Сцена секса с Киллианом Мерфи и Флоренс Пью в фильме «Оппенгеймер» стала последней мишенью индийских индуистских националистов.
Нью-Дели
Последний блокбастер Кристофера Нолана «Оппенгеймер» вызвал полемику среди правых индуистов в Индии, некоторые призывают к бойкоту и требуют убрать сексуальную сцену в которой главный герой произносит известную фразу из священного писания религии.
Фильм рассказывает историю атомной бомбы через призму ее создателя Роберта Оппенгеймера, а рассматриваемая сцена изображает актера Киллиана Мерфи, играющего главную роль, занимающегося сексом с Флоренс Пью, которая играет его возлюбленную Джин Тэтлок.
Пью останавливается во время полового акта, берет копию Бхагавад-гиты, одного из самых священных писаний индуизма, и просит Мерфи прочитать ее.
«Теперь я стал Смертью, разрушителем миров», — говорит персонаж Оппенгеймера, когда они возобновляют общение.
Эта сцена вызвала возмущение среди некоторых правых групп: политик из индийской индуистско-националистической партии Бхаратия Джаната (БДП) назвал фильм «тревожной атакой на индуизм» и обвинил его в том, что он является «частью более крупного заговора антииндуистских сил».
В субботнем заявлении уполномоченный по информации Индии Удай Махуркар назвал происходящее «прямым нападением на религиозные убеждения миллиарда толерантных индусов», сравнив это с «войной против индуистской общины».
Он добавил: «Мы считаем, что если вы уберете эту сцену и сделаете все необходимое, чтобы завоевать сердца индусов, это будет иметь большое значение для того, чтобы заявить о себе как о чувствительном человеке и подарить вам дружбу с миллиардами хороших людей».
Фильм был хорошо принят в большинстве районов Индии, где в 1974 году было проведено первое ядерное испытание, критики дали ему восторженные отзывы, а люди стекались в кинотеатры, чтобы посмотреть его.
«Оппенгеймер» собрал более 3 миллионов долларов в первые выходные в стране, согласно местным сообщениям, больше, чем долгожданная «Барби» режиссера Греты Гервиг, которая вышла в тот же день и собрала чуть более 1 миллиона долларов.
Совет по кинематографии Индии присвоил фильму «Оппенгеймер» рейтинг U/A, который зарезервирован для фильмов, содержащих умеренные темы для взрослых и которые могут смотреть дети до 12 лет под присмотром родителей. Запретов на фильм пока нет ни в одном из штатов и союзных территорий страны.
«Смена тона»
Это не первый случай, когда правые индуисты обижаются на фильмы, телевизионные шоу или рекламные ролики за то, что они изображают индуизм. Некоторые из них были бойкотированы или даже вытеснены из эфира из-за протестов консервативных и радикальных групп.
В 2020 году Netflix (NFLX) вызвал резкую негативную реакцию в Индии из-за сцены из сериала «Подходящий мальчик», в которой индуистская женщина и мужчина-мусульманин целуются в индуистском храме. В том же году индийский ювелирный бренд Tanishq отозвал рекламу с изображением межконфессиональной пары после критики в Интернете.
Между тем, аналитики и кинокритики говорят, что тон некоторых индийских фильмов изменился: националистические и исламофобские нарративы получили поддержку многих в Индии, а также БДП.
В прошлом году фильм режиссера Вивека Агнихотри разгромил кассовые сборы фильма «Кашмирские досье», основанного на массовом исходе кашмирских индусов, спасавшихся бегством от жестоких исламских боевиков в 1990-х годах, поляризовавших Индию, причем одни приветствовали фильм как «выворачивающий кишки» и «правдивый», а другие критиковали его за исламофобию и неточность.
Аналогичным образом, выпуск в этом году фильма «История Кералы» о девушке-индуистке, которую соблазнили присоединиться к ИГИЛ*, разозлил критиков, назвавших его пропагандистским фильмом, демонизирующим мусульман.
Перед выпуском «Оппенгеймера» Мерфи сказал, что готовился к прочтению Бхагавад-гиты.
«Я подумал, что это абсолютно красивый текст, очень вдохновляющий», — сказал он в интервью индийскому кинокритику Сучарите Тьяги. «Я думаю, что это было утешением для него [Оппенгеймера], он как бы нуждался в этом, и это давало ему большое утешение на протяжении всей его жизни».
Оппенгеймера, известного как «отец» атомной бомбы, привлекал индуизм и его учения. Полиглот и эрудит, он выучил несколько языков, включая санскрит.
Выступая перед интервьюерами через два десятилетия после того, как 16 июля 1945 года произошел первый в мире ядерный взрыв «Тринити», Оппенгеймер сказал: «Мы знаем, что мир уже не будет прежним. Кто-то смеялся, кто-то плакал, но большинство молчало».
Он сказал, что помнит строчку из Бхагавад-гиты: «Теперь я стал Смертью, разрушителем миров».
Эта фраза используется в фильме несколько раз, в том числе во время сцены секса.