"Восхождение и спад: исторический обзор правового регулирования национализации и приватизации в России"

6 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,30 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Правовое регулирование процессов национализации и приватизации в России оказали крайне значительное влияние на законодательство того периодов, в котором они проходило. Национализация — это процесс, сопряжённый с переходом имущества частных лиц в государственную собственность. В соответствии со ст. 235 ГК РФ имущество, находящееся в собственности граждан и юридических лиц, может быть обращено в государственную собственность (национализация) на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ. Согласно данной статье в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством.

Спорные ситуации об убытках разрешаются в юридической плоскости то есть в судебном порядке. Разновидности направлений закона в юридической плоскости относительно различных видов имущества и имущественных отношений охватывают большой объём собственности. Так в статье указываются отношения, которые возникают при отчуждении собственности и на которые действия закона не распространяется, это: жилые помещения; государственные резервы; природные ресурсы; имущество, в отношении которого принято судебное решение; земли, за исключением участков, на которых расположены объекты недвижимости; имущество РФ, находящееся за пределами территории страны; имущество, в отношении которого предусмотрены международные договора и т.д. Необходимо заметить, что те или иные ситуации национализации подлежат рассмотрению в индивидуальном порядке и не могут быть общеупотребимы в любой ситуации.

В прошлом веке в России произошли значительные изменения в сфере собственности и управления ею. Национализация и приватизация имели огромное влияние на законодательство и общественное сознание. Они вызвали как положительные, так и отрицательные последствия для всех людей, независимо от их роли в этих процессах. Характеристики этих явлений разнятся от автора к автору и зависят от их субъективного мнения. Проблемы прав собственности всегда актуальны в любой стране, и различия между экономическими классами и их правами могут различаться как внутри страны, так и между странами. Проблемы приватизации и национализации особенно остры в периоды экономической нестабильности, изменений в общественно-экономической структуре и революционных изменений в обществе.

Таким образом, национализация, прошедшая под руководством правительства большевиков после прихода к власти в 1917 году, национализировала у граждан всех экономических классов различные виды собственности (земель, домов, заводов, мастерских, магазинов и пр.). Что привело к фундаментальным сдвигам в сознании современников этих процессов. Это было изменение миропонимания в широких массах населения. И, с другой стороны, государство стало играть совсем другую роль в жизни каждого человека. В новой экономический ситуации, когда государство контролирует всю или большую часть производительных сил, его роль уже видится не как регулятора экономики, а как прямого инициализатора экономических процессов. В таком государстве процессы формирования экономических инициатив идёт сверху от центральной власти вниз, на места осуществления хозяйственной и финансовой деятельности. Так же была поведена национализация собственности низложенного Российского императора и членов бывшего императорского дома. В качестве отправной точки послужил - Декрет "О национализации имущества низложенного Российского императора и членов бывшего императорского дома"

Это было связано скорее не с политической целесообразностью, а скорее с фактической неспособностью отречённого царского правительства и семьи вести эффективную хозяйственную деятельность в своей огромной по меркам начала 20-го века собственности. А собственность была различной, начиная от владения шахтами и различного видами производств, до владения сельскохозяйственной землёй. Всё из этого было фактически не способно вести хозяйственную деятельность по старому образцу дореволюционного периода. Связанно это было и с общей политикой пришедших к власти большевиков ставивших своей главной задачей в экономике – обобществление средств производства и устранение частного капитала, это всё проходило с позиций: классовой борьбы; революционной необходимости; концентрации ресурсов для ведения войны как внутренней, так и внешней в той ситуации в которой оказалось правительство большевиков 1917 году. Однако национализация не была одномоментным событием в экономике – это был долгий процесс, вступавший в конфронтацию как с устоявшимися системами управления собственностью, так и с предыдущими классами, владевшими этой собственностью (буржуазия, землевладельцы и т.д.) которые были не заинтересованы в передаче свой собственности новому правительству, которое их видело своими классовыми врагами и официально это постулировало.

Процесс национализации проходил по-разному в различных регионах страны. Если наличие установленных законом норм о национализации было принято, то его исполнение саботировалось и не исполнялось в должной мере на начальном этапе. Как указывалось ранее противостояли большевикам обширные круги буржуазии, бывшие землевладельцы и т.д.

Так, концепция национализации не ставила своей задачей уничтожение капиталистической хозяйственной связи, а ставила задачу объединить в общенациональном масштабе и вывести это в новую форму функционирования капитала. Это во многом предопределило экономическую политику большевиков на начальном этапе – не разрушение экономических связей капиталистических предприятий, а наоборот усиление их взаимосвязей внутри одной системы. В данном случае рассматривать изменение в экономике не стоит понимать как фундаментальное изменение в форме и методах осуществления хозяйственной деятельности, а как изменение в распределении богатств, прибавочного продукта по итогу деятельности. Так, старая рыночная экономика дореволюционного периода по форме и методах производства от новой не отличалась. Отличия крылись в другом: усиление взаимосвязей между предприятиями; укрупнение финансовых институтов; усиление контроля со стороны государства; появление рабочего контроля. Это был своеобразный симбиоз различных по своей деятельности предприятий, но связанных друг с другом единой производственной целью. В этом состоянии контроль над капиталом должны были осуществлять трудящиеся (пролетариат) участвующие непосредственно в государственной деятельности. В трудящихся большевики видели своих главных защитников и сторонников революционных завоеваний. Тех, кто будет проводить политику на местах в жизнь.

Следует заметить, что Важной вехой стали мероприятия по национализации банков, проведение Декрета о земле, национализация промышленности, введение монополии внешней торговли. В данном процессе так же были предприняты попытки буржуазии, капиталистов сопротивляться национализации. Но это вызывало обратный эффект, большевики, встречая наибольшее сопротивление начинали с большей устойчивостью проводить свою политику.

Главным инструментом, национализации был введение рабочего контроля. Проведение рабочего контроля упиралось в активное сопротивление буржуазии. Частные банки отказывались давать деньги с текущих счетов предприятиям, где был введён рабочий контроль. Это вызвало реакцию центральной власти, которая до этого не торопилась с национализацией в данном секторе, но объективные причины заставили действовать максимально решительно в кротчайшие сроки. Это потребовало и законодательное оформление для эффективной передачи данных учреждений в собственность государства. Так, 27 декабря 1917 года вышел Декрет ВЦИК о национализации банков.

Несмотря на столь резкое изначальное неприятие прошлыми собственниками частных активов, рабочий контроль виделся большевиками как рабочий инструмент давления и проведения свой политики на уровне конкретных хозяйствующих субъектов, вне зависимости банк ли это или крупное промышленное предприятие.

Таким образом, проходили фундаментальные сдвиги, на 1 июля 1918 г. у государства теперь имелось 513 национализированных крупных промышленных предприятий. Что показывает большие темпы первоначальной национализации. И при столь высоких темпах национализации СНК был принят “Декрет о всеобщей национализации крупной промышленности страны” 28 июня 1918 г. Результат себя не отставил долго ждать и в декабре 1918 года первый Всероссийский съезд Советов народного хозяйства констатировал, что «национализация промышленности является в основном завершенной». В ходе этого процесса отчуждения возникла объективная необходимость в осуществлении управления, были созданы инструменты для распоряжения данной собственностью со стороны государства.

По мере ухудшения экономической ситуации, изменения внутриполитического устройства позднего СССР и явно наметившегося процесса разложения бесклассового общества начались законодательные процессы, создавшие новое правовое поле под изменившейся экономической ситуацией. В ситуации, когда государственная командно-административная машина уже не могла осуществлять фактический и эффективный контроль за работой хозяйствующих субъектов начался процесс их передачи в частные руки. Этот процесс должен был решить ряд проблем в Российской экономики такие как: новые рабочие места и сохранение старых; эффективное хозяйствование субъектов на новых условиях рыночной экономики; уменьшение административного аппарата для управления экономикой; перераспределение богатств государства в частные руки, которые не приносили дохода; получение краткосрочного дохода бюджета за счёт продажи государственной собственности; получение долгосрочных доходов бюджета за счёт увеличения налогооблагаемое части экономики которая выходила из стагнации.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц.

Так, первым нормативным актом в этой области стал закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", принятый 3 июля 1991 года. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий. Так указ президента РФ "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 29 января 1992 года ввёл в юридическую плоскость ряд новых положений, раскрыл ряд механизмов перехода государственной собственности в частную. Это было только самое начало, подготовка правовой базы для будущей приватизации собственности государства, которой существовавшие тогда экономические инструменты правительства не могли эффективно управлять.

Во многом это было жизненной необходимостью в сложившейся ситуации, а не столько желанием властей просто избавиться от данной собственности. Государство владело обширными государственными активами, которыми было не способно самостоятельно распоряжаться в текущих реалиях. А также государству в срочном порядке требовались финансовые поступления в крайне дефицитный бюджет.

Начальный этап приватизации можно выделить на период с 5 июня 1992 по 1994 год, этот период получил название “ваучерного” или “чекового”. Параллельно с этим был принят в новой редакции “Закон о приватизации”, так 11 июня была готова государственная программа приватизации, именно она послужила там самым началом исполнения приватизационных начинаний правительства Ельцина Б.Н. Так, законодатель подготовил юридическую почву для перераспределение собственности государственных активов в частные руки. Этот процесс сопровождало введение указа от 14 августа 1992 года "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" подписанным президентов РФ. В ходе этой законодательной инициативы российские граждане получили в пользование ваучер стоимостью 10 тысяч рублей, а как следствие и право на распоряжение чеком. Всё это должно было уравнять граждан их в возможности получить часть того самого государственного пирога, который все делили. Но всё оказалось не так просто и радужно как выглядело на бумаге.

Треть владельцев ваучеров их продали, будучи не способными активно учувствовать в приватизационных процессах. На этом этапе львиная доля потенциальных “приватизаторов” отсеялась. Остальная часть распорядилась как им казалось более осмысленно. Но проблема крылась в деталях существовавшего приватизационного законодательства. Около 25 миллионов владельцев ваучеров вложили их в чековые инвестиционные фонды или ЧИФ, а также 40 миллионов в акции различных предприятий.

Проблема заключалась не в проработанности законодательства приватизационного периода. Многие номинальные возможности приватизации оказались ложными и для широких масс граждан национализация прошла мимо.

Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие чековые инвестиционные фонды обанкротились, и были ликвидированы. Рядовой гражданин не имел реальных шансов поучаствовать в рольном получении каких-либо доходных активов в свою собственность. Это было вызвано рядом факторов, начиная с низкой финансовой грамотности населения, нестабильной экономической ситуацией, когда одни предприятия существовали только на бумаге, а другие проводили реструктуризацию и сужали профиль хозяйственной деятельность хотя бы до минимальной окупаемости.

Следует заметить, что законодательство 1990-х годов было не способно позволить большинству чековых инвестиционных фондов, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций приоритетных и наиболее важных государственных предприятий. В период с 1991 по 1992 г. попало под приватизацию более 46,8 тыс. государственных предприятий, что являлось крайне крупной суммой активов государства, но это было только начало движения начатых процессов, так 1993 году их количество возросло до 88,6 тыс. что уже было огромным количеством за столько короткий срок и являлось собой началом новой экономической эры в России. А уже в 1994 году их число было доведено до 112,6 тыс. Эти изменения привели к существенному переходу экономики от планового типа (командного) к рыночной. И изменению имущественных прав граждан на обладание данными активами в своей собственности. Но на этом проблемы, связанные с неликвидными активами для государства, не исчезли. Государство всё ещё обладало существенными финансовыми активами.

Так начался переход ко второму этапу приватизации (денежному) он представлял из себя огромный пласт финансовых активов в собственности государства, которые значились на балансе государства, но с которыми не знали что делать. Ответом на это стал указ президента РФ от 22 июля 1994 года "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года".

Послуживший началом нового витка приватизации он открыл ряд возможностей перед правительством в процессе устранения долговых обязательств, которые не могли быть погашены, решения вопросов обанкротившихся организаций и т.д. В этот период правительство ставило целью усиления инвестиционной активности собственников приватизированных предприятий, крупных держателей пакетов акций. Главной целью была их структурная перестройка, и значительное увеличение доходной части государственного бюджета за счет приватизации. В этот процесс акционирования вовлекались определявшие производственный потенциал страны, крупные предприятия базовых отраслей экономики. На будущий период правительство обратило своё внимание на вопросы активов залоговых акций.

Следствием было подписание 31 августа 1995 года президентом указа "О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности". В конце того же года состоялись аукционные торги. Необходимо было обеспечить поступление недостающей дефицитной части бюджета. Решением было обратиться за помощью к залоговым аукционам. К моменту проведения аукционов, полученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий позволили получить в бюджет дополнительно 5,1 триллиона рублей. В ходе приватизационной политики данных этапов правительству удалось устояться на плаву. Однако в экономике намечались уже негативные тенденции. Многие предприятия, ранее ориентированные на плановую экономику, не видели возможностей для ведения эффективной деятельности с контрагентами в новых реалиях. Это выливалось в нежелание инвесторов вливать деньги в не эффективные предприятия, вынуждало правительство их продавать, по сути, за бесценок. Но даже при ликвидации или уничтожении таких предприятий государство теряло производство тех или иных видов товаров. Начался процесс лавинообразного развала хозяйственных связей во всех видах и типах промышленности, более не заинтересованные вести общее производство по единому плану они начали переквалифицироваться на производство более выгодных по тем меркам времени товарам. Начались массовые сокращения рабочих, уменьшение производственных баз предприятий. И всеобъемлющий экономический спад. Из этого можно сделать выводы, что даже приватизация государственных предприятий не позволила решить ряд фундаментальных проблем в экономике. Данные проблемы привели и к удручающим последствиям в общественной жизни в целом. Уменьшение роли государства в управлении экономикой привело и к уменьшению государственного аппарата управленцев. И привело к массовым сокращениям сотрудников бюджетных учреждений, так называемым “оптимизациям” расходов бюджета.

Более того, уменьшение заинтересованности предприятий вести широкую хозяйственную деятельность или не способность к таковой привело к ухудшению инвестиционного климата и без того находившегося в упадке. Это привело к устареванию средств производства существующих предприятий и так же к уменьшению их конкурентоспособности. Законодательные дыры в приватизации позволили получать государственную собственность не всегда честным путём с использованием коррупционных схем с заинтересованными лицами.

Таким образом, приватизация позволила на начальном этапе поправить финансовое положение правительства и избавиться от собственности, не подлежавшей эффективному управлению, являвшейся фактически “чемоданом без ручки”. Этот процесс создал новые экономические классы в стране, взявшие на себя ответственность за управление этими активами. Даже на низовом уровне приватизация привела к возможности появлению новых видов деятельности для бывших рабочих, это возможности вести малый бизнес, который только, что не давно был официально запрещён в СССР и приводил к появлению новой финансовой активности, и как следствие к пополнению государственного бюджета и появлению новых рабочих мест. Данные процессы привели к распределению богатств в стране. Данное распределению было редко пропорциональным и эффективным. Понадобилось много времени, чтобы вывести из кризиса экономику. Но данные приватизационные действия были одним из факторов, начавших этот процесс.

Как вы считаете, данные институты экономико-правовых отношений в государстве имеют право на существование и развитие?

Проголосовали: 0

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Подписаться
Донаты ₽

💞 Блондинка (крашеная) опять задумалась. Если бы я была президенткой, я бы цены на бензин отрегулировала в течение дня. Бензин-50 руб, солярка-40 руб

Блондинка (крашеная) ездит за рулёмБлондинка (крашеная) живет в Крыму и… за рулем выезжает на дорогу (!). Поскольку мой автомобиль работает на бензине,

Куда вложить 300 000 рублей в 2024 году, если они есть!

Инфляция, как известно, верно съедает накопления граждан, а счета в банке на такие маленькие суммы абсолютно нерентабельны и на них ничего не заработать, зато банк заработает на вас. Главное правило

Россию опять ждет «большая приватизация»? Зачем в нашей стране снова заговорили о распродаже госсобственности

Все мы с вами прекрасно помним грабительскую приватизацию 90-х годов, когда социалистическая собственность, которая десятилетиями создавалась потом и кровью простых работяг, наших с вами родителей,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы