То, что Apple сделала с Nokia, Tesla теперь делает с автомобильной промышленностью
Джон Нотон
На этой неделе мне на почту пришла интригующая новость. В нем говорится, что в первом квартале этого года электромобиль (EV) стал самым продаваемым автомобилем в мире, опередив Toyota Corolla. Знаю, знаю, дорогой читатель: вы думаете, что это не новость типа « Маленькое землетрясение в Чили, не так много погибших ». Но для тех из нас, кто обречен следовать за индустрией высоких технологий, в ней важны три вещи: побежденным автомобилем была Corolla, электромобилем была Tesla (хэтчбек Model Y), а второе место принадлежит Toyota.
Бедная Corolla получает много пренебрежительных взглядов от автолюбителей, которые рассказывают о ней грубые шутки и считают автомобиль пресным, лишенным воображения и скучным. Однако нормальные люди всегда считали его одним из лучших доступных компактных автомобилей с хорошей топливной экономичностью, впечатляющей надежностью и отличным объемом багажника. И они подкрепляют это суждение своими кошельками в течение многих лет. Так что на фронте продаж Corolla не была пустяком.
Несмотря на это, его обогнала Тесла. Когда Илон Маск и его соучредители приступили к производству автомобилей в 2004–2005 годах, их первым продуктом был Roadster — дорогой спортивный автомобиль премиум-класса (на базе шасси Lotus Elite), предназначенный для богатых первых пользователей (известных как фанаты Кремниевой долины). денег больше, чем смысла. Однако с самого начала Маск — с характерной для него бравадой — настаивал на том, что долгосрочной стратегической целью компании является создание доступных электромобилей для массового рынка — массовых автомобилей, включая седаны и доступные компакты.

В то время многие из нас (включая этого обозревателя) сочли это довольно высокомерным. Так же поступила и автомобильная промышленность в целом, отреагировав либо недоверчиво, либо скептически, либо и то, и другое. В конце концов, это была огромная глобальная индустрия, в которой доминировали такие компании, как Toyota, VW, Hyundai/Kia, Ford, General Motors, Porsche, Mercedes и BMW — корпорации, которые овладели трудным искусством производства этих сложных продуктов в огромных масштабах. И делал это полвека или больше. Конечно, у Теслы может быть будущее в производстве экзотических, дорогих, специализированных автомобилей — например, таких, как Jaguar в старые времена. Но как массового производителя автомобилей, которые будут покупать обычные люди?
Грубо говоря, электромобиль — это, по сути, гигантский скейтборд — думайте об этом как о программном обеспечении с колесами.
Как ни странно, новость о затмении Corolla вызвала воспоминания о другой новости, появившейся летом 2007 года. Дело в том, что Apple, тогда еще небольшой, но смелый производитель компьютеров, разработала телефон! Реакцией мировой индустрии мобильных телефонов (включая производителей и телекоммуникационные сети) было забавное недоверие. Конечно (пошла реакция), iPhone Стива Джобса казался умным и инновационным — портативный компьютер с подключением к Интернету, который также мог совершать голосовые вызовы. Но в устройстве не было нормальной клавиатуры, и нельзя было даже заменить аккумулятор.! Кроме того, мысль о том, что компьютерная компания, не имеющая опыта работы с мобильными телефонами, может пробиться в огромную отрасль, в которой доминируют такие компании, как Nokia, которая создавала отличные комплекты и знала, что делает, была фантастической.
Что ж, мы знаем, чем закончилась эта история. Большинство из примерно 5 миллиардов мобильных телефонов, используемых в настоящее время по всему миру, представляют собой смартфоны на базе модели iPhone : карманные компьютеры с подключением к Интернету, которые также могут совершать голосовые вызовы.

Конечно, это не произошло в одночасье. Среди прочего, революция смартфонов была бы невозможна без повсеместного мобильного широкополосного доступа и создания глобальной инфраструктуры колоссальных центров обработки данных, которые делают возможными облачные вычисления. Но, хорошо это или плохо, это случилось.
Оглядываясь назад, как известно, единственная точная наука, поэтому легко высмеивать существующие отрасли за то, что они обманывают будущее. И история никогда не повторяется в точности. Но в этой области между технологической и автомобильной промышленностью прослеживаются некоторые интересные сходства. Nokia , например, была отличной компанией, но она была основана на идее, что аппаратное обеспечение телефона важнее всего, а программное обеспечение отходит на второй план. У модели iPhone/смартфона все наоборот.
Toyota, в свою очередь, была (и остается) отличной компанией. В конце концов, она изобрела « бережливую машину » — то, как сегодня производятся все автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). А современные автомобили с ДВС в какой-то степени управляются программным обеспечением. Но вы не можете сделать электромобиль, просто вынув двигатель и заменив его электродвигателем и аккумулятором вместо топливного бака: вам нужно переосмыслить всю концепцию, как Apple переосмыслила мобильный телефон. Грубо говоря, электромобиль — это, по сути, гигантский скейтборд: батарея — это доска с моторами и колесами по четырем углам, и вся машина управляется сетевыми компьютерами. Думайте об этом как о программном обеспечении с колесами.

Что, конечно же, поднимает вопрос: является ли Toyota новой Nokia ? Ответ зависит от Toyota. Я только что зашел к дилеру, чтобы увидеть его первый настоящий электромобиль: bZ4X. Это внедорожник и уродлив, как и все внедорожники. Но, по крайней мере, это скейтборд. И дешевле Теслы.