Семён
СемёнПодписчиков: 16
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг720

Философия и мировоззрение. Предмет философии

141 просмотр
23 дочитывания
2 комментария
Эта публикация уже заработала 1,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Приступая к изучению предмета «Философия», вольно или невольно задается вопросом: а что же такое философия? В его сознании начинают возникать представления о некоем философствовании по поводу каких-нибудь событий или явлений или вообще бог знает о чем. Но философские рассуждения никогда не вырастают на пустом месте. Философия как таковая – это всегда традиция, за которой скрываются целые пласты выдающихся идей. А для того чтобы показать, что эти мысли действительно выдающиеся, и нужна философия как целостное знание. Я пока не говорю – наука. Но и до этого дело дойдет. Многие древние мудрецы были истинными философами, недаром философия с греческого языка так и переводится – любовь к мудрости. Некоторые из этих мудрецов создали свои философские школы и произведения. Некоторые, такие, как Сократ, Пифагор, Фалес, ничего не писали, но проникали в тайны мироздания и породили целые философские школы, создали традицию. Закономерно возникает вопрос: что заставляет людей философствовать? Наверное, каждый из вас думал о том, а что же такое атом, движение, жизнь в целом, истина, смысл жизни. Оказывается, есть богатая традиция по расшифровке этих идей. Эта традиция и называется философией. Но почему одни люди становятся философами, а другие – нет? Скажем, одни становятся инженерами, врачами, композиторами, а другие – кем-то другими. Вы скажете, таково желание и предназначение этих людей, ведь у каждого свой талант, свое понимание жизни, свое мировоззрение, наконец. Так вот с мировоззрения и начнем разговор о том, что же представляет собой философия и философствование как таковое.

I. Мировоззрение – это центральный элемент человеческого сознания. Мировоззрение отражает отношение «человек – мир». Содержание мировоззрения составляют духовные ценности. К ценностям относится все то, что удовлетворяет человеческие потребности. Духовные ценности можно описать посредством различных идеалов, которые дают многообразие ценностных образов: душа, духи; бог, чудо; добро, зло; красота, прекрасное. Духовные ценности составляют стержень, на котором держится человек. Они и есть то самое человеческое в человеке, без которого человек был бы просто биологической особью. Любую идею можно разложить на ее составляющие, части. Так вот структуру мировоззрения образуют духовные чувства, обыденное и теоретическое мировоззрение. Мировоззренческие чувства – это переживание духовных ценностей. Часть таких эмоций формируется бессознательно в детстве, остальные же вырабатываются волевыми усилиями. Обыденный уровень мировоззрения образуют некоторые знания, относительно неглубокие представления, отражающие духовные ценности и образы нравственного поведения, политики и других форм социальной жизни. Они формируются у людей самим образом жизни, не требуют специального обучения и составляют массовое, укорененное в народе обыденное мировоззрение, т. е. менталитет. Высший уровень представляет теоретическое мировоззрение. Его содержание образуют весьма сложные знания – идеи и категории. Они существенно отличаются от научных понятий как основных элементов теории науки. Предметом понятийных структур выступают определенные законы природы, теория взаимосвязана с эмпирическими знаниями и утверждается опытной проверкой.

В сознании существуют две фундаментальные способности человека, через которые проявляется активность психики и интеллекта. Это вера и сомнение. Своеобразие веры заключается в том, что она закрепляет образы в структуру сознания, придавая результатам статус глубокой укорененности. Можно выделить две веры: на основе разума и на основе авторитета.

Всякое мышление представляет собой некоторую динамику знаний. Это движение есть циклический процесс, образуемый последовательностью этапов: постановка проблемы, формирование метода решения проблемы, применение метода к проблеме, оценка и обоснование результата. Метод – проблема – результат. Мировоззрение ориентирует человека в сложном мире духовных ценностей. Оно не дар природы, а продукт общества, отсюда вытекает историчность мировоззрения, возникшего в первобытной общине и развившегося до современного состояния. За этот период родилось множество духовных ценностей: исторические, этнические, общечеловеческие. Кроме того, существует большое разнообразие неоптимальных ценностных линий поведения. Каждый человек находится в ситуации сложного выбора.

Первой исторической формой мировоззрения стал миф. Миф соединил в себе правду-истину с вымыслом. Вымысел рождался на пути олицетворения, где явления природы приобретали человеческие черты. Древние мифы были продуктами коллективного творчества, они анонимны. Все исследователи мифов отмечают их синкретизм. Многое здесь происходит за пределами реального мира. Древний человек еще не осознавал различие между внешним бытием и своим сознанием, отсюда его наивная уверенность, что все, воображаемое им, происходит на самом деле, ничего невозможного нет. Души умерших предков живут рядом и влияют на ход событий, между богами и людьми нет разницы, и они общаются друг с другом. В мифах люди погружены в природу, и она пребывает в них. Прошлое, настоящее и будущее свернуты в круговое время.

Ядром древних мифов стал анимизм. Практическим воплощением идей анимизма стала магия. Она сложилась как некое искусство влияния на души в нужном направлении. На стенах пещер изображался предмет охоты, например олень. Охотники исполняли некий ритуальный танец, в ходе которого в контур рисунка бросались копья. Участника действа верили, что эти магические броски душа оленя перенесет во время реальной охоты на тело оленя и он будет убит.

Миф дал первые формы мировоззренческого мышления. Из представлений о душе, духах и богах выстраивалась старая картина мира в целом. Новую картину предполагалось создать из принципиально иных образов, вот почему философия могла родиться только в русле критического отрицания наличной культуры. Цель философского поиска – через частное обнаружить всеобщее. Это равнозначно тому, что философская мысль выходит за рамки всего конечного и начинает размышлять о бесконечном. Такое мышление трансцендентно, так как оно находится по ту сторону конечных вещей и частных законов, являющихся предметами практического опыта и науки.

Таким образом, мы постарались понять, что же такое представляет мировоззрение как идея, понятие. Познакомились с мировоззренческими историческими формами мышления. Теперь вы уже почувствовали, что мировоззрение – это часть мышления, часть духовного мира человека и различных народов в целом. Мышление – это такой механизм, природа которого неоднозначна. Оно тесным образом связано с сознанием. А вот что же такое сознание, еще предстоит выяснить. Можно сказать, что сознание возникает тогда, когда человек осознает себя и выделяет, таким образом, себя из окружающего мира и отделяет себя от других людей. В этом смысле мы говорим о субъективном сознании, сознании отдельного человека. Но мы ведь вели разговор о том, что мировоззрение может быть присуще и целым народам, и даже эпохам, значит, и сознание может существовать у целых групп людей. В этом случае мы говорим об объективном сознании – о том сознании, которое существует независимо от сознания отдельного человека. Ведь, скажем, мы умрем, а общие идеи, которые высказывало то или иное сообщество при нашей жизни, они останутся (а могут и забыться со временем). Когда какая-нибудь идея выходит за рамки сознания одного человека, то есть когда о ней узнает большое количество людей (сообщество), то эта идея получает объективный статус. Так было с древними мифами, с мировыми религиями, наукой и философией. Но правомерно ли разграничивать науку и философию? Для ответа на этот вопрос приведем некоторые наиболее устоявшиеся мнения.

На вопрос «Что такое философия?» на сегодняшний момент существуют по крайней мере две ярко выраженные точки зрения. Первая из них рассматривает философию как научное знание, науку, раскрывающую наиболее общие вопросы человеческого познания. Такой взгляд на философию был характерен для нашей страны до недавнего времени, однако за последнее десятилетие все большую силу набирает второй подход, который относит философию к особой форме сознания. Данный подход позволяет охватить предмет философии с точки зрения мировоззрения. Мировоззрение также представляет собой форму сознания, и это обстоятельство ориентирует исследователей в сторону сопоставления философии и мировоззрения, выявления их общей проблематики, роли в жизни общества и отдельного человека. В то же время подобная постановка проблемы предполагает вопрос о статусе философского мировоззрения и связанную с ним проблему научности философского знания. Философия на протяжении тысячи веков стремилась к укоренению своего научного статуса и делала это профессионально, качественно, формируя научные картины ряда эпох, подготавливая и перестраивая мировоззрения людей. Ее самоограничение – искренно и недвусмысленно; она эмпирически ограничена мерою наших человеческих сил, и в этом смысле она – безгранична, как безгранично содержание ее собственного предмета… Философия как чистое знание не противопоставляет себя… другим наукам, потому что она сама – наука… она занимает свое определенное место в целом философии, под которым в широком смысле понимается и строгое знание, и «метафизика», и «жизнь»… Философия как знание имеет… перед собою громадные построительные задачи, но и не меньшие исторические и критические… Философия как знание, будучи частью по отношению к некоторому более обширному целому, сама составляет целое из нескольких философских наук»

Философия как наука есть порождение античной Европы, писал Шпет. По определению Платона, первым философом был Парменид. У него мы находим

ясное различие между философией как чистым знанием и «мнением». Парменид точно устанавливает собственный предмет философии и его метод, т. е. тот путь, которым следует философия для раскрытия своего предмета.

Обширность предмета философии позволяет под разными углами зрения рассматривать ее собственный предмет как предмет научного знания. Так, можно обратиться к философии с точки зрения теории познания и онтологии, и тогда философия откроет научность и рациональность своего предмета. В то же время можно подойти к ней со стороны познания человека и его смысла жизни, и тогда философия заиграет красками мировоззренческого порядка. По своему логическому объему мировоззрение шире, чем философия, оно включает и философию. Ключом к правильному пониманию мировоззрения служит его основной вопрос – о «я» и мироздании. Объектом мировоззрения служит мир в целом, но предметом мировоззрения является взаимоотношение мира природы и мира человека, макрокосма и микрокосма.

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, место в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Поскольку существуют разные виды мировоззрений, то каждое из них по-своему решает вопрос о соотношении человека и мира: обыденное, художественное, мифологическое, религиозное, философско-идеалистическое, философско-материалистическое, мировоззрения на уровне различных наук.

В философии принято понимать мир как бытие, а человека – как сознание, поэтому основной вопрос философии принимает форму отношения мышления и бытия; это отношение можно представить как отношение субъекта и объекта.

Как наука философия способна выполнять несколько функций: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую. Эвристическая функция состоит в содействии приросту научных знаний, в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод способен помогать в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем частным наукам, к примеру использование философских представлений о причинности, пространстве, времени и др. Философия воздействует на формирование новой научной теории, философские понятия, идеи играют определяющую роль в нахождении сущности теории и выполняют роль предпосылок для новой теоретической картины мира. Интегрирующая функция философии означает объединение в целое каких-либо частей. Этот термин связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих научную систему.

Логико-гносеологическая функция охватывает общие методы философского и научного видов мышления: анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция, систематизация и т. д.

Есть еще одна точка зрения на философию, и заключается она вот в чем.

Человек стремится к гармонии не только с самим собой, но и с миром, а значит, и с другими людьми. Если человек ограничен в общении с другими людьми, но имеет возможность писать и читать книги, он не одинок. Человек в любом случае стремится к пониманию. И этот феномен как раз и является предметом философии, исследуется ею. Условия понимания определить сложно – это целая философия. Она называется герменевтикой. Человек учится понимать не только другого человека и самого себя. Он учится понимать и текст. Для герменевтики текстом может выступать не только печатное слово, но и произведение изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Понимая искусственные тексты, мы начинаем понимать Другого и самого себя. Проникнуть в Другого человека нам помогает чувство. Очень интересно написал об этом русский философ С. Л. Франк в своем «Непостижимом». Постижение реальности через интерсубъективную среду происходит не путем «вчувствования» в переживания «другого», а иным способом. В первую очередь мне дано осознание самого факта «чужого сознания». Франк об этом пишет так: «Ты “дает мне понять” о себе, о своем бытии во враждебном или ласковом взоре, в суровости или легкости его обращенности на меня, в соответствующих жестах, выражении лица и т. п. Но за этими пределами содержания этой чужой душевной жизни доступно мне лишь весьма несовершенно и с большим трудом» . Таким образом, внутреннее содержание «ты» остается для нас недостижимым и непостижимым. Но именно эта загадочная, непостижимая реальность, и именно в своей непостижимости, дана нам совершенно непосредственно. Но как дана? В качестве чистой реальности как таковой, то есть в качестве чистой данности мне чужого сознания. И это есть непосредственное осознание очевидности, которая стоит перед нами в виде чужого сознания.

II. Разделы философии:

-история философии;

-онтология;

-гносеология;

-аксиология;

-этика;

-эстетика;

-социальная философия;

-политическая философия и т. д.

Большое место среди разделов философского знания занимает история философии. Многие исследователи отрицают возможность существования науки до философии. Согласно одному мнению, наука возникает вместе с философией. Те же, кто допускает существование науки в древности, иногда сводят науку к философии. По мнению русского философа Льва Шестова, о научном знании можно говорить, начиная с Аристотеля. Именно Аристотель очертил границы научного знания, указав, что научным может считаться лишь то знание, которое лишено какой-либо мистичности, неясности и основано на логических формах мышления.

Развитию философии предшествовал генезис мифологического мировоззрения: человек антропоморфизировал и социоморфизировал природу. В мифологиях всех народов существовали разнообразные мировоззренческие мифы о происхождении мироздания и человека. С превращением языческого культа в самостоятельную силу языческий ритуал переходит в ритуал магический. На первый взгляд, магия уже подобна науке: она предполагает наличие в мире необходимых связей, причинно-действенных отношений. Кроме того, магия имеет свою неподражаемую технику. Однако магия исходит из нереальных связей и отношений. Так, она полагает, что имитация процесса и сам процесс связаны между собой; на самом же деле это не так: например, разбрызгивание воды не может вызвать дождь или сожжение волос само по себе не причиняет вред их хозяину.

Возникновение философии было не только формальным, но и содержательным переворотом в духовной культуре. Философия возникает на определенном этапе развития общества, а именно в начале «века железа». Развитию логического мышления способствовало распространение монеты. Философия возникает как разрешение противоречия между художественно-мифологическими представлениями и интеллектуальной деятельностью людей, связанной с решением жизненно необходимых задач рода и племени. Интеллект начинает вторгаться в область первобытного мировоззрения. От мифологии философия наследует установку на большие вопросы, а от интеллекта – решение этих вопросов логическими средствами.

III. В содержании философского знания можно вычленить части, относящиеся к гуманитарным наукам. В числе наиболее ярких философских систем с этой точки зрения выступают концепции Паскаля, Кьеркегора, Шестова. В гуманитарном познании ученый сталкивается с живым человеческим духом. Специфическим способом здесь является понимание. Это погружение в «мир смыслов», мир переживаний. Гуманитарное знание связано с герменевтикой как искусством истолкования текстов. Герменевтика – один из методов философии, при помощи которых возможно понимание; это искусство интерпретации, постижения смыслов.

Действительно, размышляя над своим «я», человек может совершать глубочайшую философскую работу, подходить к огромным философским достижениям. Философские размышления, свойственные людям – не профессиональным философам – и формирует то, что называется мудростью. С другой стороны, и специалисты-философы способны достигать «мудрости». Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Буквальное значение слова «мудрость» таково. Это понятие «sophia”, означающее “мудрость”. Отсюда философия и получает свое название “любовь к мудрости”. У греков философия означала “стремление к пониманию”. Традиция связывать философию с мудростью означает определенный этап становления философии как научного знания.

Еще одна ипостась философского познания – его трансцендирующий характер. «Трансцендентальный». По мысли С. Л. Франка, человек всегда окружен непостижимым, мы постигаем лишь некоторую частицу окружающего нас мира и собственного, внутреннего мира; как внешний, так и внутренний мир до конца не познаваемы. Там, где разум обнаруживает свою ограниченность, способно помочь «трансцендентальное». Посредством его мы доходим до первоосновы нашей души. Трансцендирование хотя и не дает определенного и точного знания, как рациональность, разум, тем не менее оно способно уловить некоторые глубинные свойства постигаемого бытия.

Постижение первоосновы мира происходит также благодаря медитации. Углубляясь в себя, человек постигает мир в его первооснове, а углубляясь в первооснову, человек все более постигает себя. Медитация – это умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности. Соматическое состояние медитирующего характеризуется расслабленностью, а умонастроение – приподнятостью и некоторой отрешенностью. Методики медитации различаются наборами технических приемов.

Можно утверждать, что философское знание имеет комплексный, интегральный характер. В этом смысле философия – наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи. Все виды духовной деятельности человека реализованы в философии. И если будут обнаружены еще какие-либо познавательные способности человека и открыты иные сферы его деятельности, то и философское познание обретет новые стороны, новые грани.

Можно рассматривать философию как науку или как мировоззрение, и в этом случае у философии будет свой предмет – это вопрос о соотношении бытия и сознания, в какие бы формы мы его ни облекали. Но есть еще один оригинальный подход, не связывающий философию ни с каким бы то ни было мировоззрением, ни тем более с наукой. Данный подход представлен отчасти Э. Гуссерлем, а из современных философов – М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорским, а также М. И. Ненашевым.

2 комментария
Понравилась публикация?
18 / -1
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 2
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Казмерчук Мария Константиновна
Подписчиков 75
сегодня, 12:22
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг82.6к
Каждый человек делает дрожжевое тесто по разному, но меня бабушка научила делать ...
Подробнее
Неинтересно
0
2
Тоболин Александр Александрович
Подписчиков 58093
24.05.2024, 13:54
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг11.9М
На днях забрал решение и исп.лист по ранее выигранному делу к довольно частному в последнее время ответчику,...
Подробнее
Неинтересно
-5
8
Кусакин Егор Дмитриевич
Подписчиков 72
сегодня, 10:17
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг34.5к
Больше видео в телеграм, Егорка Фой
Подробнее
Неинтересно
00:08
Поделитесь этим видео
0
3
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5275
вчера, 13:26
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.7М
Подробнее
Неинтересно
00:06
Поделитесь этим видео
0
56
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5275
вчера, 13:23
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг13.7М
Подробнее
Неинтересно
00:13
Поделитесь этим видео
-1
99
Валерий Ш
Подписчиков 26873
вчера, 19:21
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг45.1М
Нам всем казалось, что великолепно сыграть Глеба Жеглова смог только Владимир ...
Подробнее
Неинтересно
02:21
Поделитесь этим видео
0
42
Да? Нет? Наверное!
Подписчиков 3334797
сегодня, 09:34
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев сообщил, что 27 мая ВСУ пытались ...
Подробнее
Неинтересно
0
17
Тарабукина Ирина Ивановна
Подписчиков 7188
вчера, 15:58
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.2М
Наверняка, согласятся все, что одежда играет значительную роль в современной жизни. И не только тем,...
Подробнее
Неинтересно
0
34
Колотилин Алексей Валерьевич
Подписчиков 9221
вчера, 14:28
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9.9М
Фотография с сайта: https://www.sunhome.ru/magic/110080Проклятие - явь или вымысел?Ко мне иногда ...
Подробнее
Неинтересно
-1
37
Казмерчук Мария Константиновна
Подписчиков 75
сегодня, 12:22
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг82.6к
Каждый человек делает дрожжевое тесто по разному, но меня бабушка научила делать ...
Подробнее
Неинтересно
0
2
Ахмедова Асия
Подписчиков 218
сегодня, 09:10
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг412.5к
Очень красивый салат который украсит праздничный стол, а также его не сложно готовить и каждый день)))
Подробнее
Неинтересно
00:24
Поделитесь этим видео
0
4
Дмитрий
Подписчиков 6
сегодня, 08:23
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9360
С Днем Рождения, Петербург 🥳
Подробнее
Неинтересно
0
8
Сальников Валерий Валерьевич
Подписчиков 247
вчера, 18:27
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг395.2к
Добрый день. Наши пограничники демонтировать будут установленные Эстонии.
Подробнее
Неинтересно
01:14
Поделитесь этим видео
-1
13