Путешествия и чудеса в Средние века (часть 3-я)
Чудесные Индия и Африка
Давайте, прежде всего, дадим краткое определение чудес: они обозначают то, что удивляет, то, что кажется странным или даже противоречащим природе. Мы должны добавить также элемент экзотики и фэнтези, а также смесь красоты и ужаса. Таким образом, чудеса могут быть как возвышенными, так и ужасающими.
Для начала мы можем остановиться на двух примерах чудесных мест (включая их жителей) для средневекового человека: Индии и Африке.
Первый появляется очень рано в средневековом воображении Запада, поскольку он ассоциируется с Александром Македонским, античной фигурой, которая остается центральной в средние века. Средневековый человек (включая Христофора Колумба) больше всего рассматривал Индию как место Земного Рая, поскольку до позднего времени это было самое отдаленное известное место. Говорят, что именно здесь находятся Гог и Магог, которые, как считается, мешают людям попасть в Рай. Как это ни парадоксально, Индия также была страной монстров, начиная с девятого и десятого веков, в рукописях, миниатюрах или скульптурах; вот где были бы, например, люди с собачьими головами или циклопы. Среди других чудес, которые, как говорят, скрывает Индия, мы также можем упомянуть фонтан Молодости, Феникса, Единорога или даже Солнечное дерево и Лунное дерево, создающее оракулов. Это не мешает населять эту чудесную страну: города многочисленны и огромны, богаты драгоценными материалами и продуктами питания. Что касается местных жителей, то они делятся на две категории: брамины, которые, как говорят, набожны и рассматриваются как примитивы с природными добродетелями (будущий «добрый дикарь»); остальные были бы гораздо более устрашающими, настоящими дикарями, лишенными рта, поедающими экскременты и являющимися каннибалами, ходящими голыми и имеющими множество недостатков, кровосмесительные тенденции! Таким образом, Индия для средневекового человека - это место всех мечтаний и фантазий.

Об Африке гораздо меньше говорят и «знают», за исключением Египта и Эфиопии. Что поражает жителей Запада в средние века, так это климат и люди Африки. Жара не позволяла жить, вызывая диарею и преждевременное старение, как сообщает доминиканец Винсент де Бове в Сент-Луисе в 1244 году в своем Speculum Majus. Поэтому мужчины, пострадавшие от жары, темнокожие и с вьющимися волосами. Это видение напрямую вдохновлено античностью, поскольку путешественники Средневековья сами достигли этих краев лишь с опозданием.
Картографам XIII, XIV и даже начала XV веков было очень трудно определить местонахождение Африки и оценить ее размеры и форму.
Это незнание логически усиливает чудесное представление об Африке: это земля, вымощенная золотом (согласно Планисфере Пизигани в XIII веке), и считается, что ее жители наделены великой добродетелью, будучи «доблестными воинами и прекрасными любовниками». Их отказ от собственности также рассматривается как доказательство их высокой моральной ценности. Однако это позитивное видение не является исключительным, и именно кожа африканца вызывает первое неприятие: жители Эфиопии, «обожженные жарой, имеют чрезвычайно черные лица, ужасный внешний вид и распутные отношения. ; они полностью искажены чернотой греха », - пишет аббат Шпрингирбаха в тринадцатом веке.
Этот на этот раз негативный взгляд имеет языческое происхождение, поскольку темнота (и, следовательно, черный цвет) ассоциируется с подземным миром; черный цвет в средние века становится синонимом порока и греха, и африканец ассоциируется с ним. В сознании людей это оправдывает то, что при встрече с этими народами мы зашли так далеко, что начали крестовый поход, как это сделал Николай V в середине пятнадцатого века, против «этих гигантских негров с непомерно большими половыми органами, которые большую часть времени проводят в воде, чтобы защитить себя от жары». Торговля людьми уже не за горами…
Продолжение следует...
Спасибо за прочтение. Благодарю за ваши «лайки», комментарии. Подписывайтесь на мой канал!
Спасибо за отличную статью 😉👍
И Вам Спасибо!!!