Boom хочет, чтобы сверхзвуковые самолеты были доступны для всех, но сможет ли он это сделать?

В коммерческой авиации нет недостатка в амбициях — в конце концов, у нас не было бы полетов тяжелее воздуха без мечтателей, — но Boom Supersonic находится в своей категории, когда дело доходит до установки высокой планки.
Компания из Колорадо стремится возобновить коммерческие сверхзвуковые полеты, которые были приостановлены с тех пор, как Concorde был отправлен на пенсию в 2003 году. Но в отличие от Concorde, элитного инженерного чуда, которое когда-либо эксплуатировалось лишь горсткой авиакомпаний, Boom надеется, что его сверхзвуковой самолет под названием Overture — демократизирует этот вид путешествий, сделав его доступным для широких масс.
«Мы поставили перед собой действительно большую и смелую цель — создать первый сверхзвуковой авиалайнер, на котором смогут летать десятки миллионов людей», — сказал CNN Блейк Шолль, основатель и генеральный директор Boom Supersonic. «Сверхзвуковые путешествия, на мой взгляд, сближают мир. Наше конечное видение — сверхзвуковой полет для каждого пассажира на любом маршруте».
Boom планирует ввести Overture в коммерческую эксплуатацию к 2029 году, и, хотя это может оказаться сложной задачей, компания недавно обнародовала ряд новых подробностей о своих технологиях и партнерах, которые, по мнению Шолля, приближают эту мечту к реальности.
Сложный процесс
Overture рассчитан на перевозку от 64 до 80 пассажиров со скоростью 1,7 Маха и высотой 60 000 футов. Это в два раза больше скорости и на 50% больше высоты, чем у ведущих широкофюзеляжных самолетов, таких как Boeing 787 или Airbus A350, — в результате Overture будет путешествовать между Лондоном и Нью-Йорком примерно за три с половиной часа, сократив время в пути вдвое.
Самолета еще не существует — ожидается, что первый самолет сойдет с завода уже в 2026 году, — но три авиакомпании уже разместили на него заказы. Это United Airlines, American Airlines и Japan Airlines, у которых в общей сложности 130 заказов, из которых 35 приходятся на невозмещаемые депозиты, а 95 являются предварительными заказами, то есть деньги еще не перешли из рук в руки.
Текущий график Boom нацелен на первый полет в 2027 году и сертификацию самолета в 2029 году, что сделает его готовым к вводу в эксплуатацию сразу после этого. Шолль признает, что эти цели являются «агрессивными», но добавляет, что доволен прогрессом, достигнутым компанией на данный момент. «Это очень сложный процесс, но, в отличие от электрических самолетов или самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, нам не нужен совершенно новый набор правил для сертификации», — говорит он. «Это другой авиалайнер. Просто летит с другой скоростью. Но с точки зрения регулирования это те же стандарты безопасности, те же правила, которые уже написаны — нам просто нужно следовать им и доказывать, что мы их соблюдаем».
Ранее в этом году Boom заложил фундамент «Суперфабрики», кампуса площадью 62 акра в Гринсборо, Северная Каролина, где будут строиться и тестироваться самолеты, которые будут готовы в середине 2024 года. А в июле на Парижском авиасалоне компания объявила о новых соглашениях с поставщиками, которые будут производить детали для самолета: Aernnova для крыльев Overture, Leonardo для фюзеляжа и кессона крыла и Aciturri для хвостовой части.
«Широкая аудитория может не знать всех этих имен, но это те же люди, которые работают с большими самолетами Boeing и Airbus», — говорит Шолль. «Мы также сняли кожу с самолета и показали людям инженерный прогресс внутри: конфигурацию гидравлики, органов управления полетом, шасси, авионики, системы электроснабжения — все внутренности самолета, которые заставляют его работать. Мы проектируем все в соответствии с самыми высокими стандартами безопасности, чтобы соответствовать строгим требованиям сертификации».

Boom заложил фундамент своей суперфабрики в 2023 году.
Устойчивое топливо
Двигатели являются одними из наиболее важных компонентов сверхзвукового самолета, поскольку они должны приводить самолет в движение быстрее, чем обычные авиалайнеры, что требует другой конструкции. Двигатель Boom называется Symphony, и он разработан в сотрудничестве с Florida Turbine Technologies, инженеры которой работали над сверхзвуковыми двигателями истребителей, таких как Lockheed Martin F-22 и F-35. Boom ранее работал над проектом с Rolls-Royce, одним из крупнейших производителей двигателей, но в прошлом году отказался от него.
Шолль говорит, что Symphony разработан с особым вниманием к шуму, одному из самых больших недостатков Concorde: «Он должен быть эффективным в сверхзвуковом полете, но также тихим при взлете и посадке», — говорит он. «Это действительно очень важно. И большое отличие от Concorde, которое, как известно, было недружественным для жителей аэропортов. Одна из наших целей заключается в том, чтобы, когда мы обеспечиваем аэропорт сверхзвуковой службой, сообщество было действительно взволновано этой новой связью и не о чем было беспокоиться».
Двигатель также предназначен для полной работы с SAF или устойчивым авиационным топливом, типом реактивного топлива, методы производства которого обещают сократить выбросы углерода на 80%, согласно IATA, Международной ассоциации воздушного транспорта. Компания Boom также намерена достичь нулевых выбросов парниковых газов к 2040 году.
Тем не менее, инфраструктура SAF отстает, и продать идею о том, что сверхзвуковые путешествия могут быть устойчивыми, будет сложно, поскольку двигатели будут сжигать сравнительно больше топлива, а выбросы на одного пассажира из-за ограниченной мощности Overture будут намного выше, чем на Overture. нормальные авиалайнеры.
Еще одна проблема — звуковой удар, который действующие правила запрещают над сушей, а это означает, что Overture сможет развивать сверхзвуковую скорость только над океанами. НАСА в настоящее время работает над сверхзвуковым самолетом, который будет иметь гораздо более тихий звуковой удар, с целью обновления этих правил. Но ничего из этого не произойдет вовремя, чтобы Boom смог извлечь из этого выгоду: «Смягчение звукового удара — это, безусловно, часть будущего», — говорит Шолль. «Мы постараемся узнать, что сможем, благодаря усилиям НАСА, и это то, чего мы ожидаем не от нашего первого самолета, потому что это нарушит наше правило о запрете новых правил, а от нашего второго самолета в будущем».

Шолль говорит, что двигатель Boom Symphony разработан с особым вниманием к шуму.
Впереди турбулентность?
По словам Ричарда Эванса, старшего консультанта авиационной консалтинговой фирмы Cirium, шансы на успех любой авиакомпании, которая будет эксплуатировать Overture, будут зависеть от того, будет ли она использовать его так же часто, как и обычный дальнемагистральный самолет — то есть от 4000 до 5000 часов налета в год. «Это необходимо, чтобы амортизировать огромную стоимость владения в расчете на одно рабочее место», — говорит он. «Concorde никогда не достигал такого уровня использования, более типичным является показатель около 1000 часов в год. Самолет Boom, по-видимому, будет ограничен относительно небольшим количеством высокодоходных маршрутов, что делает такую цель чрезвычайно сложной».
Перевозка пассажиров уже в 2029 году также будет сложной задачей, добавляет Эванс, проводя сравнение с задержанным Boeing 777-9, вариантом существующего самолета, а не полностью новым, разработка которого займет 12 лет после того, как он будет введен в эксплуатацию. Эванс говорит: «Даже если Boom сможет привлечь необходимые миллиарды долларов, для сертификации типа потребуется гораздо больше, чем еще шесть лет».
Наконец, он говорит, что трудно понять, как сверхзвуковой сектор будет соответствовать цели авиации по обезуглероживанию. «Требуется гораздо больше топлива на одного пассажира, будь то SAF или обычный самолет, по сравнению с полетом по тому же маршруту на другом типе самолета», — говорит он. «Даже если можно использовать 100% SAF, это просто отвлекает этот SAF от более эффективного использования».
Тот факт, что ни один из крупных производителей двигателей, таких как General Electric, Rolls-Royce или Pratt & Whitney, не сотрудничает с Boom, является еще одной причиной для беспокойства, по словам Ричарда Абулафии, управляющего директора консалтинговой компании AeroDynamic Advisory в области авиации. «Я рассматриваю Boom как несколько забавный эксперимент, в ходе которого можно увидеть, сколько денег люди готовы вложить в забавные рисунки и модели. Все в нем, от отсутствия серьезного движка до странного и необъяснимого масштабного редизайна несколько лет назад, говорит о серьезно перефинансированном принятии желаемого за действительное».
Говоря об этой модернизации, которая снизила крейсерскую скорость и увеличила пассажировместимость, Шолль говорит: «Речь идет о том, чтобы прислушиваться к клиентам и об устойчивости. В ходе испытаний в аэродинамической трубе мы узнали, что при скорости 1,7 Маха по сравнению с 2,2 Маха мы можем быть на 40% более экономичными. Мы также сможем летать на более низких высотах, что лучше с точки зрения выбросов. Что касается пассажировместимости, авиакомпании сказали нам, что хотят, чтобы мы построили самый большой самолет, какой только сможем, потому что они думают, что многие люди захотят этого. Вот почему мы перешли с трех двигателей на четыре, чтобы иметь возможность перевозить больше пассажиров».
С максимум 80 пассажирами на борту Overture по-прежнему будет меньше 100 пассажиров Concorde в среднем, но Шолль говорит, что опыт будет совершенно другим. «Concorde был изумительным техническим достижением. Но когда я разговариваю с пассажирами, которые на нем летали, они говорят, что им понравилась скорость, но они не в восторге от комфорта», — говорит он.
«Мы хотим построить самолет с выдающимся уровнем комфорта. Наш подход начинается с того момента, как пассажиры входят на борт: наша посадочная дверь на один дюйм выше, чем в узкофюзеляжном самолете, и на 10 дюймов выше, чем у Concorde. В передней кабине есть то, что я называю соборными потолками — более двух метров или восьми футов в высоту. И по два места по бокам от прохода с большими окнами».
Фюзеляж будет сужаться к задней части, уменьшая кабину до одного сиденья с каждой стороны и превращая верхние полки в рундуки под сиденьями. «Я думаю, что лучшие места в самолете на самом деле сзади», — говорит Шолль.
«Мы уделяем много внимания и заботы пассажирам. Мы постоянно приглашаем пассажиров всех форм и размеров и летные экипажи, чтобы спросить их, что им нравится. Мы хотим создать опыт, который вдохновляет, удобен и работает независимо от того, хотите ли вы быть продуктивным или расслабиться. Это будет просто фантастический способ летать».
