Нейровизуализационное исследование дает представление о распространении дезинформации среди политически преданных консерваторов
Новое исследование показывает, что распространение дезинформации среди политически преданных консерваторов происходит под влиянием мотивов, обусловленных их идентичностью, и может быть устойчиво к проверке фактов. Такие люди, как правило, предпочитают распространять информацию, соответствующую их групповой идентичности, независимо от ее достоверности. В новом исследовании, опубликованном в журнале Journal of Experimental Psychology: General", использовались поведенческие задачи и нейровизуализация для понимания глубинных процессов, лежащих в их основе.

Социальные сети стали основным источником новостей для многих взрослых людей, однако злоумышленники используют эти платформы для распространения дезинформации среди больших аудиторий быстрее, чем когда-либо прежде. Дезинформация в Интернете может иметь серьезные реальные последствия, такие как усиление политической поляризации, угроза демократии и снижение намерений вакцинации. Таким образом, исследователи хотели понять психологические процессы, лежащие в основе распространения дезинформации, и изучить возможные меры по противодействию ее распространению.
В прошлом я занимался изучением экстремизма и "воли к борьбе" среди сторонников салафитско-джихадистских группировок. Несмотря на то, что эти группы были очень интересны для изучения, существовал межкультурный барьер, который не позволял мне понять, откуда они взялись и что ими движет", - говорит автор исследования Клара Претус, доцент Автономного университета Барселоны и главный исследователь лаборатории Social Brain Lab.
"Таким образом, я решила использовать свои знания об экстремизме для изучения сторонников ультраправых. Эта группа мне более знакома, поскольку у нас с ней один и тот же национальный и культурный контекст. Поэтому мне легче генерировать гипотезы о мотивах их поведения и предсказывать их реакцию на те или иные экспериментальные условия". В Европе также наблюдается рост ультраправых партий, что делает вопрос о том, что побуждает людей поддерживать эти партии, более актуальным в текущем политическом контексте".
Претус и ее коллеги провели серию из трех экспериментов с целью выяснить, как политическая преданность, в частности, в плане священных ценностей и слияния идентичностей, влияет на распространение дезинформации среди консервативных сторонников.
В эксперименте 1 исследователи набирали испанских ультраправых и правоцентристских избирателей с помощью онлайновой панели. Испытуемых просили оценить вероятность распространения в социальных сетях постов, связанных со священными ценностями консерваторов (иммиграция, национализм, семейные ценности) и несакральными ценностями (дороги и инфраструктура, иностранные дела, утилизация отходов). Посты были оформлены как реальные твиты и содержали критику нынешнего либерального правительства. Участники были разделены на три группы, каждая из которых в экспериментальном блоке подвергалась различной проверке фактов: проверке фактов в Twitter, проверке фактов, основанной на точности, или проверке фактов, основанной на медиаграмотности.
Проверка фактов в Twitter была разработана таким образом, чтобы имитировать метки проверки фактов, которые Twitter накладывает на некоторые твиты, содержащие спорную или недостоверную информацию. Пометка гласила: "Это утверждение о... оспаривается". Проверка фактов, основанная на точности, включала в себя прямой вопрос о правдивости сообщений в социальных сетях. Проверка фактов, основанная на медиаграмотности, была направлена на развитие критического мышления участников в отношении приемов, используемых для привлечения внимания к сообщениям в социальных сетях.
Исследователи оценивали сакральность ценностей и слияние идентичности участников с соответствующими политическими партиями. Также были измерены стили аналитического мышления, научная любознательность, интеллектуальная скромность и медиаграмотность участников.
Исследователи обнаружили, что ультраправые избиратели чаще делятся дезинформацией, чем правоцентристы, особенно если эта дезинформация имеет отношение к их священным ценностям. Присоединение к какой-либо политической партии также предсказывало более высокую вероятность распространения дезинформации, независимо от того, относилась ли она к священным или несакральным вопросам. Однако такие популярные меры, как проверка фактов и подталкивание к точности, не привели к значительному снижению вероятности распространения дезинформации ни среди ультраправых, ни среди правоцентристских избирателей в Испании.
Во втором эксперименте исследователи попытались повторить влияние священных ценностей и слияния идентичностей на распространение дезинформации, на этот раз среди республиканцев в США. В эксперименте приняли участие люди, голосовавшие за республиканца Дональда Трампа на двух предыдущих президентских выборах. Как и в эксперименте 1, участники оценивали вероятность распространения в социальных сетях сообщений, связанных со священными и несакральными ценностями. В экспериментальном блоке они знакомились с проверкой фактов в Twitter, а половина участников не видела никаких проверок фактов (контрольная группа). Исследователи также измеряли сакральность ценностей, слияние с Республиканской партией и слияние с Трампом.
Исследователи обнаружили, что республиканцы, разделяющие взгляды Трампа, с большей вероятностью будут делиться дезинформацией, чем другие республиканцы, особенно если эта дезинформация связана со священными ценностями. Слияние с Республиканской партией также предсказывало более высокую вероятность распространения дезинформации, независимо от того, какие ценности были связаны с ней.
Проверка фактов в Twitter дала небольшой, но значимый эффект в снижении вероятности распространения дезинформации среди республиканцев, но не оказала влияния на республиканцев, слившихся с Трампом. Эти участники демонстрировали сопротивление вмешательству в борьбу с дезинформацией, даже когда дезинформация воспринималась другими республиканцами как неправдоподобная.
"Одним из основных объяснений того, почему люди делятся дезинформацией, является то, что они не обращают внимания на точность информации", - сказал Претус в интервью PsyPost. "В данном эксперименте мы обнаружили, что это не так для консерваторов и сторонников крайне правых взглядов, которые несут ответственность за распространение большей части дезинформации в Интернете. В частности, мы обнаружили, что консерваторы и сторонники крайне правых взглядов в Испании, как и республиканцы в США, более склонны делиться политическими сообщениями, которые апеллируют к основным партийным ценностям (например, иммиграции) и устойчивы к различным стратегиям проверки фактов. Это означает, что обмен дезинформацией среди этих групп населения обусловлен партийными мотивами, и поэтому ему трудно противостоять, используя доступные меры борьбы с дезинформацией, такие как "подталкивание к точности".
В Эксперименте 3 исследователи стремились понять нейронную активность и функциональную связанность, лежащие в основе распространения дезинформации, связанной со священными ценностями, среди ультраправых партизан с помощью социальных сетей. Было набрано 36 ультраправых партизан, поддерживающих партию "Вокс" и достигших 18 лет. Участники проходили функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) во время выполнения задания, в котором им нужно было оценить вероятность распространения в социальных сетях постов, связанных со священными и несвященными ценностями.
В ходе выполнения задания на фМРТ участникам показывали посты в социальных сетях (упрощенные версии тех, что использовались в предыдущих экспериментах) и просили указать, насколько вероятно, что они поделятся каждым из них. Посты были связаны как со священными ценностями (например, иммиграцией), так и с несакральными. Некоторые из сообщений также содержали проверку фактов, в частности, проверку фактов в Twitter, использовавшуюся в предыдущих экспериментах.
Результаты показали, что при восприятии дезинформации, относящейся к священным ценностям, определенные области мозга были более активны, чем при восприятии дезинформации, относящейся к несакральным ценностям. К таким областям мозга относятся дорсомедиальная префронтальная кора, двусторонняя нижняя лобная кора и прекунеус. Эти области связаны с теорией мышления (пониманием психических состояний других людей) и соблюдением социальных норм, что может играть определенную роль в том, как люди оценивают и реагируют на сообщения внутри группы, апеллирующие к священным ценностям.
"Когда речь идет об обмене сообщениями о главных партийных ценностях, мы также обнаруживаем широкую нейронную активность в областях мозга, которые помогают людям угадывать психические состояния других людей и реагировать в соответствии с групповыми нормами", - сказал Претус в интервью PsyPost. "Это говорит о том, что обмен дезинформацией о главных партийных ценностях имеет важную социальную сигнальную функцию, которая позволяет членам группы показать другим, что они принадлежат к ней. Поэтому для членов группы очень важно быть социально точными в своем поведении, чтобы соответствовать группе".
Более того, анализ функциональной связи показал более тесную связь между сетями мозга, участвующими в когнитивном контроле и социальном познании, когда участники сталкивались с дезинформацией, связанной со священными ценностями.
"Я был удивлен тем, насколько широкую активацию мозга мы обнаружили у сторонников ультраправых взглядов при воздействии политических сообщений, касающихся основных партийных ценностей, по сравнению с другими партийными ценностями", - пояснил Претус. "При сравнении таких тесно связанных экспериментальных условий в функциональном нейровизуализационном исследовании, как сообщения об основных партийных ценностях и других партийных ценностях, полученная активность мозга часто оказывается очень локализованной и незначительной.
"В данном случае мы обнаружили очень сильную и широко распространенную активацию нейронных сетей, которые помогают людям управлять социальными отношениями. Это позволяет предположить, что решения, связанные с основными партийными ценностями, выполняют очень важную социализирующую функцию, которая может иметь адаптивное значение в примитивной среде, где развивался наш мозг".
Однако Претус отметил, что "одним из основных ограничений является то, что в нейровизуализационном исследовании у нас не было контрольной группы. Поэтому мы не знаем, является ли реакция мозга на обмен сообщениями об основных ценностях партизан уникальной для сторонников крайне правых сил или мы могли бы также обнаружить ее среди сторонников крайне левых сил, или даже просто среди любого типа партизан, имеющих дело с основными ценностями партизан".
https://www.psypost.org/2023/07/neuroimaging-study-provides-insight-into-misinformation-sharing-among-politically-devoted-conservatives-167312