Путешествия и чудеса в Средние века
Краткое содержание :
Путешествие часто ассоциируется в истории с великими исследованиями и особенно с великими открытиями. Предполагается, что это разрыв между так называемой открывающейся современной эпохой и Средневековьем, которое было бы замкнуто на себе. Тем не менее, путешествия действительно являются неотъемлемой частью Средневековья, но очень часто они связаны с литературой, и особенно с чудесами, которые она описывает как населяющие неизведанные земли. И так обстоит дело, как на христианском Западе, так и в исламе.
Паломники, первые путешественники
Первые путешественники, которых мы можем упомянуть среди западных христиан, - это, очевидно, паломники. В десятом и одиннадцатом веках наблюдается всплеск паломничества к Святым местам, особенно в Иерусалим. Известно, что сам крестовый поход считается паломничеством воинов. Однако маршрут ограничен: паломник следует определенным путем, проходя обязательные этапы (например, Рим или Мон-Кассен), прежде чем достичь своей цели, определенной заранее. Таким образом, идея состоит не в том, чтобы открыть для себя мир, а в том, чтобы найти себя в местах, безусловно, неизвестных, но святых и, следовательно, обнадеживающих, после путешествия, которое, однако, часто бывает трудным и опасным, если не сказать «авантюрным».
Монгольский шок и открытость Востоку
Это отличается от исследователей, и их подход даже противоположен. Средневековый человек, которого, тем не менее, часто считали боязливым (особенно перед морем) и замкнутым в себе, также мог превратиться в исследователя и первооткрывателя мира. Люди Великих открытий - это действительно люди Средневековья, во главе с Христофором Колумбом. Однако исследования начались еще раньше: мужчины были церковными деятелями, послами, шпионами и даже торговцами, а с середины тринадцатого века они повернули на Восток. Причина? Шок, вызванный натиском монголов Чингисхана (1160-1227) на Восток, а затем и на Восточную Европу. Страдают как христиане, так и мусульмане, и мы слышим о «чудовищных людях, [питающихся] сырой и даже человеческой плотью». Затем «татар» приравнивают к Гогу и Магогу, Апокалипсис кажется близким.
Тем не менее, великие правители того времени быстро поняли, что опасность не так страшна, и решили вступить в контакт с этими новыми народами; так было со Святым Людовиком или Фридрихом II, но также и с султанами мамлюков. Тогда открывается перспектива открыть для себя мир этих «варваров»; Папа Иннокентий IV даже думает о возможности обратить их в свою веру! Таким образом, именно церковные деятели отправляются в неизвестные монголам края, такие как Жан Дю План Карпен (ученик святого Франциска Ассизского), посланный Папой Римским в Каракорум, столицу монгольской империи в 1245 году или францисканец Джованни де Монтекорвино, открывший Китай в начале четырнадцатого века. Следует также упомянуть фламандца Гийома де Рубрука, который путешествовал по Монголии с 1250-х годов; последствия его работы были решающими: он позволил создать сеть миссий, что привело к созданию епископства Пекина в 1307 году, и его рассказ (Путешествие в Пекин). Монгольская империя пользуется большим успехом, который вдохновит других любителей путешествий, в том числе Марко Поло (1254-1324). Последний раз он был в Пекине в 1271 году, пробыл там шестнадцать лет.
Обойденная Африка?
Очевидно, что разведка знает и другие географические районы, кроме Востока. Это в первую очередь относится к Африке, и роль иберийцев здесь решающая. Сначала несколько неудачных примеров, таких как попытка генуэзцев Вивальди у берегов Африканского континента в 1291 году или экспедиция каталонца Хайме Феррера к берегам Мавритании в 1346 году. Однако Канарские острова были захвачены в 1341 году, и, прежде всего, завоевание Сеуты у Меринидов в 1415 году открыло для португальцев Гибралтарский пролив (который де-факто уже контролировался христианами с конца четырнадцатого века. Века за счет Меринидов и Насридов) и, следовательно, Африка.. Прошло почти восемьдесят лет с тех пор, как Насридский эмират Гранада пал.
Роль португальца Генриха Мореплавателя (1394-1460) в то время была центральной: именно для него, например, лоцман Эанес в 1434 году миновал мыс Бохадор (Марокко), открыв тем самым путь к Гвинейскому заливу. Экспедиции продолжились и после смерти Генриха Мореплавателя, в частности, при Иоанне II : в 1482 году португальцы основали форт Сан-Хорхе на Золотом берегу, а мыс Доброй Надежды прошел в 1488 году Бартоломеу Диаш. : Индийский океан протягивает руки португальским мореплавателям, а Васко да Гама будет в Индии в 1498 году. Очевидно, падение Гранады в январе 1492 года позволило испанцам пуститься в пляс, даже если они повернут на запад вместе с генуэзцем Христофором Колумбом и его планом добраться до Индии этим путем. В 1494 году по Тордесильясскому договору португальцы и испанцы разделили между собой территории.
Однако внутренние районы Африки также представляют интерес для путешественников Средневековья, центральное, но легендарное происхождение которых - Письмо священника Иоанна. Последний, предположительно, был отправлен в 1160 году Папе Александру III, Фридриху Барбароссе и Мануэлю Комнину, является одним из самых читаемых текстов Средневековья. Этот персонаж, священник Иоанн, хотя и мифический, оставлял надежду на открытие второго фронта против ислама, пришедшего с окраин Африки, в Эфиопию, после долгого пребывания в Индии. Действительно, в четырнадцатом веке именно генуэзский картограф Анджелино Дульсерт поместил это королевство к югу от Египта; но истоки Нила и Эфиопия вызывают множество загадок, и именно здесь путешествия и чудеса удивительным образом сочетаются.
Действительно, в четырнадцатом веке именно генуэзский картограф Анджелино Дульсерт поместил это королевство к югу от Египта; но истоки Нила и Эфиопия вызывают множество загадок, и именно здесь путешествия и чудеса удивительным образом сочетаются.
У нас также есть свидетельство доминиканца Пьетро Ранцано, который в 1450 году якобы встречался в Неаполе с послом эфиопского правителя к королю Арагона; этот посол якобы утверждал, что он сицилийского происхождения и его зовут Пьетро Рамбуло. Говорят, что после долгого путешествия по Европе, а затем по Египту он воспользовался возможностью последовать за послом Негуса к султану в Эфиопию. Говорят, что он заново прожил там свою жизнь, обзавелся женой и детьми, а затем отправился в путешествие по Азии! Однако именно в последующие десятилетия пятнадцатого века Эфиопия становилась все более известной жителям Запада благодаря передвижению посольств, а затем открытию Индийского океана для португальских моряков. К началу XVI века царство священника Иоанна перестало быть мифом для европейцев.
Продолжение следует...
Спасибо за прочтение. Благодарю за ваши «лайки», комментарии. Подписывайтесь на мой канал!