двигатель торговли, без всякого нашего желания стала неотъемлемой частью жизни. Здесь крутятся огромные деньги, так что заинтересованных господ очень много. Карякин объяснил,...
02:04
Поделитесь этим видео

Депутат Боярский: Telegram в России пока блокировать не планируют, но есть одно важное условие

Депутат Госдумы Боярский решил "успокоить" россиян и высказался о перспективе блокировки Telegram в России. По заявлению нардепа на сегодняшний день таких планов пока нет, но это только пока. Причиной того,

Домодедово в доход государства: аэропорт изъяли – Каменщик и Коган в нокауте!

Домодедово – жемчужина небес Москвы – ушло государству в 2025-м, как трофей в руках Генпрокуратуры! 🔥 Владельцы Дмитрий Каменщик (Турция, ОАЭ) и Валерий Коган (Израиль) вывели 18 млрд прибыли в офшоры,...

Это не цензура: Блогеров могут обязать публиковать патриотическую и социальную рекламу. Поддерживаете?

Реклама, которая двигатель торговли, без всякого нашего желания стала неотъемлемой частью жизни. Здесь крутятся огромные деньги, так что заинтересованных господ очень много. Карякин объяснил,...
02:04
Поделитесь этим видео

В Казани скончалась 9-летняя девочка, на которую по дороге из школы напала стая бездомных собак

Сегодня из Казани пришла печальная новость. Школьница, на которую напала стая бездомных собак, скончалась. За жизнь 9-летней девочки врачи боролись 20 дней, но травмы оказались слишком серьёзные,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы