Роль чудес в сознании средневекового путешественника
Роль чудес в сознании путешественника
Путешественник Средневековья уже имеет в своем сознании мировоззрение, вдохновленное текстами древних и литературой своего времени, и иногда он ожидает встретить чудеса на своем пути, когда ему предстоит пересечь неизведанные земли. Однако цель этих исследователей - описать мир таким, каким они его видят, не обязательно доказывать или опровергать существование этих чудес, поскольку для многих из них они не совсем доверчивы к описаниям, которые они читают в древних текстах. Или даже современные путевые заметки.
Уже в тринадцатом веке исследователи, возможно, ожидали встретить чудовищных существ, описанных в Картине мира Госсуина (1240 г.). Думают ли миссионеры План Карпин и Рубрук, о которых мы уже упоминали, что они встречают циклопов, ходящих на одной ноге, или знаменитых киноцефалов? Сам Марко Поло, возможно, думал о том, чтобы встретить этих людей с собачьими головами или гигантских птиц на своем пути в Китай; термин «чудеса», кстати, повторяется сто двадцать раз в "Девизе мира". Когда он упоминает Бадаскиан (современный Афганистан), венецианец ссылается на легенду о лошадях, рожденных с рогами, потомках Буцефала Александра, намекая на то, что прекрасные лошади, которых он обнаруживает в этой стране, возможно, косвенно произошли от знаменитого скакуна Грека; мы остаемся на границе с Грецией, о реальности и мифе. Роль Александра Македонского занимает центральное место в сознании путешественников того времени, в частности, благодаря роману Александра; таким образом, когда они проезжают Дарьяль, недалеко от Каспийского моря, они проходят через Железные ворота, за которыми, как говорят, Александр запер Гога и Магога.
Еще один важный миф в сознании средневекового путешественника – это письмо священника Иоанна, о котором мы уже упоминали, и одной из целей исследователей может быть проверка того, не является ли священник Иоанн на самом деле Великим ханом. Мы видели, что с путешествиями Рубрука и особенно Марко Поло (который жил при дворе хана) миф переносится в Африку, где священник Иоанн до самого конца пятнадцатого века ассоциировался с Негусом. Тем не менее, несмотря на то, что священник Иоанн "обнаружен" и, следовательно, миф раскрыт, легенда продолжает печататься до XVI века. Таким образом, может показаться, что люди того времени умели делиться вещами, оставаясь при этом открытыми для открытий мира.

Христофор Колумб, вдохновленный чудесами?
Однако следует задаться вопросом о важности чудес в Великих открытиях и о том, как далеко исследователи в них верили, во всяком случае, для некоторых. Когда Христофор Колумб упоминает о подготовке к своему путешествию в Индию, он заявляет: «Разум, математика и картография мира не принесли мне никакой пользы». Вдохновленный именно Марко Поло, он ожидал встретить на своем пути Чипанго (Япония, которую он путал с Кубой), дворцы, покрытые золотом, по мнению венецианцев, и встретить чудеса, о которых он читал в различных книгах, сочетающих путешествия и чудеса, таких как Книга чудес светаЖан де Мандевиль (1356). Колумб заходит так далеко, что интерпретирует слова туземцев, которых он встретил в ноябре 1492 года, полагая, что они рассказывают ему о стране циклопов и королевстве амазонок. Его надежда в конечном итоге открыть для себя Земной рай, и он думает, что приблизился к нему, открыв для себя пресные воды Ориноко, уходящие далеко в море…
Очевидно, золото - один из самых сильных таких мифов; согласно Лас Касасу, Колумб воображал, что «он находится в двух шагах от источника золота и что Бог должен показать ему точное место, где его добывают». Впоследствии стало известно, какое очарование имело золото для конкистадоров шестнадцатого века, чему способствовал миф о Солнце и городе-солнце, ознаменовавший эпоху Возрождения; это выходит далеко за рамки жажды наживы (хотя это не следует отрицать). Действительно, путешествия и открытия рассматривались с пятнадцатого века как способ почитания Бога, и они заменили в умах современников крестовый поход, который стал практически невозможным.
На самом деле в позднем средневековье существовало две традиции: традиция, возникшая в XIII веке и основанная на опыте Востока, которая, по общему признанию, частично пронизана чудесными образами, но в основном открыта для новизны и наблюдений; и тот, который сводит исследование к своего рода опыту мистика, близкая к рыцарскому идеалу и все еще вдохновленная литературой древних; это пример Христофора Колумба или тех португальцев, отправившихся в «крестовый поход» в Гвинею, и на который ссылается Эан де Зурара, библиотекарь Генриха Мореплавателя, в своей книге "Путешествие и чудеса в средние века". Примечательные факты завоевания Гвинеи.
Чудеса и реальность
Мы видели, что в сознании средневекового путешественника очень присутствует чудесное, независимо от того, знает ли он, как воспринимать его задним числом, или вдохновляется им в своих путешествиях. Но изменили ли великие исследования позднего средневековья и особенно Великие открытия его мировоззрение и ослабили его прекрасные образы?
Эволюция идет медленно, и в рассказах о путешествиях позднего средневековья (и за его пределами) многие продолжают путать чудеса с реальностью, несмотря на параллельный прогресс в картографии. Древние долгое время оставались эталоном в вопросах географии и мировоззрения, особенно с гуманизмом эпохи Возрождения. Исследователи, кстати, рассматриваются как продолжатели древних, но все больше внимания уделяется наблюдению и опыту. Потому что, если уважение к древним сохраняется, нужно также уметь превзойти их, чтобы уважать их.
Этот опыт лежит в основе изменений в мировоззрении в конце пятнадцатого века (например, с путешественником Жеромом Мюнцером), и (по общему признанию, медленное) осознание существования Нового Мира, игнорируемого древними, в первые десятилетия XVI века вбивает гвоздь в основу мировоззрения. С тех пор чудеса не могут не оставаться легендами и постепенно стираются перед лицом реальности обнаруженных и наблюдаемых вещей. Мировоззрение радикально меняется, и он вступает в современную эпоху.
Спасибо за прочтение. Благодарю за ваши «лайки», комментарии. Подписывайтесь на мой канал!
Путешественник Средневековья питается своим сознанием мира, которое сформировалось под влиянием различных текстов и литературы его времени. Во-первых, католическая церковь играла огромную роль в того времени и оказывала сильное влияние на взгляды путешественника. Его мировоззрение, вероятно, отражало религиозную веру и уважение к правилам и нормам христианства.
Давние тексты, такие как Библия, собрание евангелий, откровения и другие религиозные тексты, вероятно, сыграли важную роль в формировании представлений путешественника о мире и его ценностях. Вероятно, путешественник был провозгласителем христианской веры и делал все возможное, чтобы распространить и утвердить эту веру на новых территориях.
Распространить и утвердить эту веру на новых территориях - скорей всего так и было.
Прочитал все четыре части, интересно, спасибо.
И Вам спасибо.