Жемчужина Вильнюса Церковь Св.Анны


История ЛДК: Мифы о св. церковь Анны Вильнюс ул. Церковь Анны – особый памятник старого Вильнюса.
Этот шедевр готической архитектуры был построен в 15-16 веках. На стыке, во время культурного подъема в городе Вильнюсе. Церковь, которая функционировала как часовня монастыря св. Бернардинцев, была посвящена св. Братство Анны было основано великим князем Александром Ягайлайтисом, но его архитектор до сих пор неизвестен.
Сложность архитектуры храма свидетельствует о том, что он был высококвалифицированным каменщиком. Возможно, в 16 в. пр. Подобных построек в Вильнюсе было и больше (это предположение подтверждает стоящий в Каунасе так называемый дом Перкунаса), но они не сохранились, так что теперь св. Церковь Анны выглядит неповторимо и неповторимо. Он привлекал внимание людей с древних времен, и со временем был окружен легендарными историями.
Громкое обещание Наполеона
Громкое обещание Наполеона Пожалуй, самый распространенный и наиболее часто запоминающийся миф о Вильнюсском св. Церковь Анны ассоциируется с французским императором Наполеоном Бонапартом – говорят, что, находясь в Вильнюсе, он был настолько впечатлен этим памятником готической архитектуры, что воскликнул: «Я бы донес эту церковь на ладони до Парижа!» после Вильнюса»). Легенда основывалась на том, что в 1812 г. во время войны с Россией Наполеон посетил Вильнюс, он перевез ценные произведения искусства со всех завоеванных им земель во Францию. Видимо, распространению истории способствовал культ Наполеона, существовавший в XIX веке. В Литве.
Но Наполеон не восхищался монастырями (во время его правления они во многих местах были закрыты), и солдаты его армии не щадили этот памятник готической архитектуры: вернувшись из России, солдаты наполеоновской армии устроили здесь склад, построили церковные скамьи. , комнаты для прослушивания и другие деревянные сооружения, а также разбиты кирпичные алтари.
История, перенесенная на столетие вперед
Другой миф связан с началом церковной истории и именем Витовта Великого. XIX век, вероятно, больше всего способствовал распространению этого мифа. Литовский историк Теодорас Нарбутас считал, что св. Церковь Оны построил Йонас Пурбах, каменщик Мариенбургского монастыря, которого пригласила жена Витовта, великая княгиня Она. Он якобы начал строительство в 1392 году с помощью немца Ретки. И закончил через четыре года. Т.Нарбутас якобы видел, как какой-то архитектор скопировал фамилию Ретке с надписи на кирпиче церкви. Т.Нарбутас считал, что в этой церкви похоронена третья жена Витаутаса, княгиня Альшенайская Юлиона, умершая в 1448 году. Позднее эти предполагаемые факты были распространены А. Х. Киркором и другими в 19 веке. Писатели. Вера в то, что церковь была основана великой княгиней Оной, способствовала сохранению памятника - она привела к реставрации церкви в 19 и 20 веках. На стыке. Однако научные исследования истории церкви опровергли эту гипотезу и показали, что она возникла случайно. Данные (или хотя бы их часть), на которые опирались Т.Нарбутас и другие авторы, действительно могут быть отнесены к другому св. Анны, до 16 века. Который стоял на территории вильнюсских замков посередине и известен как двойной собор св. Анна - св. с титулом Барбора.
Легенда о мастере и ученике
Третья, самая поэтичная, легенда об этой церкви связана с особенностями ее архитектурной композиции. Он объединяет некоторые элементы мифа об основании жены Витовта. Легенда впервые была записана в 18 веке. Пр. В книге «Взгляд на сарматскую историю» (Facies rerum Sarmaticarum, 1724–1726) виленского историка-иезуита Адамса Игнакоса Нарамовскиса. В нем рассказывается, что церковь строили два мастера, приглашенные княгиней Оной Витаутене из Минска – старец Вайтекус, опытный каменщик, и его молодой помощник Йонас, зять Вайтекуса. Вайтекс начал строить святилище, а его юный ученик в это время совершенствовался за границей. Когда старый мастер заложил фундамент и начал возводить стены, Иоанн вернулся.
Осмотрев начатую церковь, которую Вайтекус с гордостью показал ему, Йонас заметил, что она неухоженная, с тяжелыми формами и без украшений. И сделал замечания учителю. Обиженный критикой своего молодого коллеги, Вайтекус на полпути покинул стройку и уехал из города. Иоанн продолжил работу, надстроив на гладкой нижней части легкую, ажурную верхнюю часть, фигурные колонны и три изящные фасадные башни. Через год усталый и старый Вайтекс вернулся домой. Стремясь увидеть готовую работу, он пригласил зятя осмотреть сооружение той же ночью при лунном свете. Увидев чудесное святилище, Вайтекус пришел в ярость от зависти и гнева. Поднявшись по лесам на самую высокую точку церкви, старый мастер толкнул молодого помощника на землю. Юноша пал к ногам своей возлюбленной Марии и умер. Эту легенду пересказал писатель Антанас Рамонас в книге «Вильнюсские легенды. Сказки» (2001). Трудно сказать, есть ли в этой легенде доля правды, или же это всего лишь плод воображения, стимулированный разглядыванием архитектурных форм. В Вене ул. На месте стены церкви Анны два кирпича с клеймами мастеров (есть те, кто склонен думать, что это клейма мастера и подмастерья). Пока никому не удалось расшифровать и идентифицировать эти знаки.